Продажи через маркетплейс: особенности учета

профессиональный бухгалтер

Онлайн-продажи в России продолжают расти со времен пандемии. На этой волне все больше продавцов выходят в онлайн, и самый быстрый способ сделать это — через маркетплейсы. Но чтобы торговля через маркетплейсы действительно принесла прибыль, нужно продумать множество нюансов, в том числе вопросы учета и налогообложения. Их подробно разберем в этой статье.

Вы узнаете

Ограничения при выборе налогового режима

Для ИП, в отличие от ООО, доступны такие налоговые режимы, как патент и налог на профессиональный доход (или самозанятость), которые позволяют хорошо сэкономить на налогах. Но при работе с маркетплейсами применение этих спецрежимов имеет существенные ограничения.

  • Патент на розничную торговлю нельзя применять при торговле через маркетплейс, потому что интернет-торговля — это не розничная торговля.

Если у вас уже есть патент, например, по розничной торговле и вы хотите начать продавать через маркетплейсы, то выгоднее совмещать патент с УСН. Для этого перейдите на УСН по всей деятельности, кроме той, которая на патенте. Если этого не сделать, то все доходы от продаж на маркетплейсе автоматом подпадут под общую систему. А это 13% НДФЛ с прибыли и 20% НДС с доходов.

В рамках патента на производство, например, ковров, можно торговать по любым каналам, в том числе на маркетплейсах. Также можно торговать на маркетплейсах в рамках патента на общепит.

  • Самозанятым нельзя перепродавать покупной товар, можно продавать только продукцию собственного производства. Про нее еще говорят: товар собственного производства.

Кроме продукции, полностью изготовленной «своими руками», товаром собственного производства может считаться и доработанный. Например, если предприниматель закупает цветы и делает из них букеты или закупает запчасти и собирает из них компьютеры, — на выходе получается товар собственного производства.

Рискованно заниматься чистой перепродажей товаров, находясь на НПД. Например, закупать футболки и перепродавать их в неизменном виде. Если налоговая вычислит — заставит отвечать по полной: снимет с НПД, а полученные доходы обложит НДФЛ 13%, начислит НДС 20% и страховые взносы ИП.

Общая система налогообложения и УСН могут применяться ИП и ООО при продажах на маркетплейсах на «общих основаниях», без каких-либо особенностей. Подробнее про выбор системы налогообложения для предпринимателей можно почитать тут, для организаций — тут.

Особенности УСН и ОСНО

Маркетплейс — это посредник между продавцом и покупателем. На языке юристов маркетплейс, чаще всего, выступает как агент, который продает товары от имени и за счет продавца (принципала). Такая агентская схема продаж накладывает отпечаток на налоговый учет.

УСН

При УСН доходы и расходы учитываются кассовым методом, то есть по оплатам. Но при продажах на маркетплейсах есть свои особенности:

  • Доходом признается вся сумма, которую оплатили покупатели, а не та, которую маркетплейс перечислил на счет продавцу. Например, продали товаров на 200 тыс. рублей, а от маркетплейса на счет пришло 185 тыс. рублей (15 тыс. рублей — удержанная комиссия) — в доходы нужно включить все 200 тыс. рублей.
  • Доходы можно отражать в КУДиР на дату прихода денег от маркетплейса на счет продавца, а не на каждую дату оплаты от покупателей.
  • Комиссию маркетплейса можно включить в расходы при УСН «Доходы — расходы» на дату ее удержания, то есть на дату поступления денег от маркетплейса за вычетом суммы комиссии.
  • Расходы на покупку товаров отражаются в КУДиР, если они оплачены поставщику, на дату отчета маркетплейса о продажах.

ОСНО

На ОСНО, как правило, применяется метод начисления, при котором важен фактический переход права собственности на товар, а не движение денег. Передача товара на склад маркетплейса никак не влияет на доходы, расходы и НДС, ведь товар все еще остается в собственности продавца. И только когда будет получен отчет о продажах от площадки, продавец отражает:

  • Доходы от продаж.
  • Расходы на покупку товаров.
  • НДС со стоимости проданных товаров. Счета-фактуры на розничные продажи можно не выставлять, а в книге продаж сформировать одну запись на всю сумму продаж по отчету.

Бухгалтерский учет

Чаще всего продавец передает товар на склад маркетплейса, а маркетплейс доставляет товар покупателям по мере поступления заказов. При передаче на склад товар все еще остается в собственности продавца, поэтому для учета понадобится счет 45 «Товары отгруженные».

В СБИС для продаж на маркетплейсах используется комиссионная схема учета. Продавец одним документом оформляет перемещение товара на склад, а другим — продажи по отчету маркетплейса. Программа сама сформирует нужные проводки, спишет стоимость проданного товара, а при ОСНО — начислит НДС.

Пример учета

ООО «Выгода» (ОСНО) 25.08 отгрузило на склад Вайлдберриз партию товаров закупочной стоимостью 100 000 рублей. Маркетплейс 05.09 предоставил отчет о продажах — продано товаров на сумму 240 000 рублей (в т.ч. НДС 40 000 рублей).

Комиссия Вайлдберриз, стоимость услуг по доставке и хранению товаров составила 24 000 рублей (в т.ч. НДС 4 000 рублей). Деньги от маркетплейса на счет ООО «Выгода» поступили 06.09 за вычетом комиссии — 216 000 рублей.

ДатаОперацияПроводкаСумма
25.08Передан товар на склад ВБДт 45 — Кт 41100 000
05.09Отражена выручкаДт 62 — Кт 90.1240 000
Отражена задолженность ВБДт 76 — Кт 62240 000
Отражен НДС к уплатеДт 90.3 — Кт 6840 000
Списана себестоимость товараДт 90.2 — Кт 45100 000
Списано вознаграждение ВБДт 44 — Кт 7620 000
Отражен входящий НДСДт 19 — Кт 764 000
НДС принят к вычетуДт 68 — Кт 194 000
06.09Поступили деньги от ВБ на счетДт 51 — Кт 76216 000

Для тех, кто на УСН, бухгалтерский учет такой же, за исключением проводок по НДС. НДС с выручки не начисляется, а услуги маркетплейса отражаются в расходах в полной сумме, с учетом НДС.

Удобная бухгалтерия для работы с маркетплейсами

Документооборот

Обмен документами с маркетплейсами осуществляется в электронном виде. Через СБИС можно настроить ЭДО, например, с такими крупнейшими российскими маркетплейсами, как Вайлдберриз и Озон. Транспортные накладные и документы реализации вы сможете отправлять прямо из своей учетной системы. Это особенно удобно при большом количестве заказов.

Касса и маркировка товаров

Касса

Онлайн-касса при продажах через маркетплейс не нужна. Все крупные площадки (Озон, Вайлдберриз, Алиэкспресс) сами формируют чеки для покупателей и отправляют их в налоговую.

Маркетплейс выступает как агент (или поверенный), поэтому в чеке в обязательном порядке указывается ИНН продавца. Все чеки автоматом отправляются в налоговую, таким образом налоговая видит, сколько зарабатывает каждый продавец на маркетплейсе.

Маркировка

Если вы продаете через маркетплейс товары, подлежащие обязательной маркировке (обувь, парфюм, детская одежда), вам потребуется фиксировать их оборот, как и при офлайн-торговле. Для этого понадобится:

  • Зарегистрироваться в системе «Честный знак». В ней отражаются все операции по маркировке товаров: присвоение кодов, ввод в оборот, передача другому собственнику и вывод из оборота.
  • Получить ЭЦП и подключиться к ЭДО. Через ЭДО происходит обмен электронными документами с поставщиками товаров и с маркетплейсами.
  • Подключиться к ОФД, чтобы сведения о движении товаров попадали в систему «Честный знак».

Далее продажа маркированного товара строится так.

  • Получаете коды маркировки:

    • в системе «Честный знак» и вводите в оборот, если вы произвели или импортировали этот товар;
    • из УПД от поставщика — если перепродаете товар.
  • Передаете коды товаров маркетплейсу в УПД (реализация по агентской схеме). Маркетплейс сам выводит товары из оборота при пробитии чека покупателю.
До 28.02.2023 допустим следующий вариант (с 1 марта 2023 его уже применять нельзя). Вы не передаете коды маркировки маркетплейсу. Площадка пробивает чек покупателю без кода маркировки, соответственно, при пробитии чека товар не выводится из оборота. После того, как получили от маркетплейса информацию о продажах, вы самостоятельно выводите товар из оборота.

В СБИС есть комплексное решение «Маркировка под ключ». Все технические вопросы специалисты возьмут на себя — у вас будет готовая система для работы с маркированными товарами.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее