Как проводится пожарная проверка и как к ней подготовиться: разбор от юриста

Разбираем на примере розничной торговли, чего ждать предпринимателям от визита по пожарной безопасности и как подготовиться к проверке, чтобы не получить штраф или, еще хуже: предписание о закрытии магазина.

Требования к проверкам в целом не отличаются для разных сфер бизнеса. Поэтому рекомендации также будут полезны владельцам точек общепита, салонов красоты и другим нишам.

Лада Булавицкая

Эксперт по правовому сопровождению ритейла, основатель юридической компании RetailTrust

Что в статье

Какие виды проверок по пожарной безопасности действуют для бизнеса

Законом предусмотрены два вида проверок по пожарной безопасности. Визит инспектора может быть плановым, а может произойти внезапно из‑за каких‑то событий.

До 2030 года для розничных магазинов, общепита и сферы услуг актуальны только внеплановые проверки. Хотя в 2024 году действует мораторий на их проведение, это не значит, что бизнес совсем оставят без контрольных мероприятий. Сотрудники МЧС могут прийти в точку продаж или офис если, например, поступила жалоба, есть предписание прокурора или произошло резонансное событие.

🚫 На плановые проверки до 2030 введен мораторий. Исключение — объекты повышенной пожарной опасности.

Особенности действия моратория установлены в Постановлении Правительства от 10.03.2022 № 336.

👮♂️ Кто проверяет пожарную безопасность. За это отвечает МЧС: в магазины приходят инспекторы этого ведомства.

Что надо знать про внеплановые проверки

🕛 Срок уведомления. О том, что в магазин придут инспекторы для проведения проверки пожарной безопасности, предпринимателей предупреждают не позже чем за сутки.

📧 Каким способом сообщают о проверке. Владельцу бизнеса через «Госуслуги» направляют распоряжение, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью. Его же могут продублировать на электронную почту. В документе указывают дату визита и основание для проверки.

Когда проводят. Внеплановые контрольные мероприятия организуют, например, в следующих ситуациях:

  • Инспекторам нужно убедиться, что устранили нарушения по итогам предыдущего осмотра помещения. Например, в магазине торговали бытовой химией, расфасованной в стеклянную тару объемом свыше 1 л (это запрещено законом). Проверяющие вынесли предписание: устранить нарушение и перефасовать товар в тару из пластика.
  • Из‑за несоблюдения правил пожбезопасности пострадали люди, животные или растения. Например, если из‑за курения сотрудников на прилегающей к магазину территории выгорела трава и деревья.
Как видим, к проверке могут привести непредсказуемые ситуации. Поэтому бизнес всегда должен быть готов, что в магазин придут сотрудники МЧС.

Умное видеонаблюдение для контроля сотрудников

С торговой программой Saby (СБИС) Retail можно отслеживать уходы продавцов «на перекур». На проходной сканируется лицо сотрудника, и в модуле учета рабочего времени отражаются все перемещения.

Екатерина Плесовских, эксперт по автоматизации розничных продаж

Внеплановые проверки МЧС по пожарной безопасности проводят не всегда одинаково, возможны разные сценарии:

Выездная проверка: длится до 10 дней

Инспекторы приезжают в магазин, чтобы на месте проверить наличие огнетушителей и журналы их учета, плана эвакуации, заполнен ли журнал инструктажа сотрудников.

Могут удостовериться, действительно ли инструктаж проводился. Для этого поговорят с сотрудниками, проверят их подготовку к нештатным ситуациям

Инспекционный визит: длится 1 день

Это короткая выездная проверка: основная цель — проконсультировать собственника о мерах пожарной безопасности.

Инспекторы также могут осмотреть помещения, проверить документы и средства пожаротушения.

По итогам штрафы не назначают

Рейдовый осмотр: длится 1 день Быстрая выездная проверка пожарной инспекцией бизнесов, которые находятся на одной территории. Например, магазины в торговом центре или торговые точки на рынке
Документарная проверка: длится 10 дней Инспекторы проверяют документы, которые касаются соблюдения мер пожарной безопасности. Осмотр помещений не проводится
Выборочный контроль: длительность зависит от количества образцов Проводится только в отношении отдельных товарных групп, для которых установлен техрегламент с обязательными требованиями по соблюдению норм пожарной безопасности. Например, это касается лаков и красок: сотрудники МЧС проводят сбор и проверку образцов этих товаров. В магазинах, которые продают продукты или одежду, выборочный контроль не осуществляют
В предписании о проверке указывают, с каким именно визитом придут инспекторы МЧС. Какие действия могут проводить проверяющие, перечислены в пп. 32–37 постановления о пожарном надзоре.

Особенности плановых проверок

Видов плановых проверок только три: выездная, инспекционный визит и рейдовый осмотр. Принципы и сроки их проведения такие же, как и у внеплановых проверок.

При плановом визите инспектор оценивает:

📆 Периодичность плановых проверок по пожарной безопасности — один раз в 3 года. К каким организациям и ИП придут инспекторы в следующим году, становится известно 31 декабря. Календарь проверок публикуют на сайте прокуратуры proverki.gov.ru. Владельца точки уведомят о плановой проверке через «Госуслуги» или по электронной почте за 3 суток до посещения.

Как подготовиться к проверке по пожарной безопасности

Чтобы контрольные мероприятия прошли максимально гладко и без негативных последствий, собрали чек‑лист подготовки к проверке по пожарной безопасности. Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Подготовьтесь к визиту инспекторов еще в момент открытия бизнеса.

Пожарную безопасность регулирует множество нормативных актов, которые еще и постоянно меняются. Поэтому я рекомендую своим клиентам‑ритейлерам сразу обращаться за консультацией к специалистам, которые проверят помещение, разработают нужную документацию и помогут учесть все требования.

По моему опыту экономить на такой подготовке не стоит. Иначе потом будет типичная ситуация: «Замучили проверками наш магазин, столько штрафов выписали, а у нас маленькая точка. Чего там проверять‑то?»

✅ Несколько примеров, что важно учесть по пожарной безопасности

Недостаточно просто разместить план эвакуации. Он должен быть сделан по определенным стандартам, вплоть до размера шрифтов.

Огнетушители тоже недостаточно просто закупить и где‑то поставить. К примеру, порошковый огнетушитель. Хотя у него срок годности 10 лет, в середине этого периода нужно его перезарядить, а каждый год — проверять на исправность и фиксировать это в специальном журнале.

Важно понимать, сколько дверей в помещении магазина, из каких материалов они сделаны (горючие или нет покрытия), есть ли склад, установлены ли там стеллажи, которые отвечают требованиям по складированию товаров с точки зрения пожарной безопасности.

Таких нюансов еще множество. И всё учесть нереально, ведь обычно собственник магазина — не специалист в области пожарного законодательства.

  1. Внимательно изучите договор аренды, если ведете деятельность в съемном помещении. В договоре должно быть прописано, кто занимается установкой и обслуживанием системы пожарной безопасности — собственник или арендатор. При этом важно учитывать, что ответственность за нарушения несут как собственники, так и арендодатели (ст. 38 закона о пожарной безопасности).

⚖️ Пример из судебной практики

Суд установил, что арендатор при заключении договора не выполнил все необходимые требования по соблюдению пожарной безопасности. Хотя такая обязанность прямо следует из норм законодательства.

Кроме этого, суд указал, что арендатор не освобождается от ответственности, исправив часть нарушений. Это может смягчить наказание, но не отменить его.

Решение Ярославского областного суда № 30‑2‑491/2022 от 30.08.2022.

  1. Перед проверкой убедитесь, что в наличии есть необходимый минимум документов, который запросят проверяющие.

📑 Какие документы нужны для проверки пожарной безопасности:

По обеспечению пожарной безопасности
  • Эвакуационные планы
  • Журналы учета огнетушителей, очистки вентиляции
  • Инструкции по правилам пожарной безопасности и журнал ознакомления сотрудников с ними
  • Приказы о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности
  • Сертификаты безопасности на пожарное оборудование и материалы
  • Документы на огнетушители: паспорта и журналы учета с отметками о перезарядке и проверке
По регистрации бизнеса
  • Свидетельства ОГРН и ИНН
  • Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП
  • Устав компании
  • Документы о полномочиях руководителя юрлица (приказ) или сотрудника, который замещает его по доверенности
Для арендатора помещения
  • Договор с арендодателем
  • Договор на обслуживание систем пожаротушения и оповещения (если за это отвечает арендатор)
Для собственника помещения
  • Документы о праве собственности на помещение или здание
  • Технический паспорт объекта недвижимости
  • Акты и протоколы, удостоверяющие исправность конструкций, пожарных лестниц, огнетушителей, системы водоснабжения
  • Договор на обслуживание систем пожаротушения и оповещения

Как проходит визит инспекторов

✅ В первую очередь проверьте удостоверение сотрудников МЧС. Важно убедиться, что перед вами инспекторы, которые проводят проверку пожарной безопасности по всем правилам.

✅ После этого контролеры должны ознакомить руководителя компании, ИП или их представителя:

  • с распоряжением начальника органа муниципального контроля о назначении выездной проверки;
  • полномочиями лиц, которые ее проводят;
  • целями и задачами визита, сроками и условиями его проведения.
Ситуация: инспекторы пришли в магазин, а там только продавцы. В таком случае проверку начнут даже в отсутствие руководителя либо его представителя по доверенности.

✅ Нужно предоставить проверяющим доступ во все помещения и не препятствовать осмотру территории, отбору проб и прочим мероприятиям, предусмотренным в рамках проверки. Вести себя стоит вежливо и нейтрально. Можно снимать фото и видео процесса проверки, это не запрещено законом.

Получайте новые статьи на почту

Я соглашаюсь на обработку персональных данных и присоединяюсь к регламенту СБИС

Что будет, если обнаружат нарушения

Инспекторы могут вынести предписание об устранении нарушений, выписать штраф или приостановить деятельность магазина на срок до 3 месяцев.

Когда нарушение незначительное и зафиксировано впервые, проверяющие выдают письменное требование устранить его в конкретный срок. В документе указывают необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности. Например, приобрести огнетушители, установить или отремонтировать систему пожарной вентиляции, освободить пути эвакуации от препятствий, регулярно инструктировать всех сотрудников по пожарной безопасности.

Если не устранить недочеты к следующей проверке, инспекторы вправе назначить штрафы. Их размеры зависят от серьезности нарушений и наличия пострадавших (ст. 20.4 КоАП РФ). Самые маленькие санкции по этой статье: для ИП — от 40 000 до 60 000 ₽, для юрлиц — от 300 000 до 400 000 ₽. Если случился пожар и доказана вина собственника магазина, то ИП оштрафуют на 90 000–110 000 ₽, организацию — 700 000–800 000 ₽ или закроют точку продаж на срок до 30 суток.

Как оформляют результаты проверки

По итогам проверки соблюдения правил пожарной безопасности инспекторы оформляют 2 экземпляра акта, а также по ситуации другие документы:

  • предписание об устранении выявленных нарушений;
  • протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды;
  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
  • объяснения сотрудников магазина, которые нарушили требования пожарной безопасности;
  • другие связанные с результатами проверки документы или их копии.

Если предприниматель не согласен с результатами проверки

В этом случае всё равно лучше подписать акт. Отсутствие подписи не поможет при обжаловании результатов и не отодвигает срок для устранения нарушений или уплаты штрафов.

🤔 Что можно обжаловать. Сроки устранения нарушений, штрафы и приостановку деятельности.

✍️ Как действовать. Сперва итоги проверки обжалуют в досудебном порядке: пишут жалобу в адрес руководителя отдела МЧС своего региона, который инициировал проверку. Если руководитель реагирует на жалобу отказом в обжаловании, ее отправляют в вышестоящие инстанции: на уровне субъектов РФ — в областной отдел МЧС, а затем — в федеральный.

🕚 Срок для обжалования. С момента получения предписания — 10 рабочих дней. Для досудебного обжалования на действия или бездействие должностных лиц — 30 календарных дней с момента, когда владелец магазина узнал о нарушении своих прав.

🕒 Срок для ответа МЧС. В течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления. После рассмотрения жалобу удовлетворяют либо отказывают.

❌ Если МЧС отказало в пересмотре итогов проверки. Тогда предприниматели могут обратиться в суд.

Резюмируем: что важно знать о проверках магазинов

  1. Меры пожарной безопасности для магазина стоит проработать сразу при открытии или не дожидаясь проверки, если точка уже работает какое‑то время. Для этого нужен специалист в этой области, чтобы учесть все требования и риски.
  2. Для магазинов больше актуальны внеплановые проверки. Арендаторы так же, как и собственники помещений, отвечают за обеспечение пожарной безопасности.
  3. Соблюдение требований — регулярная задача, а не эпизоды перед визитами МЧС. В частности, необходимо следить за состоянием огнетушителей, инструктировать новых сотрудников, проверять по камерам видеонаблюдения, не нарушают ли они какие‑то предписания.
  4. Результаты проверки можно обжаловать: сначала в МЧС, потом в суде.

Saby (СБИС) для магазинов любого формата

  • Рассчитает оптимальное количество товаров к заказу
  • Автоматизирует приемку
  • Соберет аналитику по продажам
  • Сообщит об изменении наценки
  • Проследит за действиями сотрудников

Видеоматериалы по теме

Смотрите также