Проактивные выплаты: как это работает
С 1 января 2022 государство перешло на беззаявительный формат начисления пособий. Информация о больничных и рождении детей приходит в Соцфонд (СФР) напрямую, минуя работодателя. Однако проблем у страхователей меньше не стало — они обязаны оперативно предоставлять в Фонд данные о сотрудниках, а в случае ошибок отвечать за них рублем. Расскажем, как строится взаимодействие с СФР в рамках проактивных выплат.
Что вы узнаете
Что такое проактивные выплаты
Проактивные выплаты — это беззаявительный формат начисления пособий. Деньги работнику выплачиваются на основании сведений, которые поступают в Соцфонд из внешних источников. Сотруднику не нужно писать заявление работодателю или в Соцфонд, чтобы получить социальное пособие.
Например, больничный сотруднику Соцфонд оплачивает после получения из медучреждения электронного листка нетрудоспособности, а пособие по рождению ребенка начисляет после получения сведений из ЗАГС. Исключение — ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Чтобы получать такую выплату, сотрудник должен подать заявление работодателю. Оно подается одновременно с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Чтобы взаимодействие по больничным было быстрым и эффективным, все листки нетрудоспособности с 2022 года переведены в электронный вид (п. 6 ст. 13 Закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ). Получить бумажный листок нетрудоспособности может только человек, сведения о котором составляют государственную тайну, или если он находится под госзащитой.
Все взаимодействие с фондом по пособиям ведется через бухгалтерскую программу или бесплатный электронный сервис — социальный электронный документооборот (СЭДО).
Работодатель обязан направлять в СФР сведения о застрахованных в трехдневный срок с момента их получения в следующих ситуациях:
- при трудоустройстве нового сотрудника;
- при наступлении страхового случая (в отношении недостающих сведений);
- при изменении данных о сотруднике (например, при смене фамилии).
Если предоставить в Соцфонд недостоверные или неполные сведения, работодатель должен будет возместить фонду излишне понесенные расходы на выплату пособий.
Порядок по больничным
При проактивных выплатах вся информация по листкам нетрудоспособности хранится в электронной системе СФР. Сведения о больничном поступают работодателю по ЭДО. После получения листка нетрудоспособности бухгалтер проверяет предзаполненные фондом сведения в ЭЛН, подтверждает их и при необходимости дополняет или изменяет. Срок — три рабочих дня.
С 4 января 2024 года в течение трех рабочих дней после закрытия ЭЛН фонд передает работодателю данные о заработке сотрудника, необходимые для исчисления пособия (новый п. 23(2) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).
Работодатель оплачивает больничный за первые три дня болезни. СФР перечисляет работнику деньги за остальные дни нетрудоспособности.
Открытие больничного
Закрытие больничного
Что нужно знать сотруднику
Выплаты назначаются автоматически: сообщать номер электронного больничного работодателю не нужно. Вся информация по листку нетрудоспособности приходит в личный кабинет гражданина на портале Госуслуг.
Обязанности работодателя по проактивным больничным выплатам
Получив от фонда ЭЛН, страхователь должен оперативно исправить неточности в ЭЛН, если таковые есть, и направить ответ. А значит, необходимо регулярно мониторить входящий документооборот с ведомством.
Получать больничные в СБИС может организация или ИП с любым тарифом Отчетности. В СБИС удобно заполнять сведения о застрахованных, получать ЭЛН, проверять и направлять в СФР уточненные данные. Так, если в карточки сотрудников занесены СНИЛС, ИНН, адрес, паспорт, банковские реквизиты и другие данные, они подтянутся в формы автоматически. Это позволит избежать случайных ошибок и штрафов.
Кроме того, система напомнит о необходимости обновить сведения о застрахованном и поможет не упустить сроки отправки дозаполненных электронных больничных.
Порядок по пособиям при рождении ребенка
При проактивных выплатах СФР получает сведения о рождении ребенка из органов ЗАГС. Информация о месте работы родителей уже есть в фонде. В ЕГИССО ведомство выясняет, получал ли пособие второй родитель. Работодателю может поступить запрос от Фонда о районном коэффициенте. Важно не пропустить его и ответить оперативно.
Что нужно знать сотруднику
Писать заявление о назначении единовременного пособия при рождении ребенка и собирать справки не нужно.
Обязанности работодателя по проактивным выплатам при рождении ребенка
В течение 2 рабочих дней направить в СФР запрашиваемые сведения.
Порядок по пособиям по уходу за ребенком
При проактивных выплатах ежемесячное пособие по уходу за ребенком — единственное, когда работник должен подать работодателю заявление на саму выплату и соответствующий детский отпуск. Для получения декретного пособия (по беременности и родам), а также единовременного пособия при рождении ребенка заявления от работника на получение выплаты не требуются. Чтобы уйти в отпуск по беременности и родам (БиР), сотрудник подает работодателю заявление в произвольной форме о предоставлении отпуска. О дате начала отпуска по БиР работодатель сообщает в Соцфонд.
Что нужно знать сотруднику
Работник подает работодателю два заявления:
- о назначении пособия по уходу за ребенком,
- о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Обязанности работодателя по проактивным выплатам по уходу за ребенком
В течение 3 рабочих дней со дня получения заявлений от сотрудника нужно направить в Социальный фонд полученные сведения. В частности, это будут данные о дате начала и дате окончания детского отпуска.
Какие штрафы от СФР
Штрафные санкции за нарушения (ст. 15.2 Закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ):
- Если компания не предоставила документы для проверки или предоставила с опозданием, ей грозит штраф в размере 200 ₽ за каждый документ.
- За недостоверные сведения, отправленные в Фонд, работодатель заплатит 20% от излишне выплаченного пособия (которое, к тому же, придется вернуть). При этом сумма штрафа будет не более 5 000 и не менее 1 000 ₽.
- За предоставление сведения для назначения пособия с опозданием — штраф 5 000 ₽.
Частые вопросы
-
Можно ли через уполномоченную бухгалтерию направить сведения о застрахованных по нескольким организациям?
Ограничения нет, но в этом случае вам будут приходить уведомления об ЭЛН по всем компаниям, сведения по которым вы предоставили. Если ведение больничных не входит в ваши обязанности, направлять сведения за ваших клиентов не следует.
-
Нужно ли распечатывать и хранить электронные больничные?
Нет, не нужно. Электронные листки нетрудоспособности являются документами, имеющими юридическую силу, и формируются и хранятся в информационной системе СФР.
-
Если у компании несколько филиалов, куда придет ЭЛН?
При регистрации компании ей присваивают в СФР регистрационный номер страхователя (РНС). Именно на него ориентируется Фонд при направлении предзаполненной формы. Если филиал отчитывается отдельным РНС (по дополнительному коду), ЭЛН придет на него.
Если отчеты за все филиалы направляет головная организация, все электронные больничные будут приходить в «одно окно». Тем, кому это неудобно, необходимо зарегистрировать филиалы в СФР (получить на каждый из них РНС).
-
Могут ли самозанятые добровольно зарегистрироваться в СФР в качестве страхователей, чтобы получать пособия?
Самозанятые не подлежат регистрации в СФР в качестве страхователей с целью получать пособия, но есть проект закона, который позволит это делать. Пока самозанятые могут регистрироваться добровольно, чтобы заработать на будущую пенсию. Добровольно зарегистрироваться в качестве страхователей с целью получать пособия могут: адвокаты, ИП, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; физлица, не признаваемые ИП (нотариусы, арбитражные управляющие, члены саморегулируемых организаций оценщиков, патентные поверенные).
-
Где сотруднику узнать сведения об оплате электронного больничного, если потерял его номер?
Можно уточнить сведения в Личном кабинете получателя услуг. Войти в него можно, используя логин и пароль от Госуслуг.