Управление персоналом и расчет зарплаты

Как ИП стать работодателем

Как ИП стать работодателем

Многие индивидуальные предприниматели начинают свое дело в одиночку. Но когда бизнес растет, перед ИП встает вопрос о привлечении наемных работников.

Индивидуальный предприниматель, как и юридическое лицо, может принимать сотрудников на работу. При этом он приобретает статус работодателя, который обязывает его исполнять требования Трудового законодательства и Гражданского кодекса.

Ограничения по штату наемных работников

Трудовой кодекс не ограничивает предпринимателей в количестве сотрудников, которые могут у него работать. Однако если ИП применяет один из спецрежимов налогообложения (УСН, ЕНВД, ПСН), он должен соблюдать установленные для этих налоговых режимов условия о количестве нанятых работников:

  • ПСН — до 15 человек;
  • УСН и ЕНВД — до 100 человек.

Если ИП превысит установленное ограничение, он лишается права применять спецрежим и должен перейти на основную систему налогообложения. Для ОСНО количество работников не ограничено.

После того как вы определили численность сотрудников, можно приступать к оформлению трудовых отношений. Для этого выполните несколько простых шагов.

1. Оформляем прием на работу
2. Регистрируемся в ФСС
3. Ведем учет зарплаты
4. Уплачиваем налоги
5. Сдаем отчетность

По трудовому договору

  1. По каждому сотруднику оформите прием на работу.

    Введите личные данные сотрудника (ФИО, пол, дату рождения, адрес прописки и другие), паспортные данные и СНИЛС. Укажите условия работы — должность, размер и вид начислений, график работы.

  2. В документе приема уже добавлены шаблоны кадровых документов. Распечатайте и дайте на подпись сотруднику:
    • заявление о приеме;
    • трудовой договор — в двух экземплярах;
    • приказ о приеме на работу;
    • личную карточку по форме Т-2;
    • заявление на вычет, если требуется.
  3. Сделайте в трудовой книжке запись о приеме на работу. Если сотрудник устраивается на работу впервые, заведите для него трудовую книжку.

По договору подряда

Если вам нужен специалист для выполнения определенного объема работ за ограниченный промежуток времени, заключите с ним договор подряда. Исполнитель по такому договору не числится в штате сотрудников и работает в удобное время без учета общего трудового распорядка. Главная задача специалиста — качественно выполнить работу и сдать ее результат в установленный договором срок.

  1. Оформите прием по договору подряда.

    В документе приема введите личные данные исполнителя (ФИО, пол, дату рождения, адрес прописки и другие), паспортные данные и СНИЛС. Укажите условия работы — предмет договора, размер вознаграждения и способ его выплаты.

  2. Распечатайте договор подряда в двух экземплярах и дайте на подпись исполнителю.

Итог: оформлен прием на работу — зарегистрируйтесь в ФСС.

ИП должен зарегистрироваться в качестве работодателя в Фонде социального страхования, если:

  • заключен первый трудовой договор;
  • заключен первый договор подряда, по условиям которого ИП должен уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Если по договору ГПХ предприниматель не должен уплачивать взносы на травматизм, регистрироваться в ФСС не нужно.

Пройдите регистрацию в течение 30 календарных дней с даты заключения первого договора. Штраф за просрочку составляет от 5 до 10 тысяч рублей.

Для регистрации предоставьте в территориальное отделение ФСС документы:

  • заявление о регистрации в качестве страхователя физического лица;
  • копию паспорта предпринимателя;
  • копии трудовых книжек работников — при регистрации в качестве страхователя, заключившего трудовой договор с работниками;
  • копию договора подряда — при регистрации в качестве страхователя, заключившего договор ГПХ;
  • доверенность, если документы подает уполномоченный представитель.

Документы можно подать лично, через Единый портал государственных услуг или почтовым отправлением.

Начиная с 2017 года ИП не нужно регистрироваться в качестве работодателя в Пенсионном фонде. Однако чтобы предприниматель мог отправлять отчетность в ПФР, нужно заключить Соглашение об обмене электронными документами.

Итог: ИП зарегистрирован в качестве работодателя — начните вести учет зарплаты.

  1. Чтобы СБИС правильно рассчитывал зарплату, проведите первоначальную настройку.
  2. В течение месяца учитывайте рабочее время сотрудников. Оформляйте больничные и отпуска, если требуется.
  3. Выплачивайте сотрудникам аванс.
  4. В конце месяца проверяйте табель.
  5. СБИС рассчитает сумму зарплаты, НДФЛ и страховые взносы по всем сотрудникам. Вам останется только проверить расчет.

    Откройте расчетный листок сотрудника, чтобы посмотреть подробную информацию по начисленным и удержанным суммам.

    Чтобы рассчитаться с исполнителями по договору подряда, добавьте начисление в расчетном листке работника. При этом НДФЛ и страховые взносы рассчитаются автоматически.

  6. Выплатите доход работникам.
  7. Закройте месяц расчета.

Итог: зарплата рассчитана и выплачена — уплатите налоги.

НДФЛ

Уплачивайте НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты зарплаты. При выплате отпускных или больничных перечислите налог не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Прежде чем уплатить налог, проверьте рассчитанные суммы в ведомости на выплату на вкладке «НДФЛ». После этого нажмите «НДФЛ не перечислен», чтобы сформировать платежное поручение на уплату налога.

Страховые взносы

Начисленные за расчетный период взносы уплачивайте до 15 числа следующего месяца. Если 15 число выпадает на выходной или праздничный день, срок переносится на ближайший рабочий день.

За специалистов, работающих по договору ГПХ, работодатели не уплачивают взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это значит, что такие работники не могут получить пособие по болезни и по уходу за ребенком.

Используйте календарь налогов и отчетов, чтобы контролировать срок уплаты налогов и взносов, а также формировать платежные документы.

Итог: своевременно уплачены НДФЛ и страховые взносы — сдайте отчетность по зарплате.

По итогам отчетного периода сформируйте и отправьте отчетность по зарплате. Календарь налогов и отчетов подскажет, какие отчеты нужно сдать и в какой срок.

СБИС заполнит отчетность данными учета — вам нужно только проверить и отправить отчет.

Итог: своевременно сдана отчетность по зарплате.

Лицензия

Тарифы «Зарплата и кадры» и «HR-портал» сервиса «Управление персоналом».