Сеть деловых коммуникаций

Продажи через маркетплейс: особенности учета

Марина Баландина, профессиональный бухгалтер

Онлайн-продажи в России растут: за 2020 год объем вырос почти вдвое. На этой волне все больше продавцов выходит в онлайн, и самый быстрый способ сделать это — через маркетплейсы. Но чтобы торговля через маркетплейсы действительно принесла прибыль, нужно продумать множество нюансов, в том числе вопросы учета и налогообложения. Их подробно разберем в этой статье.

Вы узнаете

Ограничения при выборе налогового режима

Для ИП, в отличие от ООО, доступны такие налоговые режимы, как патент и налог на профессиональный доход (или самозанятость), которые позволяют хорошо сэкономить на налогах. Но при работе с маркетплейсами применение этих спецрежимов имеет существенные ограничения.

  • ПСН нельзя применять при торговле через маркетплейс, потому что интернет-торговля — это не розничная торговля.

Если у вас уже есть патент, например, по розничной торговле и вы хотите начать продавать через маркетплейсы, то выгоднее совмещать патент с УСН. Для этого перейдите на УСН по всей деятельности, кроме той, которая на патенте. Если этого не сделать, то все доходы от продаж на маркетплейсе автоматом подпадут под общую систему. А это 13% НДФЛ с прибыли и 20% НДС с доходов.

  • Самозанятым нельзя перепродавать товар, можно продавать только товар собственного производства.

Кроме продукции, полностью изготовленной «своими руками», товаром собственного производства может считаться и доработанный. Например, если предприниматель закупает цветы и делает из них букеты или закупает запчасти и собирает из них компьютеры, — на выходе получается товар собственного производства.

Рискованно заниматься чистой перепродажей товаров, находясь на НПД. Например, закупать футболки и перепродавать их в неизменном виде. Если налоговая вычислит — заставит отвечать по полной: снимет с НПД, а полученные доходы обложит НДФЛ 13%, начислит НДС 20% и страховые взносы ИП.

Общая система налогообложения и УСН могут применяться ИП и ООО при продажах на маркетплейсах на «общих основаниях», без каких-либо особенностей. Подробнее про выбор системы налогообложения для предпринимателей можно почитать тут, для организаций — тут.

Особенности УСН и ОСНО

Маркетплейс — это посредник между продавцом и покупателем. На языке юристов маркетплейс, чаще всего, выступает как агент, который продает товары от имени и за счет продавца (принципала). Такая агентская схема продаж накладывает отпечаток на налоговый учет.

УСН

При УСН доходы и расходы учитываются кассовым методом, то есть по оплатам. Но при продажах на маркетплейсах есть свои особенности:

  • Доходом признается вся сумма, которую оплатили покупатели, а не та, которую маркетплейс перечислил на счет продавцу. Например, продали товаров на 200 тыс. рублей, а от маркетплейса на счет пришло 185 тыс. рублей (15 тыс. рублей — удержанная комиссия) — в доходы нужно включить все 200 тыс. рублей.
  • Доходы можно отражать в КУДиР на дату прихода денег от маркетплейса на счет продавца, а не на каждую дату оплаты от покупателей.
  • Комиссию маркетплейса можно включить в расходы при УСН «Доходы — расходы» на дату ее удержания, то есть на дату поступления денег от маркетплейса за вычетом суммы комиссии.
  • Расходы на покупку товаров отражаются в КУДиР, если они оплачены поставщику, на дату отчета маркетплейса о продажах.

ОСНО

На ОСНО, как правило, применяется метод начисления, при котором важен фактический переход права собственности на товар, а не движение денег. Передача товара на склад маркетплейса никак не влияет на доходы, расходы и НДС, ведь товар все еще остается в собственности продавца. И только когда будет получен отчет о продажах от площадки, продавец отражает:

  • Доходы от продаж.
  • Расходы на покупку товаров.
  • НДС со стоимости проданных товаров. Счета-фактуры на розничные продажи можно не выставлять, а в книге продаж сформировать одну запись на всю сумму продаж по отчету.

Бухгалтерский учет

Чаще всего продавец передает товар на склад маркетплейса, а маркетплейс доставляет товар покупателям по мере поступления заказов. При передаче на склад товар все еще остается в собственности продавца, поэтому для учета понадобится счет 45 «Товары отгруженные».

В СБИС для продаж на маркетплейсах используется комиссионная схема учета. Продавец одним документом оформляет перемещение товара на склад, а другим — продажи по отчету маркетплейса. Программа сама сформирует нужные проводки, спишет стоимость проданного товара, а при ОСНО — начислит НДС.

Пример учета

ООО «Выгода» (ОСНО) 25.08 отгрузило на склад Вайлдберриз партию товаров закупочной стоимостью 100 000 рублей. Маркетплейс 05.09 предоставил отчет о продажах — продано товаров на сумму 240 000 рублей (в т.ч. НДС 40 000 рублей).

Комиссия Вайлдберриз, стоимость услуг по доставке и хранению товаров составила 24 000 рублей (в т.ч. НДС 4 000 рублей). Деньги от маркетплейса на счет ООО «Выгода» поступили 06.09 за вычетом комиссии — 216 000 рублей.

ДатаОперацияПроводкаСумма
25.08Передан товар на склад ВБДт 45 — Кт 41100 000
05.09Отражена выручкаДт 62 — Кт 90.1240 000
Отражена задолженность ВБДт 76 — Кт 62240 000
Отражен НДС к уплатеДт 90.3 — Кт 6840 000
Списана себестоимость товараДт 90.2 — Кт 45100 000
Списано вознаграждение ВБДт 44 — Кт 7620 000
Отражен входящий НДСДт 19 — Кт 764 000
НДС принят к вычетуДт 68 — Кт 194 000
06.09Поступили деньги от ВБ на счетДт 51 — Кт 76216 000

Для тех, кто на УСН, бухгалтерский учет такой же, за исключением проводок по НДС. НДС с выручки не начисляется, а услуги маркетплейса отражаются в расходах в полной сумме, с учетом НДС.

Удобная бухгалтерия для работы с маркетплейсами

Документооборот

Обмен документами с маркетплейсами осуществляется в электронном виде. Через СБИС можно настроить ЭДО, например, с такими крупнейшими российскими маркетплейсами, как Вайлдберриз и Озон. Транспортные накладные и документы реализации вы сможете отправлять прямо из своей учетной системы. Это особенно удобно при большом количестве заказов.

Касса и маркировка товаров

Касса

Онлайн-касса при продажах через маркетплейс не нужна. Все крупные площадки (Озон, Вайлдберриз, Алиэкспресс) сами формируют чеки для покупателей и отправляют их в налоговую.

Маркетплейс выступает как агент (или поверенный), поэтому в чеке в обязательном порядке указывается ИНН продавца. Все чеки автоматом отправляются в налоговую, таким образом налоговая видит, сколько зарабатывает каждый продавец на маркетплейсе.

Маркировка

Если вы продаете через маркетплейс товары, подлежащие обязательной маркировке (обувь, парфюм, детская одежда), вам потребуется фиксировать их оборот, как и при офлайн-торговле. Для этого понадобится:

  • Зарегистрироваться в системе «Честный знак». В ней отражаются все операции по маркировке товаров: присвоение кодов, ввод в оборот, передача другому собственнику и вывод из оборота.
  • Получить ЭЦП и подключиться к ЭДО. Через ЭДО происходит обмен электронными документами с поставщиками товаров и с маркетплейсами.
  • Подключиться к ОФД, чтобы сведения о движении товаров попадали в систему «Честный знак».

Далее продажа маркированного товара строится так:

  • Получаете коды маркировки в системе «Честный знак» и вводите в оборот — если вы производитель товара или импортер. Получаете коды из УПД от поставщика — если перепродаете товары.
  • Выводите товары из оборота. Здесь возможны два варианта в зависимости от маркетплейса:
    • Вы передаете коды товаров маркетплейсу в УПД (реализация по агентской схеме). Маркетплейс сам выводит товары из оборота при пробитии чека покупателю. Так работает, например, Озон.
    • Вы не передаете коды маркировки маркетплейсу. Площадка пробивает чек покупателю без кода маркировки, соответственно, при пробитии чека товар не выводится из оборота. После получения от маркетплейса информации о продажах вы самостоятельно выводите товар из оборота. Такой вариант допустим только до 20.04.2022.

В СБИС есть комплексное решение «Маркировка под ключ». Все технические вопросы специалисты возьмут на себя — у вас будет готовая система для работы с маркированными товарами.

Смотрите также

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie, Яндекс.Метрикой, Google Analytics для сбора технических данных. Подробнее