Маркировка молока: сроки и схема работы, как подготовиться

В 2020 году начнется обязательная маркировка молочной продукции. Разберемся со сроками и схемой работы, как подготовиться, что делать с остатками и сколько стоят нарушения.

Нет времени разбираться? Поможем!

Закон о маркировке молочных продуктов

Маркировка молочки в режиме эксперимента началась 15 июля 2019 года в соответствии Постановлением Правительства РФ № 836 от 29 июня 2019 г. Завершится эксперимент 31 марта 2020 года.

Распоряжение Правительства РФ № 2647-р от 8 ноября 2019 года добавило молочные продукты в перечень товаров, подлежащих маркировке, и определило сроки введения.

Маркировка и система «Меркурий»: в чем разница

С 2018 года за движением товаров животного происхождения, и молока в том числе, уже следит государственная система Меркурий. Зачем нужно внедрять еще и маркировку? На сайте Честного знака это объясняется так: Меркурий отслеживает сырье, а Честный знак — готовую продукцию. То есть при изготовлении сметаны или йогурта Меркурий контролирует процесс производства самого молока, а Маркировка — уже следит за качеством готовой баночки от производителя до прилавка.

В настоящий момент ведется интеграция между двумя системами. В рамках эксперимента коды маркировки связываются с идентификатором (guid) производственного ВСД, и далее при передаче товара по торговой цепочке права собственности фиксируются в ГИС МТ на основании электронного УПД.

Сроки

  • С 15 июля 2019 по 31 декабря 2020— эксперимент по маркировке готовой молочной продукции.
  • С 20 января 2021 — начнется обязательной маркировки по определенным группам ТНВЭД. Какие это будут товары, определится по результатам эксперимента.
  • Не позднее 1 октября 2021 — обязательная маркировка по остальным группам готовой молочной продукции.

Участники маркировки молока

Производители молока — наносят на готовую молочную продукцию знак с цифровым криптокодомации — код Data Matrix. Подают в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот.

Дистрибьюторы — регистрируют получение и передачу его далее по цепочке через оператора ЭДО.

Розничные магазины — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу конечному клиенту с помощью онлайн-кассы.

Общепит — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО, перед приготовлением блюд выводят марки из оборота: сканируют код с товара и списывают с причиной «Для собственного оборота».

Схема работы

Схема работы с маркировкой молочной продукции

1. Производитель получает коды в системе маркировки, размещает их на товар.

2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с упаковок молочных продуктов.

3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.

    4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами.

    5. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара.

    6. При продаже кассир сканирует код маркировки с молочных продуктов, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.

Штрафы: какие и за что

За производство молока без кодов маркировки:

Юрлица

50 тыс. — 100 тыс. ₽

Должностные лица

5 тыс. — 10 тыс. ₽

За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки:

Юрлица

50 тыс. — 300 тыс. ₽

Должностные лица

5 тыс. — 10 тыс. ₽

Граждане

2 тыс. — 4 тыс. ₽

Перечень молочных продуктов, подлежащих маркировке

Маркировать нужно будет молоко, сливки, сливочное масло, сгущенку, йогурты, кефир, мороженое, сыр и творог.

Молочная продукцияКод ТН ВЭД ЕАЭС
Молоко и сливки без сахара и подсластителей0401
Сгущенное молоко и сливки с сахаром и подсластителями0402
Пахта, простокваша, йогурты, кефир и другие кисломолочные продукты0403
Сгущенная или несгущенная сыворотка с сахаром или другими подсластителями0404
Сливочное масло и продукты, изготовленные на основе натурального молока0405
Творог и сыры0406
Мороженое и прочие виды пищевого льда2105 00
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: менее 0,2 мас. %2202 99 910 0
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. %2202 99 950 0
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 2 мас. % или более2202 99 990 0

Код маркировки: куда наносить и какие данные содержит?

Код маркировки на молочке

Молочные продукты маркируют знаками с цифровым криптокодом в формате Data Matrix.

Его можно наносить на упаковку или на крышку ПЭТ-бутылки путем прямого нанесения при производстве или этикирования. Для нанесения кода необходима площадка до 15×15 мм.

Код маркировки молочных продуктов, включает в себя четыре группы данных и идентифицируется атрибутами (идентификаторами применения, AI), предусмотренными стандартом GS1 DataMatrix.

В начале строки кода маркировки должен присутствовать признак символики GS1 Data Matrix FNC1 (ASCII 232):

1.

первая группа идентифицируется AI=’01’, состоит из 14 цифр и содержит код товара;

2.

вторая группа идентифицируется AI=’21’, состоит из 13 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также спецсимволов) и содержит индивидуальный серийный номер упаковки молочной продукции и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29);

3.

третья группа является опциональной и, в зависимости от срока хранения молочной продукции, содержит:

  • для продуктов со сроком хранения более 72 часов группа идентифицируется AI=’17’ и состоит из 6 цифр в формате ГГММДД, содержащих дату окончания срока годности продукции;
  • для продуктов со сроком хранения менее 72 часов группа идентифицируется AI=’7003’ и состоит из 10 цифр в формате ГГММДДЧЧММ, содержащих дату и время окончания срока годности продукции с точностью до часов и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29);
4.

четвертая группа идентифицируется AI=’93’, состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки.

Что нужно для работы с маркированной молочной продукцией

2.

Научиться принимать маркированную молочную продукцию: подключиться к ЭДО и маркировке, приобрести оборудование для сканирования марок

3.

Научиться продавать маркированную молочную продукцию:

  • для опта: подключить ЭДО для отправки документов с кодами
  • для розницы: обновить прошивку онлайн-кассы, подключиться к ОФД, поставить 2D-сканер на место кассира

Маркировка «под ключ»

Регистрация в системе маркировки

Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.

Получить электронную подпись

1.

Установите необходимое ПО:

2.

Перейдите по ссылке и нажмите «Проверить». Если все настроили верно, нажмите «Продолжить».

3.

Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и e-mail и нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение.

4.

Перейдите по ссылке из письма и укажите:

  • являетесь ли вы производителем или импортером товаров;
  • оператора ЭДО и ID участника ЭДО;
  • группы товаров, с которыми работаете;
  • являетесь ли вы членом ассоциации «GS1 Рус». Если да, введите идентификаторы GSP и GLN.
5.

Заполните профиль, ознакомьтесь с договорами с оператором и подпишите согласие.

Приемка маркированной молочной продукции

Что нужно

1.

Подключение к ЭДО. В СБИС, если вы только принимаете УПД, вам достаточно подключить аккаунт за 500 рублей — все входящие документы будут бесплатно.

2.

Подключение к системе маркировки, чтобы отправлять туда коды. Например, СБИС Маркировка.

3.

Оборудование для сканирования марок на кассе и складе.

Как принимать

Вы получите от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, отсканируйте все коды с упаковок. Если все хорошо, подтвердите УПД, если есть расхождения — оформите возврат поставщику. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.

Оптовая продажа маркированной молочной продукции

Маркировка молока и молочной продукции оптовиками

Что понадобится

Подключить ЭДО для отправки электронных УПД с кодами розничным продавцам.

Например, СБИС Электронный документооборот

Как отгружать

Оптовику нужно передать в Честный знак коды с отгружаемых товаров и сведения о том, кто и кому отгрузил товар. А также отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами.

СБИС при оформлении документов проверит, все ли вы верно указано, и сам отправит данные в маркировку.

Розничная продажа маркированной молочной продукции

Маркировка молока в рознице

Что понадобится

1.

Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек. Проверьте ваше кассовое программное обеспечение по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. «Тензор» имеет статус АСЦ — обращайтесь.

2.

Подключить ККТ к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в маркировку.

3.

2D-сканер для считывания марок.

Как продавать

Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

Со СБИС маркировка не отразится на скорости продаж — кассир сканирует только Data Matrix код, а СБИС сам добавит товар в чек. Данные передадутся в маркировку автоматически.

Как работать с маркировкой общепиту

Кафе и рестораны принимают маркированную «молочку» по вышеопиcанной схеме.

Для приготовления блюд нужно вывести маркированный товар из оборота: сканируете код с товара и списываете его из системы маркировки с причиной «Для собственного оборота».

Если вы не используете маркированную молочную продукцию на кухне, а продаете в производственной упаковке, например, мороженное в летнем кафе, то такой товар нужно продавать через онлайн-кассу, как в рознице.

Частые вопросы

  • Как маркировать молоко с молоковозов?

    Вопросы маркировки разливной и весовой молочной продукции в разработке, и все может поменяться. Пока известно то, что в ходе эксперимента не маркируется сырье, а также молочные продукты, продаваемые на разлив или развес. Маркируется только готовая продукция в упаковке, от которой невозможно отделить часть продукции при продаже.
  • Нужно ли маркировать остатки молочной продукции?

    Нет, маркировать остатки не нужно. Вся молочная продукция, которая произведена до даты начала обязательной маркировки, может быть реализована до конца срока годности.
  • Отменяет ли маркировка отправку ВСД покупателям?

    Нет, на текущем этапе не отменяет.
  • Каким образом необходимо указывать код в УПД, например, 100 штук в рамках одной поставки?

    В УПД могут передаваться как коды потребительской или групповой упаковки, так и коды агрегатов (коробов, паллет). Коды передается в структуре электронного УПД в соответствующих полях. Порядок передачи кодов маркировки и структура документа утверждена приказом ФНС России от 19.12.2018 №ММВ-7-15/820@
  • Обязательно ли использование сервиса ЭДО?

    Да, ЭДО нужно для передачи сведений о смене собственника при приемке и продаже в систему маркировки молочной продукции, а также для отправки электронных УПД с кодами покупателю.
Коробка молока с маркировкой
Последние новости
Новое видео: решения для маркировки

Продолжаем делиться советами по выбору торгового оборудования и решениями по организации продаж на базе СБИС. Рассказываем и показываем, какая касса подойдет для маркировки и какое оборудование облегчит приемку маркированного товара на складе.

СБИС Маркировка — теперь и в кассах Эвотор

Принимайте, отклоняйте и подписывайте электронные накладные там, где вам удобно: на компьютере, в телефоне или прямо на кассе.

Для работы с маркировкой укажите сертификат ЭП

Чтобы отправлять документы в Честный знак в автоматическом режиме, добавьте в настройках сертификат ЭП руководителя и выберите товарную группу «Маркировка»

СБИС на Складе: весь складской учет в телефоне

Приемка, отгрузка, инвентаризация, списание и другие складские операции в мобильном приложении без привязки к компьютеру.

За всю молочку отчитываемся в Меркурии

С 1 ноября вновь изменился перечень подконтрольных товаров. Под обязательную ветеринарную сертификацию будет подпадать вся готовая молочная продукция. Ее производство, хранение, перевозку, продажу, приемку придется оформлять в системе "Меркурий".

Оформлению ВСД подлежит больше товаров

Минсельхоз расширил перечень продуктов животного происхождения, на которые нужно обязательно оформлять ветеринарные сертификаты.

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie, Яндекс.Метрикой, Google Analytics для сбора технических данных. Подробнее