Киоски самообслуживания в общепите: сценарии работы и кейсы заведений
Несколько лет назад киоски самообслуживания стояли только в сетевых фастфудах и супермаркетах. Сегодня их можно встретить даже в локальных кофейнях и магазинчиках.
Вместе с рестораторами из разных городов разбираемся, почему киоски теперь не просто модный тренд, а инструмент, который помогает решать бизнес‑задачи и придумывать необычные форматы. Рассказываем, как в Якутске работает лапшичная без сотрудников, а в Тамбове киоск избавляет от очередей и переманивает интровертов от кофейного автомата в торговом центре.
Что вы узнаете
Что такое киоск самообслуживания
Киоск самообслуживания, или сокращенно КСО, — это устройство, которое дает гостям возможность самостоятельно выбрать, заказать и оплатить блюда. По механике то, как работает касса самообслуживания, больше всего похоже на онлайн‑заказ еды с доставкой. Только посетитель не дома, а прямо в заведении и заказ оформляет не с личного смартфона, а с «общего», который установлен в кафе или ресторане.
Киоски обычно состоят из процессора, сенсорного экрана, встроенного принтера чеков и сканера, который считывает штрихкоды, бонусные карты и QR‑коды. Чтобы КСО были максимально автономными, дополнительно на них устанавливают банковские терминалы и даже онлайн‑кассы.
Более бюджетный и компактный аналог киоска — терминал самообслуживания. По сути, это просто процессор и экран, к которому через USB‑порты можно подключать нужное оборудование.
Киоски в фастфуде стали трендом в 2014 году. Именно тогда в России их активно начал устанавливать «Макдоналдс». За ним подтянулись KFC и Burger King. Кассы самообслуживания помогали справляться с очередями в часы пик и привлекали фанатов диджитализации. Но были прерогативой крупных сетей, в первую очередь из‑за высокой стоимости и ассоциаций с фастфудом, от которого локальные рестораны обычно отстраиваются.
Со временем стало понятно, что самообслуживание в заведении — точка роста, а КСО — это удобно для гостей и выгодно для ресторанов. В 2024 году цены на них сопоставимы со средней заработной платой кассира за четыре‑пять месяцев. Поэтому на первый план вышли преимущества киосков самообслуживания и задачи, которые они решают. Об этом подробно поговорим дальше.
Топ‑4 бизнес‑задачи, которые решают киоски
Помогают быстрее обслуживать гостей и разгрузить кассиров. Кассовая зона в общепите — горячее место: надо успеть принять заказ, взять деньги и выдать готовые блюда, пока они не остыли. А до этого — не спугнуть гостей длинной очередью.
Киоски организуют в общепите самообслуживание — берут прием заказов и расчеты на себя: посетитель не ждет, а в несколько кликов делает заказ, и тот сразу же отправляется на кухню. Пока еда готовится, можно подождать за столиком, а не толкаться у кассовой зоны. Такой подход позволяет управлять потоками гостей даже в часы пик и улучшать качество сервиса:
Увеличивают средний чек. Сезонные новинки, комбонаборы, комплексные обеды, маленькие и большие порции, топинги, соусы и добавки, а также акции и спецпредложения стимулируют дополнительные продажи. Киоск для кафе самообслуживания поддерживает любые из этих промо. Он не забудет предложить гостю чизкейк к чаю, ванильный сироп к кофе или фирменный соус к картофелю. А красивые фотографии помогут продать.
Привлекать внимание гостей к выгодным позициям легче с помощью рекламы: ее можно показывать, когда киоском никто не пользуется.
Минимизируют ошибки в заказах и собирают обратную связь. Одна из самых неприятных ситуаций для гостя — что‑то заказать, дождаться, пока еду приготовят, а потом обнаружить, что кассир вместо блинчиков со сливочным кремом пробил мясные. Для кафе это оборачивается негативом, который нужно отрабатывать. Если же в заведении киоск самообслуживания, вероятность ошибки стремится к нулю, потому что посетитель все выбирает и заказывает сам.
После заказа терминал может не просто благодарить за заказ, но и выводить на экран QR‑код, чтобы гость мог поставить оценку и написать отзыв:
Экономят место и снижают операционные расходы. Организовать еще одну полноценную рабочую зону кассира не всегда возможно. Даже если в теории место есть, нужно понять, насколько это будет удобно гостям, а еще соблюсти все требования закона к оборудованию и освещенности.
Киоски самообслуживания могут быть очень компактными, их легко разместить не только на полу, но и на стене.
Оборудовать дополнительное рабочее место, платить еще одному кассиру — на этом можно сэкономить, установив в заведении КСО. Стоит он, в зависимости от модели и комплектации, от 80 000 до 400 000 ₽, но эти расходы быстро отобьются. При какой выручке это произошло за полтора месяца, дальше рассказывает один из героев статьи.
Гости сами готовят блюда, а рассчитывает их киоск: кейс рамен‑станции в Якутске
Kofuku — раменная полного самообслуживания. Гости даже готовят сами. Площадь — всего 6 кв. м. Оплату вместо кассира принимает киоск. Из сотрудников — только консультант, который при необходимости помогает тем, кто пришел впервые.
Про формат. Однажды мы с супругой увидели на YouTube видеоролик про раменную самообслуживания в Южной Корее. Мы сами фанаты азиатской кухни, поэтому сразу подумали: здорово реализовать что‑то подобное в России. Конечно, не всё так просто: например, нужны специальные индукционные плиты и одноразовая посуда. Все эти тонкости мы изучили и решили такую точку открыть.
Все сотрудники у нас за кадром. В раменной — только консультант, который параллельно работает в другой точке. К нему можно обратиться за помощью, если что‑то не получается. Например, если гость не разобрался, как на КСО отсканировать штрихкод или оплатить.
Почему обратили внимание на киоск самообслуживания. В Корее киоски и терминалы очень популярны. Так как мы планировали открыть заведение без персонала именно в корейском стиле, сразу же поняли, что для нас это самое подходящее решение. Наша аудитория — все, кто увлекается K‑Pop и корейской культурой в целом. Для них самообслуживание — привычная история: пришли, заварили рамен, спокойно поели и ушли. Никто ничего не предлагает и не навязывает. Также наша концепция привлекает всех, кто любит новое и необычное.
Как выбирали киоск. Нам не нужна была громоздкая касса самообслуживания для универсамов. Хотели красивый и компактный киоск без лишних наворотов. Искали просто через интернет и на сайте Saby (СБИС) нашли именно то, что нужно.
Киоск понравился тем, что занимает совсем немного места. Так как у нас маленькая площадь, это очень важный критерий. В него встроены сканер штрихкодов и принтер чеков. Ну и красивый дизайн — напоминает большой смартфон. Подробно экономику не считали. Просто прикинули, что средняя зарплата кассира — 50 000 ₽ в месяц. Значит, за полгода киоск себя точно окупит.
Настраивал киоск я сам. Было сложно и очень долго. У меня, помимо раменной, есть основная работа, поэтому киоском занимался по вечерам, уже уставший, или в выходные. Иногда заходил в тупик — приходилось обращаться в техподдержку. Мне помогали с настройками: подключались через удаленный доступ. Сейчас понимаю, что нужно было просто сразу обратиться к специалистам: сэкономил бы много времени и сил.
На какой модели остановились: SuperKIOSK‑l‑270‑Core‑i5
- Настольный киоск, также можно крепить на стену или установить на пол
- Большой 27‑дюймовый дисплей
- Встроенный сканер считывает штрихкоды на товарах и бонусные карты
- Встроенный принтер печатает чеки на широкой ленте
- Стоимость — от 220 000 ₽
Как реагируют гости. Гостям нравится наш необычный формат в целом и киоск в частности — через «большой смартфон» удобно оформлять и оплачивать заказ. В первые три месяца после открытия вообще был большой ажиотаж, посетители говорили, что нам нужно расширяться. Сейчас пришли к стабильной посещаемости — в среднем 30 чеков в день.
Какие задачи решает киоск. Для гостя процесс выглядит очень просто: он выбирает на витрине рамен и начинки к нему, берет напиток из холодильника, с помощью киоска сканирует штрихкоды и оплачивает, а после оплаты идет готовить.
Что делать, если у гостя только наличка. Наличные киоск не принимает. Пока что в таких ситуациях решаем проблему с помощью консультанта. Но в будущем хотим изобрести более креативный подход, потому что в планах — работать совсем без сотрудников.
От покупки точно отговаривать не стану, киоск — отличное решение. Главные рекомендации — продумать, что будете делать с оплатой наличными, и сразу подключаться к хорошему интернет‑провайдеру. У нас сначала была маленькая скорость, поэтому киоск иногда подтормаживал. Перешли на более быстрый тариф — теперь всё летает.
Подробнее о работе киоска самообслуживания Семён рассказывает в видеоролике. За 4 минуты можно узнать о вложениях, пути клиента, работе с каталогом и бесплатной рекламе на экране:
Киоск оказался выгоднее второго кассира: кейс кофейни в Тамбове
«Интеллигенция» — кофе‑бар в Тамбове. Уже два года киоск самообслуживания помогает справляться с очередями.
Рассказывает Андрей Константинов, совладелец кофе-бара
Про формат. Мы работаем уже больше десяти лет в формате «кофе с собой» и долгое время использовали только одну кассу. В какой‑то момент поняли, что 300–400 человек, которые проходят через нашу точку каждый день, — это много. И выглядит это все как в локальном меме: сейчас в кофейне никого нет, через пять минут «приезжает маршрутка» — и сразу выстраивается очередь из 15 человек.
Почему обратили внимание на киоск самообслуживания. Чтобы уменьшить очереди, думали поставить вторую кассу. Но на выставке PIR Expo я увидел Presto, и решение понравилось. В итоге перешел с 1С на Saby Presto, запустил сайт и доставку, а вместо еще одного кассира решил поставить киоск.
Целевой аудиторией киоска я видел клиентов, которые хотят кофе, но склонны избегать прямого общения с людьми, ну или просто тех, у кого нет настроения. Обычно это клиенты кофеен самообслуживания. Сейчас это довольно популярный формат, такой аппарат как раз стоит напротив нашей кофейни. И я подумал: почему бы не дать этим молчаливым людям возможность заказать наш кофе так, как им привычно?
Теория подтвердилась: гости, которые не настроены общаться, а хотят молча заказать и поскорее уйти, выбирают киоск. Так мы разводим гостевые потоки: те, кому хочется поболтать с бариста, спокойно это делают. Остальные не нервничают в ожидании, а просто идут к киоску.
Как выбирали киоск. На PIR Expo я смотрел разные терминалы. Отдельно стоящие киоски, как в «Макдоналдсе», показались дорогими для эксперимента, поэтому их не рассматривал. Сразу понял, что не подойдут киоски без интеграции в экосистемы: такие, куда позиции надо отдельно файлами загружать и выгружать. Нам удобнее, когда всё в одной программе, поэтому остановились на варианте, которому интеграции не нужны.
Киоск я, по сути, собрал сам. У меня был маленький компьютер с «Алиэкспресса» за 15 000 ₽. На «Авито» я нашел монитор с тачскрином за 5 000 ₽. Подключил сканер, ККТ— это еще где‑то 30 000 ₽. Терминал эквайринга предоставил банк. Итого такой киоск‑конструктор обошелся мне всего в 50 000 ₽. Плюс Presto для киоска стоит 10 000 ₽ в год.
Как реагируют гости. Киоск сделал продажу более комфортной и привычной для интровертов. Они могут подойти, понажимать на кнопки, почитать про напитки, выбрать какие‑то допы. Притом что у нас, если честно, пока руки не дошли сделать нормальные фотографии — просто белые стаканчики с названием, объемом и подробным описанием.
Какие задачи решает киоск. Главный вопрос, который киоск закрывает, — это необходимость во втором кассире. С ним она отпала. Когда в кофейне очередь, те, кто не хочет ждать, выбирают и оплачивают напитки через киоск. Заказ сразу падает на производственный монитор, бариста делает кофе и отдает. В целом все удобно, но логика совершения заказа для покупателя сложновата. Например, карту лояльности можно считать только в определенный момент. Интерфейс мог бы быть более интуитивным.
В какой‑то момент показывали на киоске рекламу, но у нас это не сработало. Гостям было неочевидно, что это не просто телевизор, на котором сменяются слайды. Поэтому рекламу убрали, и отдача от киоска повысилась.
Если за день у нас выручка на кофе — 70 000–80 000 ₽, то киоск делает 3 000–5 000 ₽. В процентном отношении это не так много. Но окупил он себя всего за полтора месяца, а годовое обслуживание отбивает за два‑три дня.
Поможем выбрать
с учетом особенностей вашего заведения