При перевозке потерялся груз: что делать и как предотвратить
Потеря груза — неприятный случай для всех участников перевозки. Какие обязанности есть у перевозчиков и экспедиторов, кто и в какой мере несет ответственность за потерю груза и что делать отправителям и получателям — расскажем в статье.
Что вы узнаете
🚚 Какие обязанности у перевозчиков и экспедиторов
Перевозчики. Перевозчики доставляют груз, пассажиров или багаж, не оказывая при этом дополнительных услуг. Чаще всего в качестве грузоперевозчиков выступают транспортные компании, с ними заключают договор перевозки груза. Заключение такого договора подтверждает транспортная накладная. Ее можно составить как в бумажной форме, так и в электронной.
Подробнее о том, что могут и что должны делать перевозчики, — в таблице.
- Получать плату за свои услуги и иные расходы, связанные с перевозкой.
Удерживать груз, пока не получит оплату за свои услуги, если дата оплаты по договору уже прошла (п. 4 ст. 790 ГК).
Но нельзя удерживать груз, право собственности на который уже перешло к грузополучателю.
- Застраховать свою ответственность на случай, если договор перевозки будет нарушен. Например, если по вине перевозчика произойдет ДТП или сдвинутся сроки доставки. Страховая выплата позволит компенсировать ущерб
- Доставить груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю (п. 1 ст. 785 ГК РФ).
- Обеспечивать сохранность груза и соблюдать сроки доставки (п. 1 ст. 796, ст. 792 ГК РФ)
Перевозчик не обязан страховать груз, однако это условие можно предусмотреть в договоре.
Экспедиторы. Экспедиторы организуют перевозку и оказывают услуги по договору транспортной экспедиции, например:
- сопровождают груз при транспортировке;
- проверяют груз;
- организуют погрузку и выгрузку;
- оформляют необходимые документы;
- выполняют таможенные формальности.
Перечень услуг обязательно закрепляют в договоре транспортной экспедиции. Его можно заключить как с грузоотправителем, так и с грузополучателем (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Экспедитор может выступать в роли перевозчика — в этом случае стороны заключают смешанный договор на перевозку и экспедирование.
📄 Какие еще документы понадобятся для транспортной экспедиции
- Поручение экспедитору. Этот документ составляет заказчик — грузоотправитель или грузополучатель. В нем содержится перечень услуг, которые экспедитор оказывает по договору.
- Экспедиторская расписка. Экспедитор выдает ее отправителю и этим подтверждает факт получения груза.
- Складская расписка. Экспедитор выдает ее в случае, если груз принят на складское хранение.
Подробнее о правах и обязанностях экспедитора — в таблице.
В интересах клиента отступать от его распоряжений, если экспедитор по объективным причинам не мог получить на это согласие. Например, при стихийном бедствии или аварии.
Но в таком случае нужно уведомить об этом клиента в течение суток или как только появится связь.
- Самостоятельно определить или изменить вид транспорта, маршрут и последовательность перевозки, если это прямо не запрещено договором.
- Удерживать груз до уплаты вознаграждения и возмещения других расходов, если такая мера предусмотрена в договоре.
- Не приступать к работе, если клиент не предоставил все необходимые документы.
- Застраховать свою ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции. Например, если по вине экспедитора сдвинулись сроки доставки
- Оказывать услуги по договору.
- Проверять достоверность сведений о юридическом или физическом лице, с которым он заключает договор.
- Проверять документы и информацию о грузе при его приемке.
- Застраховать груз от имени клиента, если это закреплено в договоре
Следить за перевозкой удобнее в Saby
- 📸 проверяйте состояние груза по фото
- 📍 отслеживайте перемещение водителей
- 📄 подписывайте накладные онлайн
🚛 За что ответственны перевозчики и экспедиторы
Перевозчики. Перевозчик несет ответственность за потерю груза с момента, когда он принимает груз, и до момента, пока груз не передали грузополучателю или его представителю (п. 1 ст. 796 ГК РФ).
Также перевозчик будет виноват в утрате:
- если при приемке груза заметил плохую упаковку, но не сделал необходимых оговорок или замечаний в транспортной накладной (п. 3 ст. 307 ГК РФ);
- сам принял на себя обязанность упаковать груз, но сделал это некачественно.
Исключение — если утрата груза произошла в следующих ситуациях:
- грузоотправитель неправильно или небрежно упаковал груз, а перевозчик этого не заметил (ч. 2 ст. 10 259‑ФЗ, п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).
- возникли обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить, — например, стихийные или природные явления.
В обоих случаях перевозчик должен доказать, что его вины в потере груза нет. Иначе ему придется возместить ущерб и вернуть провозную плату, если она не входила в стоимость его услуг.
Ответственность лежит на перевозчике, даже если фактически груз перевозили третьи лица по его поручению. Если груз утратили по вине третьего лица в результате ДТП, это также не освобождает исполнителя по договору перевозки от ответственности перед клиентом.
💸 За что еще штрафуют перевозчиков
Если перевозчик не вывез груз по своей вине, он должен выплатить грузоотправителю штраф в размере 20% от платы за перевозку (п. 1 ст. 34 259‑ФЗ). А если перевозчик просрочит доставку груза, он платит штраф грузополучателю: 9% от суммы провозной платы в сутки (п. 11 ст. 34 259‑ФЗ).
Это стандартные штрафы, прописанные в законе, но в договоре перевозки можно предусмотреть другие суммы.
Про топ‑5 частых штрафов перевозчикам рассказали в другой статье.
Экспедиторы. Экспедитор также несет ответственность за утрату груза (п. 1 ст. 7 87‑ФЗ). Однако на практике суды могут решить, что перевозчик участвует в схеме доставки как фактический исполнитель, а экспедитор — как звено, которое саму доставку не осуществляет, но оказывает сопутствующие услуги.
💸 За что еще штрафуют экспедиторов
Если экспедитор отказался выполнять услуги по договору, он должен возместить убытки заказчику и уплатить штраф в размере 10% от понесенных клиентом затрат (п. 5 ст. 6 87‑ФЗ).
В договоре транспортной экспедиции можно предусмотреть и другие штрафы за нарушения его условий.
👷🏻♂️ Какие права у грузоотправителей и грузополучателей
Если груз потерялся или испортился, грузоотправитель вправе потребовать от перевозчика возместить ущерб и вернуть провозную плату. Также грузоотправитель имеет право объявить ценность груза.
Поскольку договор транспортной экспедиции можно заключить как с грузоотправителем, так и с грузополучателем, по нему клиенты могут (ст. 6 87‑ФЗ):
- выбирать вид транспорта и маршрут доставки;
- требовать сведения о процессе доставки, если это предусмотрено в договоре;
- давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.
В договоре можно зафиксировать, что клиент имеет право не только на возмещение реального ущерба, но и на возврат вознаграждения, если оно не входило в стоимость груза. Его размер пропорционален стоимости утраченного груза.
Также клиент вправе требовать от экспедитора полного возмещения упущенной выгоды в связи с утратой груза (п. 4 ст. 7 87‑ФЗ).
При любых обстоятельствах грузоотправитель и грузополучатель могут требовать исполнения всех условий договора, а также самостоятельно застраховать груз.
📦 Когда груз считается потерянным
По договору перевозки. Груз считают утраченным, если его не предъявили получателю (п. 3 ст. 14 259‑ФЗ):
- в течение 10 дней со дня приема к доставке — при перевозках в городском и пригородном сообщениях;
- в течение 30 дней со дня его плановой доставки — при перевозке в междугородном сообщении.
По договору транспортной экспедиции. Груз считают утраченным, если его не выдали получателю (п. 7 ст. 7 87‑ФЗ):
- в течение 30 дней со дня доставки, который закреплен в договоре;
- по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке.
Договоры с перевозчиками и экспедиторами могут предусматривать иные сроки — тогда ориентироваться нужно на них.
✍🏻 Что делать, если груз потеряли: алгоритм
Для грузополучателя важно понимать, какие условия прописаны в его договоре с грузоотправителем, а именно — когда груз будет считаться собственностью получателя. Если в момент, когда отправитель передает груз перевозчику, то претензии по поводу утраты лягут на получателя. Если же право собственности переходит в момент получения груза, отправитель сам взаимодействует с транспортной компанией или экспедитором.
Чаще всего владельцем груза в момент утраты остается отправитель. Ниже расскажем, что ему следует сделать в этом случае.
Груз потерял перевозчик
- Зафиксируйте потерю груза, для этого составьте акт вместе с транспортной компанией. В нем обязательно нужно указать все обстоятельства, при которых груз был утрачен.
- Если груз был застрахован, нужно уведомить страховую компанию. В этом случае возмещение произойдет за счет страховых средств. Как правило, порядок действий при наступлении страхового случая, то есть утраты груза, прописан в договоре страхования.
Направьте претензию в транспортную компанию. Ее составляют в произвольной форме, но обязательно указывают такую информацию:
- дата и место составления претензии;
- кто подает претензию — данные грузоотправителя;
- кому предъявляют претензию — данные перевозчика;
- обстоятельства утраты груза;
- расчет и обоснование суммы требований;
- прилагаемые документы — это могут быть договор перевозки, акт об утрате, транспортная накладная;
- кто подписал претензию — данные о таком лице.
Важно соблюсти сроки и подать претензию не позднее 12 месяцев со дня, когда груз признали утраченным.
Груз потерял экспедитор
Порядок действий аналогичен, за исключением того, что претензии к экспедитору можно предъявить в течение 6 месяцев со дня, следующего за планируемым днем выгрузки.
Для ответа на претензию у перевозчика и экспедитора есть 30 дней.
👩⚖️ Что делать, если претензию не удовлетворили
Чаще всего, если транспортная компания или экспедитор не отреагировали на претензию либо клиента не устроила сумма возмещения, приходится обращаться в суд. Для этого важно соблюсти претензионную процедуру, составить исковое заявление и собрать необходимые документы:
- договор перевозки, транспортную накладную и акт об утрате — если груз потерял перевозчик;
- договор транспортной экспедиции, экспедиторскую расписку и акт об утрате — если груз потерял экспедитор.
⚖️ Как перевозчиков и экспедиторов наказывают за утрату: примеры из судебной практики
Разберем две ситуации из Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.
Перевозчик несет ответственность за утрату груза.
Суть спора. В ходе перевозки у автомобиля лопнуло колесо, в результате чего произошел пожар, который полностью уничтожил транспортное средство и груз. Перевозчик отказался возмещать ущерб за утрату груза, поскольку посчитал, что она произошла по независящим от него обстоятельствам.
Решение. Арбитражный суд и суд апелляционной инстанции поддержали доводы перевозчика, согласившись, что пожар — это чрезвычайное событие, которое невозможно предотвратить. Однако эти решения отменил арбитражный суд округа: он удовлетворил исковые требования.
Почему так. Основной вид деятельности транспортной компании — это перевозка грузов, которая подразумевает использование автотранспорта. А значит, невозможно не предполагать, что автомобили могут попадать в ДТП, — это естественный и ожидаемый риск при перевозке (п. 1 Обзора).
Экспедитор несет ответственность за утрату груза, если он был фактическим перевозчиком.
Суть спора. По условиям договора транспортной экспедиции компания‑экспедитор должна была доставить груз клиента лично или с привлечением третьих лиц. Груз передали водителю‑физлицу, экспедитор направил его к грузоотправителю. Водитель похитил груз, в связи с чем возбудили уголовное дело.
Решение. Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что экспедитор обязан только организовать перевозку груза, а вина за его утрату лежит на перевозчике — то есть на водителе, который получил груз. Но арбитражный суд округа отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Почему так. Суды установили, что с клиентом не согласовали кандидатуры перевозчиков, а в договоре указано, что экспедитор обеспечивает доставку груза. Груз передали человеку, которого экспедитор привлек для перевозки. Таким образом, компания‑экспедитор приняла на себя обязательства доставить груз и потому несет полную ответственность, если с ним что‑то случилось в процессе перевозки (п. 8 Обзора).
Как предотвратить потерю груза
Полностью обезопасить себя от утраты материальных ценностей невозможно. Но минимизировать риски потери — вполне. Вот несколько советов:
- Обращайтесь только к проверенным и надежным контрагентам. Проверить компанию или ИП можно в сервисе Saby Profile.
- Внимательно изучите договор перевозки или транспортной экспедиции перед его подписанием и зафиксируйте все спорные моменты.
- Обязательно застрахуйте груз — крупные транспортные компании не пренебрегают этим и закладывают расходы на страховку в стоимость услуг.
- Автоматизируйте логистические процессы. Переход на ЭПД и систему управления транспортом позволит контролировать этапы перевозки в режиме онлайн — например, отслеживать перемещение водителя по GPS‑трекингу.
Обсудим подключение?
Запишитесь на консультацию