Маркировка табака: схема работы, требования к участникам, решение для бизнеса

5 марта'20

С 1 марта 2019 года в России внедрена обязательная маркировка табачной продукции. Основная цель – ввести единую систему мониторинга товаров, которая поможет отследить движение табака от производителя до конечного потребителя, чтобы снизить долю фальсифицированного табака на рынке. Рассказываем, как все работает и что нужно для работы по закону.

Нет времени разбираться? Поможем!

Закон о маркировке табака

Распоряжение правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р включило табачную продукцию в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Постановление правительства РФ от 28.02.2019 № 224 утвердило правила маркировки сигарет. Оно обязывает маркировать табачную продукцию средствами идентификации, а участников оборота отчитываться в информационную систему маркировки и оборота табачной продукции (ИС МОТП) обо всех операциях с маркированными сигаретами.

Сроки

С 1 июля 2019 года - запрещен выпуск немаркированного табака
  • На каждую произведенную или импортируемую с этого момента пачку сигарет наносят уникальный двумерный код Data Matrix
  • Производители сопровождают отгруженную продукцию электронными универсальными передаточными документами (УПД) через систему электронного документооборота. Те, кто получает товар напрямую от производителя, должны подключиться к ЭДО.
  • Рознице запрещается продавать маркированные сигареты без передачи сведений в Честный ЗНАК.
С 1 июля 2020 – запрещается оборот немаркированного табака
  • Все участники должны подключиться к ЭДО и сопровождать отгруженную продукцию УПД.

Схема работы

Схема работы с маркировкой табака
1.

Производитель получает коды в системе маркировки размещает их на пачках.

2.

При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с сигарет.

3.

Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.

4.

Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами пачек.

5.

Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет – подтверждает приемку товара.

6.

При продаже кассир сканирует код маркировки с пачки, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.

Какую табачную продукцию маркируем

Распоряжение от 28 апреля 2018 г. № 792-р утвердило перечень табачной продукции, которая подлежит обязательной маркировке:

  • сигареты с фильтром и без фильтра (код по ОКПД 2 12.00.11.130, код по ТН ВЭД 2402 20);
  • папиросы (код по ОКПД 2 12.00.11.140).

По другим видам табачной продукции сроки маркировки будут установлены позднее.

Штрафы за несоблюдение правил маркировки

Продажа немаркированной, но подлежащей обязательной маркировке, продукции попадает под ст. 15.12 КоАП РФ. Нарушитель получит штраф, товар при этом конфискуют.

Физическому лицу

2 000 — 4 000 ₽

Должностному лицу

5 000 — 10 000 ₽

Компании

50 000 — 300 000 ₽

За отсутствие кода маркировки в чеке тоже положен штраф:

Должностному лицу

1 500 — 3 000 ₽

Компании

5 000 — 10 000 ₽

Производители табака без маркировки или с нарушениями правил маркировки также получат штраф по ст.15.12 КоАП РФ, товар конфискуют.

Должностному лицу

10 000 — 15 000 ₽

Компании

100 000 — 150 000 ₽

Код маркировки: что это и как выглядит?

Код маркировки табака

Путь пачки сигарет от завода до конечного потребителя отслеживается по специальному цифровому DataMatrix коду.

Производитель получает код у оператора ЦРПТ и наносит на дно пачки, он включает:

-

GTIN товара - 14 цифр, в которых содержится полная информация о товаре и история перемещения.

-

Код идентификации - 7 символов

-

МРЦ - 4 символа (Максимальная розничная цена)

-

Код проверки - 4 символ

Маркировка блока сигарет состоит из 29 обязательных символов:

-

GTIN изделия или упаковки из 14 цифр

-

Код идентификации упаковки из 7 символов

-

Проверочная комбинация из 8 цифр

Код транспортной упаковки состоит из 33 символов и включает в себя:

-

SSCI (серийный код транспортной упаковки) из 18 цифр

-

Код идентификации из 7 символов

-

Проверочная комбинация из 8 цифр

Что нужно для работы с маркировкой табака

2.

Научиться принимать маркированные сигареты: подключиться к ЭДО и маркировке, приобрести оборудование для сканирования марок

3.

Научиться продавать маркированные сигареты:

- для опта: подключить ЭДО для отправки документов с кодами

- для розницы: обновить прошивку онлайн-кассы, подключиться к ОФД, поставить 2D-сканер на место кассира

Маркировка «под ключ»

Регистрация в системе маркировки

Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.

Получить электронную подпись

1.

Установите необходимое ПО:

- СКЗИ, если ключ на носителе Рутокен

- драйвер носителя. Если ключ на Рутокен ЭЦП 2.0, дополнительно скачайте Рутокен Плагин

- личный и корневые сертификаты

- КриптоПро Browser plug-in

2.

Перейдите по ссылке и нажмите «Проверить». Убедитесь, что вы все настроили правильно, и нажмите «Продолжить».

3.

Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и e-mail и нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение.

4.

Перейдите по ссылке из письма и укажите, являетесь ли вы производителем или импортером товаров. Если вы осуществляете оптовую или розничную торговлю, нажмите «нет». Заполните КПП и роль участника в открывшемся окне. При необходимости добавьте пользователей.

Зарегистрируем вас на Честном знаке

Приемка маркированных сигарет

Что понадобится

1.

Подключение к ЭДО. Если вы только принимаете УПД, то вам достаточно подключить аккаунт СБИС за 500 рублей – все входящие документы будут бесплатно.

2.

Подключение к системе маркировки, чтобы отправлять туда коды.

3.

Оборудование для сканирования марок.

Работа с маркированным табаком в СБИС

Как принимать

Вы получите от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, отсканируйте все коды с блоков. Если все хорошо, подтвердите УПД, если есть расхождения – оформите возврат поставщику. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.

Оборудование для ввода и проверки марок

Приложение на ваш смартфон

Бесплатно

Для небольших складов

Просто установите на него приложение СБИС на складе.

+ приложение бесплатное

+ работает без привязки к компьютеру

+ сразу видно результаты проверки

- небольшая скорость сканирования

- неударопрочный

Бесплатно

Приложение для маркировки

2D-cканерот 4100 ₽

Для средних складов

+ высокая скорость сканирования

+ точное сканирование

- работа только с компьютером

- ограниченная дальность действия

- неударопрочный

от 4100 ₽

Сканер для работы с маркированными товарами

Терминал сбора данныхот 25 000 ₽

Для больших складов

+ ударопрочный

+ наглядный

+ работает без привязки к компьютеру

+ высокая скорость сканирования

+ точное сканирование

от 25 000 ₽

ТСД для работы с маркированными товарами

Оптовая продажа маркированного табака

Что понадобится

Подключить ЭДО для обмена документами с контрагентами. Если входящие УПД бесплатные, то, чтобы отправлять накладные, нужно купить пакет документов.

Как отгружать

При отгрузке оптовики отправляют по ЭДО УПД с указанием кодов, а СБИС проверяет, все ли правильно, и отправляет данные в маркировку.

Решение СБИС для маркировки

Розничная продажа маркированного табака

Что понадобится

1.

Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек. Проверьте вашу кассу по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. «Тензор» имеет статус АСЦ — обращайтесь.

2.

Подключить кассу к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в маркировку.

3.

2D-сканер для считывания марок.

Как продавать

Продавать маркированный табак нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код с упаковки, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

Решение СБИС для маркировки

Как проверить свою кассу и подготовить ее к работе
Как розничному магазину продавать сигареты

Частые вопросы

  • Маркировка распространяется на табак для кальяна?

    Пока нет. С 1 октября 2019 года начался эксперимент по маркировке альтернативной табачной продукции. К ней относятся сигары, сигариллы, биди, кретек, табаки курительные, нюхательные, жевательные, трубочные и для кальяна. Согласно постановлению Правительства № 224 от 28 февраля 2019 года с 1 июля 2020 года будет запрещено их производство и импорт без маркировки и станет обязательной регистрация оптовых продаж при помощи УПД, а розничных продаж через онлайн-кассы. С 1 июля 2021 года будет запрещен оборот немаркированной альтернативной табачной продукции.
  • Маркировка касается заведений общепита?

    Да, маркировка сигарет распространяется на все типы заведений, где продают табачную продукцию. Для общепита действуют те же правила продажи сигарет, что и для розничных магазинов.
  • Как торговать маркированными товарами интернет-магазину?

    Также как розничные магазины, интернет-магазины должны получить квалифицированную электронную подпись, зарегистрироваться в системе маркировки, обзавестись онлайн-кассой, подключиться к ОФД и передавать сведения о проданной маркированной продукции в ИС МОТП.
  • Как продавать импортные сигареты?

    Чтобы торговать импортными сигаретами, производитель или импортер должны нанести на пачку код маркировки до ввоза сигарет на территорию России.
  • Как торговать маркированным табаком магазинам, которые не подключены к ОФД?

    Тем торговым точкам, которым 54-ФЗ разрешает торговать без онлайн-кассы или использовать ее в автономном режиме, нужно будет самостоятельно формировать отчеты с кодами проданных пачек сигарет и отправлять их в ИС МОТП.

Последние новости