Обязательная маркировка пива
В 2023 году начнется обязательная маркировка пива и пивных напитков. Сейчас идет эксперимент, в ходе которого тестируются процессы нанесения кодов, перемещения и продаж. Рассказываем последние новости, как работать с маркированным пивом, какое оборудование необходимо и с чего начать подготовку.
Что вы узнаете
Что такое маркировка
С 2019 года в России введена государственная система обязательной маркировки товаров. Для борьбы с контрафактом на товар наносят специальный цифровой Data Matrix, по которому можно отследить весь путь продукта от производителя до потребителя. К 2024 году Правительство России планирует промаркировать товары всех отраслей промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания. Не станет исключением и пиво.
Закон о маркировке пива
Эксперимент по маркировке пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков проводится в соответствии с Поручением Президента РФ от 10 октября 2020 года № Пр-1648.
Перечень продукции для маркировки пива, правила и сроки регулируют нормативно-правовые акты:
ЕГАИС Алкоголь и Маркировка пива — в чем разница?
Сейчас продавцы пива отчитываются в ЕГАИС о факте закупки продукции и ведут журнал учета розничных продаж по форме ФСРАР. Путь каждой отдельной бутылки не прослеживается.
Маркировка пива акцизными марками по аналогии с маркировкой крепкого алкоголя технически невозможна из-за высокой скорости линии розлива:
- 90 тысяч бутылок/час для пива;
- 20 тысяч бутылок/час для крепкого алкоголя.
Если добавить оборудование для нанесения «акцизок», производительность снизится. Поэтому было предложено использовать маркировку Data Matrix. С его помощью государство отследит перемещения каждой бутылки пива, а также канистр и кег. Эту идею поддержал и Минпромторг.
Эксперимент по маркировке пива и пивных напитков
Эксперимент по маркировке пива поможет отточить все процессы и законодательную базу до мелочей. За это время будут протестированы способы нанесения кодов маркировки на бутылки и кеги пива.
Эксперимент закончится 28 февраля 2023 года.
Участие в нем поможет заранее наладить все бизнес-процессы еще до начала обязательной маркировки, а значит — до того, как начнут применять штрафы.
Участие в эксперименте добровольное. Чтобы подключиться к пилоту, оставьте заявку.
Какая пивная продукция подлежит маркировке
Маркировка затронет не только пиво, но и пивные напитки, медовуху, сидр, слабоалкогольные напитки брожения, пуаре.
Перечень товаров с кодами ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС для эксперимента указаны в Постановлении Правительства от 17 февраля 2021 года № 204, точный список для обязательной маркировки будет утвержден после окончания пилота.
Код ОКПД 2 | Наименование товарной позиции по ТН ВЭД ЕАЭС | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование продукции по ОКПД 2 |
---|---|---|---|
2203 00 010 0 | Пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее, в бутылках | 11.05.10.120 11.05.10.130 | Пиво крепостью от 0,5 до 8,6% включительно, пиво крепостью свыше 8,6% |
2203 00 090 0 | Прочее пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее (за исключением пивных напитков) | ||
2203 00 100 0 | Пиво солодовое в сосудах емкостью более 10 л | ||
2202 91 000 0 | Безалкогольное пиво | 11.05.10.110 11.07.19.129 | Пиво крепостью до 0,5%, напитки брожения прочие |
2203 00 090 0 | Прочее пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее (в части пивных напитков) | 11.05.10.160 | Напитки, изготавливаемые на основе пива (напитки пивные) |
2206 00 310 0 | Сидр и грушевый сидр игристые | 11.03.10.211 11.03.10.212 | Cидры, пуаре |
2206 00 510 0 | Сидр и грушевый сидр неигристые, в сосудах емкостью 2 л или менее | ||
2206 00 810 0 | Сидр и грушевый сидр неигристые, в сосудах емкостью более 2 л | ||
2206 00 390 1 | Прочие напитки сброженные игристые с фактической концентрацией спирта не более 7 об.% | 11.03.10.210 | Напитки слабоалкогольные брожения |
2206 00 590 1 | Прочие напитки сброженные неигристые, в сосудах емкостью 2 л или менее, с фактической концентрацией спирта не более 7 об.% | 11.03.10.213 11.03.10.219 | Медовуха, напитки слабоалкогольные брожения прочие |
2206 00 890 1 | Прочие напитки сброженные неигристые, в сосудах емкостью более 2 л, с фактической концентрацией спирта не более 7 об.% |
Схема работы
Точная схема работы с маркированным пивом и пивными напитками будет определена после завершения пилота.

1. Производитель или импортер получает коды в системе маркировки, размещает их на бутылках/кегах.
2. При отгрузке производитель формирует товарно-транспортную накладную (ТТН) и регистрирует ее в ЕГАИС.
3. Дистрибьютор получает ТТН из ЕГАИС, сверяет фактически поступившую продукцию с ТТН, подтверждает или отклоняет накладную.
4. Отгружая товар розничному магазину, дистрибьютор также оформляет ТТН, распечатывает накладную и передает магазину вместе с товаром.
5. Точка продаж розничного магазина получает ТТН из ЕГАИС, сверяет фактически поступившую продукцию с ТТН, а затем обрабатывает накладную. При продаже бутылок или подключении кеги оформляется списание и передается в ЕГАИС.
Как подготовиться к маркировке пива
Зарегистрируйтесь в Честном знаке
Для регистрации в системе маркировки и участия в добровольных экспериментах перейдите на сайт Честного знака, нажмите «Зарегистрироваться». Выберите товарную категорию «Другое» и отправьте заявку. С вами свяжутся специалисты ЦРПТ. Вам понадобится УКЭП на носителе Рутокен.
Получить электронную подписьЕсли вы производитель или импортер, зарегистрируйте продукцию в Национальном каталоге.
Подготовьтесь к изменениям в бизнес-процессах. Для этого вам потребуется:
- Производителям и импортерам — оборудование для печати и сканирования кодов.
- Для розницы — онлайн-касса с ОФД.
Касса, учет и маркировка — в одной программе
Автоматизируйте свой магазин сейчас, и переход на новые правила будет простым и незаметным. После введения маркировки ваши продавцы будут сканировать вместо штрихкода код маркировки, а если продаете пиво на розлив, то СБИС в момент вскрытия кеги сформирует документ списания.




Все материалы на этой странице носят информационный характер и не являются рекламой алкогольной продукции