Что проверяет Роспотребнадзор в магазине

Рассказываем, чего владельцам магазинов ждать от визита сотрудников Роспотребнадзора и как действовать, если инспектор нарушил правила проверок или вы не согласны с ее результатами.

Лада Булавицкая

Эксперт по правовому сопровождению ритейла, основатель юридической компании RetailTrust

Что в статье

Что проверяет Роспотребнадзор

Ведомство контролирует, как магазины соблюдают законодательство в трех основных направлениях:

  • Санитарно-эпидемиологическое требования. Инспекторы проверяют качество и безопасность продуктов питания, соответствие техническим регламентам и СанПиНам. В частности, оценивают условия хранения и сроки годности товаров, чистоту помещений, смотрят наличие медкнижек у сотрудников. Эту часть надзора регулирует Постановление Правительства от 30.06.2021 № 1100.

  • Соблюдение прав потребителей. Инспекторы выявляют случаи, когда ритейлеры продают некачественные товары или вводят потребителей в заблуждение относительно их свойств, отправляют рекламные сообщения без согласия клиента, навязывают услуги (к примеру, расширенную гарантию на технику), продают немаркированные продукты и изделия, нарушают другие правила торговли. Эта сфера проверок регламентирована Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1005.

  • Защита детей и подростков от вредоносной информации. Для магазинов это означает, что можно продавать только печатную продукцию (газеты, журналы, книги), которая содержит возрастную маркировку: «0+», «6+», «12+», «16+», «18+». Особенности проверок в этом направлении определяет Постановление Правительства от 25.06.2021 №1019.

🕵️ Что смотрит РПН при проверке в магазине — зависит от специфики бизнеса и причины проверки

В продуктовом магазине проверят товарное соседство, соблюдение требований к температуре хранения, отсутствие просроченных товаров и наличие маркировки. Для магазина одежды, обувного, детских товаров также важно наличие маркировки и сертификатов соответствия. В алкогольном магазине могут провести контрольную закупку, чтобы узнать, не нарушает ли точка запрет на продажу спиртного после 23:00 или несовершеннолетним.

Если Роспотребнадзор пришел в магазин по жалобе покупателя, то инспекторы будут смотреть только то, что касается поступившей претензии. Например, если покупатель пожаловался на отсутствие сертификатов на детскую игрушку, то проверят только эту игрушку и документы на партию.

Обязательный минимум, который должен быть в любой торговой точке: оформленные ценники, уголок потребителя и режим работы магазина. С 2021 года книга жалоб для розничной торговли отменена.

Виды проверок

  • 📆 Плановые визиты инспекторов. О них известно заранее: график проверок на год размещен на сайте РПН. Но до 2030 года инспекторы могут планово прийти только в аптеки и магазины, которые продают ювелирные изделия (Постановление Правительства от 23.11.2009 № 944), а также в розничные точки, у которых находили нарушения за последние 3 года.

  • ⚡️ Внеплановые проверки. Чаще всего их проводят, когда в ведомство поступила жалоба от покупателя, например, если продуктовый магазин торгует просроченными товарами. Также по обращениям могут проверить соблюдение прав потребителей или указание возраста читателей на печатных изданиях.

    Еще основания для внеплановых проверок:

    • Ситуации повышенного риска, например несколько случаев острой кишечной инфекции после покупок готовых блюд в магазине. Или указание от президента или правительства после резонансного события, например массового отравления людей.

    • Предприниматель не отчитался в установленный срок, что устранил недочеты по итогам прошедшей проверки.

    • Роспотребнадзор привлекают к проверке по требованию прокуратуры.

    О внеплановых проверках сообщают через «Госуслуги». Владелец магазина не позднее чем за сутки до визита инспекторов получает распоряжение, в котором указаны дата проверки и причина ее проведения. Документ могут продублировать на электронную почту.

Какие мероприятия проводят в рамках проверки

Плановая и внеплановая проверка торговой точки Роспотребнадзором может проходить по‑разному. Существуют 8 разновидностей контрольных мероприятий.

Выездная проверка: длится не более 10 рабочих дней

Инспектор приезжает в магазин и проводит комплексную проверку его деятельности. Он может запрашивать документы, опрашивать сотрудников, брать образцы, проводить экспертизы и использовать измерительные приборы

Инспекционный визит: длится 1 день, о визите заранее не предупреждают

Это облегченный вариант выездной проверки, полномочия инспектора ограничены: он не может проводить испытания или назначать экспертизу, требовать все документы, как при полной проверке.

При этом инспектор может осматривать помещения, общаться с сотрудниками, запросить отдельные документы, например медицинские книжки работников

Мониторинговая и контрольная закупка

При мониторинге инспектор под видом обычного покупателя приобретает товар, чтобы затем отправить его на экспертизу и проверить качество. Только после завершения покупки и получения товара он сообщает продавцу, что пришел с проверкой.

В рамках контрольной закупки товар не отправляют на экспертизу, а возвращают продавцу, если он не вызывает нареканий и не были нарушены правила торговли

Выборочный контроль: длительность не прописана в законе, о визите заранее не предупреждают

Инспектор в рамках визита отбирает товары, которые пойдут на контроль. Продукция проверяется либо на месте с использованием специальных инструментов, либо отправляется на экспертизу

Выездное обследование: длится не более 1 рабочего дня, о нем заранее не предупреждают

Инспектор приезжает на место, осматривает помещение, проводит измерения, берет пробы и общается с покупателями.

Особенность заключается в том, что ему запрещено контактировать с владельцем магазина и сотрудниками.

По результатам такого мероприятия нельзя выдать предписание об устранении нарушений или немедленно закрыть торговую точку

Рейдовый осмотр: длится не более 10 рабочих дней, заранее не уведомляют

Выездная проверка на объектах, где находится сразу много бизнесов: в торговых центрах, парках, на рынках, ярмарках и выставках‑продажах

Документарная проверка

Инспектор не выезжает на место, а запрашивает документы, объяснения или назначает экспертизу. Требования направляют через портал «Госуслуги», на email организации или обычной почтой.

Документы инспектору нужно передать не позднее 10 рабочих дней после получения требования.

Во время документарной проверки могут изучать устав, лицензии, медицинские книжки и должностные инструкции сотрудников, сертификаты и декларации на товары, журналы дезинсекции, график уборки помещений

Как вести себя во время визита инспекторов

  • 👮 Убедитесь, что посетитель — это действительно сотрудник Роспотребнадзора. Для этого попросите его предъявить служебное удостоверение.

  • 📑 Проверьте, имеет ли сотрудник ведомства право проводить проверку. Попросите инспектора показать постановление или распоряжение о контрольном мероприятии. В этом документе должна быть информация о виде и цели визита, а также адрес объекта проверки и перечень контрольных действий.

    Изучите внимательно перечень контрольных действий. Так вы сможете оценить, что Роспотребнадзор проверяет в магазине только те аспекты, которые обозначены в распоряжении.

    Просканируйте QR‑код, указанный в решении о проверке. Он должен вести к карточке контрольного мероприятия в реестре Генпрокуратуры. Проверьте, что на странице указаны данные о вашем бизнесе, а в качестве проверяющего указан инспектор, который проводит проверку.

  • 🤝 Не создавайте препятствий для инспекторов. Если документы на контрольно‑надзорное мероприятие в порядке, лучше сотрудничать с проверяющими. Впустите их в магазин, открывайте помещения, предоставляйте необходимую документацию и образцы товаров — это ваша обязанность.

    Контрольные мероприятия в сфере санитарно‑эпидемиологического благополучия всегда фиксируются на видео. Если сотрудники магазина будут препятствовать проверке, например, вести себя агрессивно, инспекторы имеют право вызвать полицию, чтобы обеспечить свою безопасность.

  • 📱 Фиксируйте возможные нарушения. Право снимать процесс проверки на видео имеет не только инспектор, но и проверяемая сторона. Запись может оказаться полезной, если сотрудники надзорного органа допустят нарушения. У каждого вида контрольно‑надзорных мероприятий есть определенный перечень действий. Например, при рейдовом осмотре не предусмотрено получение проб. Если инспектор берет пробы, это будет считаться нарушением.

Получайте новые статьи на почту

Я соглашаюсь на обработку персональных данных и присоединяюсь к регламенту СБИС

Как оформляют итоги проверки

Когда проверка магазина Роспотребнадзором завершится, инспектор оформляет акт, показывает его владельцу магазина или его доверенному лицу и просит поставить подпись. Если выявлены нарушения, их вносят в акт.

Даже если вы не согласны с результатами, подпишите акт проверки. Отсутствие подписи не поможет оспорить результаты и не продлит срок для устранения нарушений или оплаты штрафов.

В зависимости от вида нарушения бизнес ожидают следующие последствия:

  • устные рекомендации исполнить санитарные правила и другие требования нормативных документов;
  • предписание об устранении нарушения, в котором указывается срок исполнения;
  • протокол об административном правонарушении, который рассматривает суд или санитарный врач из РПН;
  • временное закрытие точки продаж до рассмотрения дела в ведомстве или суде, если есть угроза здоровью и жизни людей (ст. 27.16 КоАП);
  • изъятие опасной продукции.

Что делать, если вы не согласны с результатами проверки

  • 🤔 Что можно обжаловать. Сроки для устранения нарушений, штрафы и приостановку деятельности.

  • ✍️ Как действовать. Итоги проверки сначала оспаривают в досудебном порядке. Для этого пишут жалобу руководителю отдела Роспотребнадзора своего региона, который проводил проверку. Если он откажет в обжаловании, следующий шаг — отправить жалобу в вышестоящие инстанции: в областной отдел РПН, далее — в федеральный.

  • 🕚 Сроки обжалования. С даты получения предписания об устранении нарушений — 10 рабочих дней. Для досудебного обжалования — 30 календарных дней с момента, когда владелец магазина узнал о нарушении своих прав.

  • 🕒 Срок получения ответа на жалобу. С даты регистрации заявления — в течение 15 рабочих дней. Рассмотренную жалобу должны удовлетворить или предоставить отказ. Отказ в пересмотре итогов является поводом для обращения в суд.

Пример обжалования из судебной практики

Дело № А41‑26733/2015 (Арбитражный суд Московской области)

ООО «Компания» оспаривало предписание Роспотребнадзора по результатам проверки, которая выявила нарушение санитарных норм. Компания утверждала, что проверка была проведена с нарушениями: без уведомления и с превышением полномочий инспекторов, которые добавили в проверку вопросы, не относящиеся к заявленной теме. Также компания предоставила доказательства отсутствия или неправомерной интерпретации нарушений инспектором.

Суд изучил все доказательства и аргументы сторон, включая материалы проверки Роспотребнадзора и представленные компанией документы. В результате признал предписание Роспотребнадзора недействительным на основании следующих выводов: проверку провели с нарушением установленных процедур, действия инспектора выходили за рамки его полномочий, выводы проверки были недостаточно обоснованными и недостоверными.

Saby (СБИС) для магазинов любого формата

  • Контроль за сроками годности

  • Автоматическая проверка кодов маркировки и передача данных в «Честный знак»

  • Запрет продажи алкоголя в определенные часы и дни

  • Готовый конструктор ценников

  • Привязка видеонаблюдения к каждому чеку

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее