Маркировка шин и автопокрышек: как работать производителям и продавцам
Обязательная маркировка колесных шин и автопокрышек действует с 2020 года. Производители и импортеры наносят на товары специальные коды Data Matrix, а все участники оборота — отчитываются в госсистему «Честный знак».
Разбираем правила маркировки шин: как подключиться и работать с «Честным знаком», отгружать и принимать товары, какие документы передавать.
Что разберем
Для кого обязательна маркировка шин и покрышек
Работать с системой маркировки необходимо:
- Производителям шин и автопокрышек.
- Импортерам, которые ввозят товар из‑за границы.
- Дистрибьюторам и оптовикам, поставляющим продукцию в торговые точки.
- Розничным продавцам и комиссионерам, в том числе реализующим товары через интернет‑магазины и маркетплейсы.
Требования к маркировке касаются бизнеса любого масштаба: крупных заводов‑производителей, автосалонов, кузовных центров, специализированных магазинов, шиномонтажных точек. По форме регистрации тоже нет исключений: работают с «Честным знаком» как юрлица, так и ИП.
Какие шины и покрышки надо маркировать
Маркировка затрагивает новые пневматические шины и покрышки для следующих транспортных средств и техники:
Как проверить, должна ли на товаре быть маркировка. Посмотрите на два кода продукции, которые указаны в таможенной декларации или сертификатах соответствия: ТН ВЭД и ОКПД 2. Их можно ввести в проверочный сервис на сайте «Честного знака» — система покажет, подлежит эта продукция маркировке или нет.
Проверить коды на обязательность маркировки
Что за коды ТН ВЭД и ОКПД 2
- ТН ВЭД ЕАЭС — код товара для импортеров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
- ОКПД 2 — код товара для производителей по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
- ✅
Список кодов шин, которые надо маркировать
Товарная позиция Код ТН ВЭД ЕАЭС Код ОКПД 2 Шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили) 4011 10 000 3
4011 10 000 9
22.11.11 Шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов и квадроциклов 4011 40 000 0 22.11.12.110 Шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новые 4011 20 100 0
4011 20 900 0
22.11.13.110 - Шины и покрышки пневматические для сельско- или лесохозяйственных машин
- Шины и покрышки пневматические для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности
4011 70 000 0
4011 80 000 0
22.11.14 Шины резиновые сплошные или полупневматические 4011 90 000 0 22.11.15.120 - ❌
Какие шины не маркируют
- Восстановленные и б/у шины.
- Шины и покрышки, производимые на экспорт.
- Велосипедные шины и покрышки.
- Авиационные шины и покрышки.
- Камеры резиновые, ободные ленты, взаимозаменяемые протекторы.
- Шины, смонтированные на диск.
- Пробы и образцы, на которых проводятся испытания для получения сертификатов.
Какие коды наносят на шины и автопокрышки
Маркируют товары кодами Data Matrix, которые можно наклеивать этикеткой или протектором на боковину шины или покрышки.
Data Matrix часто путают с более привычными QR-кодами и линейными штрихкодами. Это всё способы кодировать информацию, но для работы с маркировкой нужен именно Data Matrix.
В Data Matrix зашифрованы: код товара, индивидуальный серийный номер упаковки товаров, ключ проверки, код проверки.
Как подключиться к «Честному знаку»
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись на носителе «Рутокен» или JaCarta LT. Она должна быть оформлена на руководителя организации или ИП. Подпись нужна при регистрации и отправке документов в «Честном знаке».
Установить ПО для обмена данными с «Честным знаком». Чтобы шифровать и расшифровывать документы, нужно установить: криптографическую защиту СКЗИ «КриптоПро», драйвер носителя, личный и корневые сертификаты, «КриптоПро ЭЦП Browser plug‑in».
Зарегистрироваться в «Честном знаке». Зайдите на сайт системы маркировки и нажмите «Перейти к проверке». Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email, нажмите «Отправить заявку». В течение 48 часов на почту придет письмо с подтверждением. Перейдите по ссылке в личный кабинет и введите данные для работы с маркировкой.
Заполнить профиль. Укажите оператора и ID участника ЭДО, а также группы товаров, с которыми работаете. Для производителей и импортеров, состоящих в ассоциации «ГС1 РУС», нужно ввести идентификаторы GSP и GLN. Заполните аккаунт, ознакомьтесь с договорами с оператором системы маркировки (ЦРПТ) и подпишите согласие.
Кому не надо регистрироваться в «Честном знаке»
- Юрлицам и ИП, которые приобретают шины не для последующей продажи, а для собственных нужд.
- Компаниям, которые доставляют шины до конечных потребителей, оказывают услуги по предпродажной подготовке товара, сборке и упаковке.
- Юрлицам и ИП, приобретающим либо продающим шины по сделкам с гостайной (кроме лиц, осуществляющих вывод шин из оборота по таким сделкам).
Что нужно для работы с маркировкой шин и покрышек
Принтер этикеток для производителей и импортеров. При покупке оборудования важно понимать, сколько этикеток в день надо печатать. Чем больше этикеток, тем мощнее должен быть принтер. На что еще обратить внимание, рассказали в статье. Другой вариант — отправлять коды для печати в типографию.
Оборудование для приемки и отгрузки — производителям, оптовикам, рознице. Выбор зависит от размера склада. Для больших складов и крупных поставок лучше подойдет терминал сбора данных (ТСД). Для небольших складов и мелких поставок — 2D-сканер штрихкодов или смартфон с бесплатным приложением Saby Docs.
ТСД — самый прокачанный вариант: быстро сканирует товары, работает по 12 часов без подзарядки, не боится падений. Минус — стоимость: она существенно выше, чем у сканеров.
2D‑сканер — самый популярный вариант: бюджетный и удобный. Его минус — отсутствие экрана: сотрудник узнает о проблемных кодах маркировки, только когда возвращается к компьютеру.
Смартфон с приложением Saby Docs — это ТСД на минималках. Как и у терминала сбора данных, у него есть экран, на котором сразу видны проблемные товары. Минус в том, что зарядка быстро садится.
Электронный документооборот, чтобы принимать и отгружать маркированные товары и сообщать об этом в «Честный знак».
Обновленное ПО на кассе. Проверьте онлайн‑кассу по инструкции. Обновить софт можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. Специалисты Тензора (разработчика СБИС) настроят кассу для работы с маркировкой в любом городе страны.
Подключим ваш бизнес к системе маркировки
- Поможем получить ЭП и зарегистрироваться в «Честном знаке»
- Подберем оборудование
- Научим заказывать коды, принимать и продавать маркированные шины
- Настроим ЭДО и интеграцию с вашей учетной системой
Как работать с маркировкой шин
Схема работы с маркированными шинами и покрышками выглядит так:
Что делать производителям и импортерам
- Внести свои товары в Национальный каталог (инструкция). Чтобы заполнить карточки товаров в каталоге, нужно зарегистрироваться в «Ассоциации ГС1 РУС» — на сайте ассоциации или через личный кабинет «Честного знака».
- Заказать коды маркировки в «Честном знаке». Сначала надо перевести оплату, только после этого система сгенерирует и пришлет нужные Data Matrix. Стоимость одного кода — 60 копеек с НДС.
Напечатать коды и нанести их на упаковки или ярлыки.
🏭 Производитель 🚛 Импортер Распечатывает коды на принтере этикеток, если его нет — отправляет коды в типографию.
Передает файл для печати этикеток или готовые этикетки иностранному поставщику. Тот наклеивает этикетки на товары и отгружает их. Ввозить немаркированную продукцию в Россию нельзя.
Если товар ввозится из стран Евразийского экономического союза (ЕЭС) и промаркирован в национальной системе поставщика, перемаркировывать его не надо (подробнее)
- Отчитаться в «Честный знак». Производитель передает информацию, что продукция промаркирована и введена в оборот. Импортер отчитывается в госсистему после прохождения таможни.
- Оформить электронный УПД при отгрузке и отправить по ЭДО покупателю. В документе необходимо отразить сведения о маркированных товарах. Покупатель принимает товары и подписывает УПД по ЭДО. После этого оператор ЭДО сам отправляет сведения из УПД в «Честный знак» и коды переходят на баланс покупателя.
📦 Как отгружать большие партии. Можно объединить (агрегировать) в одну транспортную упаковку партию одинаковых товаров. Для этого создается код транспортной упаковки, для нее печатается этикетка. В «Честный знак» надо сообщить о кодах маркировки всех товаров, которая входит в упаковку. Агрегирование ускоряет процесс — не придется сканировать Data Matrix на каждой упаковке. Достаточно считать общую транспортную этикетку, в которой зашиты все коды из партии.
🏍️ Как маркировать колеса в сборе. Не требуется маркировать шины в составе другого товара, например смонтированные на диск или идущие в сборе с автомобилей. Но такие изделия необходимо вывести из оборота для целей, не связанных с дальнейшей продажей, — к примеру, если они будут использоваться для своих нужд.
Saby поддержит все процессы по маркировке
Прямо из акта выпуска производитель:
- заказывает коды в «Честном знаке»;
- создает этикетки с индивидуальным дизайном и печатает их;
- вводит товары в оборот.
Нужно напечатать коды через типографию? Заказ отправляется прямо из Saby. Эти коды можно использовать в течение года, а программа укажет дату, до которой их нужно нанести на товар.
Добавлять коды маркировки в отгрузочный УПД легко, используя мобильное приложение Saby Docs. Оно работает на смартфонах и ТСД. Менеджер склада сканирует Data Matrix через приложение, и все коды автоматически попадают в УПД на отгрузку. Отправить УПД покупателю можно через встроенный сервис ЭДО.
Что делать дистрибьюторам и оптовикам
При приемке. Дистрибьютор сверяет количество товара с количеством кодов маркировки по УПД.
Если сведения корректные, дистрибьютор утверждает УПД. Данные через оператора ЭДО отправляются в «Честный знак». При расхождениях отклоняет приемку или утверждает поступление с актом о расхождении.
При отгрузке. Формирует для розничной точки новый УПД и указывает сведения о маркированных товарах. Когда покупатель примет поставку и подпишет УПД по ЭДО, в «Честный знак» поступит информация о переходе права собственности на коды маркировки.
Saby подойдет всем оптовым продавцам
Достаточно отсканировать коды, система сама всё отразит в документах. Проверит УПД на ошибки при получении товаров и перед отправкой в розницу, поможет исправить неточности.
Что делать розничным продавцам
При приемке. Магазин получает УПД и проверяет сведения о кодах маркировки. Если расхождений нет — подтверждает приемку. При расхождениях отклоняет приемку или утверждает поступление с актом о расхождении.
При розничной продаже. Кассир сканирует код маркировки — так информация о продаже маркированного товара отражается в чеке. Оператор фискальных данных видит эту продажу и отправляет сведения о ней в «Честный знак». Код маркировки выбывает из оборота.
Разрешительный режим на кассах. Предусмотрено 2 даты:
С 1 ноября 2024 — онлайн‑проверка кодов маркировки. Касса отправляет код на проверку в «Честный знак». Если с Data Matrix всё в порядке, продажа разрешена и касса выбирает чек. С кодом проблема — шину продать нельзя, касса блокирует эту операцию. Когда «Честный знак» не отвечает больше 1,5 секунд, то товар можно реализовать без проверки, нарушения не будет.
С 1 марта 2025 — офлайн‑проверка, если «Честный знак» не отвечает на запрос. В этой ситуации разрешено продавать шины без проверки кодов онлайн. Но кассир должен проверить по своей локальной базе товаров, что с Data Matrix всё в порядке.
Подробнее о разрешительном режиме рассказали в статье.
Saby поддержит все процессы по маркировке
Легкая приемка товаров. Для проверки достаточно отсканировать коды, а УПД подписывается за 1 клик. Система сверит факт с документом и после проверки в «Честном знаке» покажет расхождения.
Сканирование кодов не влияет на скорость продаж. Кассир считывает Data Matrix, а Saby сам добавляет товар в чек. Данные передаются в систему маркировки автоматически.
Штрафы за несоблюдение требований к маркировке
За нарушения надзорные органы могут оштрафовать, конфисковать товар и даже возбудить дело по уголовной статье. Ответственность предусмотрена для всех участников рынка.
Два главных нарушения — на товаре отсутствует код Data Matrix или он поддельный.
За что штрафуют | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
---|---|---|
На товаре нет кода маркировки или он не читается | Штраф с конфискацией товара:
| Нарушения в особо крупном размере или при сговоре считаются преступлением, за которое наступает уголовная ответственность: штраф до 1 млн ₽ или лишение свободы |
На продукции поддельный код | Не предусмотрена | Минимальное наказание:
или
|
Неважно, на каком этапе цепочки «исчез» код: например, его не нанес производитель или повредил оптовик при транспортировке. Товар без кода автоматически приравнивается к нелегальной продукции — его нельзя принимать, хранить и продавать.
Если код поддельный, к ответственности привлекут не только того, кто подделал, но и тех, кто принял или продал товар. Например, магазин нашел нового поставщика, закупил у него партию и принял ее без проверки Data Matrix. А они оказались поддельными. Столкнуться с юридическими последствиями рискует и поставщик, и сам магазин.
Подробнее о других штрафах по маркировке рассказали в статье.
Saby легко встроится в любой бизнес‑процесс
- Подойдет как крупному предприятию или торговой сети, так и небольшой точке
- Встроенный ЭДО, ОФД и всё необходимое для маркировки шин
Частые вопросы
-
Что дает маркировка шин и покрышек?
По коду Data Matrix можно отследить движение товара: кто и когда изготовил или импортировал, какой магазин его купил и продал. Маркировка гарантирует, что оптовики не закупят подделку, а розничные сети не поставят ее на свои полки.
Если вы работаете в Saby (СБИС), при приемке товара система сама проверит легальность кода в «Честном знаке» и сообщит о нарушениях.
Покупатели в розничных магазинах могут проверить продукцию через приложение «Честного знака». Для этого нужно просканировать в нем код маркировки. Если код станет зеленым — товар есть в базе данных. Если красным — маркировка отсутствует или она фальсифицированная.
-
Что такое ГИС МТ?
ГИС МТ расшифровывается как государственная информационная система мониторинга товаров. Это другое название системы «Честный знак».
-
Обязательно использовать ЭДО?
Да, электронный документооборот нужен для передачи сведений в систему маркировки о смене собственника при приемке продаже шин, а также для отправки электронных УПД с кодами покупателю.
-
Поставщик подключен к другому оператору ЭДО. Как получать документы?
Один раз настройте роуминг и дальше обменивайтесь документами как обычно. Похожим образом работает сотовая связь, когда мы звоним с «Мегафона» на «Билайн» или МТС: операторы состыковываются друг с другом и перенаправляют звонки. Точно так же между собой стыкуются операторы ЭДО, чтобы перенаправлять документы.
-
Когда нужно нанести коды на импортные шины, покрышки?
Нанести коды на товары необходимо:
- при ввозе с территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — до пересечения государственной границы РФ;
- при ввозе из других стран — до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
-
Что делать с возвратами маркированных шин и покрышек?
Если покупатель вернул качественный товар с читаемым кодом маркировки, нужно повторно ввести код в оборот чеком возврата. Если Data Matrix поврежден — надо заказать и нанести новый код вместо испорченного. Если этого не сделать, можно получить штраф за торговлю без маркировки.
Если вернули товар ненадлежащего качества (брак), никаких действий в системе маркировки не требуется.
-
Как проходит списание товара из «Честного знака», если продаем товары юрлицу, которое приобретает шины для собственных нужд?
Вывод из оборота может проходить только через ККТ и ОФД, если продажа была чеком. Если продажа через р/с, то вывод из оборота может проходить 2 способами:
- Отгрузка по ЭДО, когда сам покупатель выбирает способ приемки как с выводом из оборота для собственных нужд.
- Отгрузка по API, в этом случае покупатель не зарегистрирован в ГИС МТ, вывод из оборота проходит со стороны поставщика с причиной «Вывод из оборота для собственных нужд».
-
Будет ли нарушением отгрузка маркированной продукции с выводом из оборота, если покупатель зарегистрирован в «Честном знаке», а отгрузка пойдет как не участнику — например, на собственные нужды?
Нет, нарушение не будет зафиксировано.
-
Если продаем шины юрлицу, которое покупает для собственных нужд, как выводить их из оборота?
Вывод из оборота может проходить 2 способами:
- Отгрузка по ЭДО, когда сам покупатель выбирает способ приемки «с выводом из оборота для собственных нужд».
- Отгрузка без ЭДО — в этом случае продавец указывает, что покупатель не зарегистрирован в «Честном знаке», и причину вывода из оборота для собственных нужд покупателя. Сведения в систему маркировки отправляются по API.
-
Как зарегистрировать в системе шину с камерой?
При описании товара вы указываете тип шины по способу герметизации: бескамерная или подлежит оснащению камерой.
-
Организация принимает автомобиль по trade‑in с двумя комплектами шин, нужно ли маркировать второй комплект?
Б/у шины маркировке не подлежат.
-
Какое участие в маркировке должен принимать кузовной центр, который заменяет шины поштучно в рамках ремонта по КАСКО?
Если вы покупаете маркированные шины, то должны становиться собственником этого товара, нужно принять электронный УПД по ЭДО. Если вы оказываете услуги по ремонту автомобиля, то шины должны быть выведены из оборота с причиной «Для собственных нужд».
-
Покупаю и продаю шины по безналичному расчету без использования онлайн‑кассы. Как мне работать с маркировкой?
Когда получаете шины, вы должны дополнительно принять от поставщика документ УПД по ЭДО. Оператор ЭДО отправит документ в ГИС МТ на смену прав собственности. При продаже схема будет аналогичная, вы как поставщик должны сформировать документ УПД, наполнить его кодами маркировки и отправить по ЭДО покупателю.
-
Что делать, если участник оборота купил шины по безналичному расчету и продал шины по безналичному расчету?
Если работа идет по УПД — подписать входящий УПД при покупке, принять шины. При продаже — создать УПД, включить в него коды идентификации, подписать и направить покупателю. При подписании со стороны покупателя коды автоматически перейдут в ГИС МТ на него.
-
Как поставщик будет разделять несколько заявок в одном автомобиле? Ведь важно по каждому электронному документу принимать именно те шины, которые привязаны к уникальному поступлению.
Поставщик должен самостоятельно контролировать, какие коды какому покупателю должны уехать, т.к. они будут указаны в УПД. Придется оптимизировать некоторые бизнес‑процессы: комплектация машины разным покупателям, места хранения и наполнение УПД.
-
Купили шины для своего автосалона, сами их смонтировали на диски и продали клиенту — либо отдельно, либо в составе автомобиля (замена сезонных шин). Эти операции подлежат маркировке?
Если шины не подлежат дальнейшей самостоятельной продаже — вам не нужно становиться участником оборота и передавать сведения в ГИС. При покупке шин попросите поставщика вывести их из оборота. Далее работайте как обычно.