Как работать с машиночитаемой электронной доверенностью (МЧД) в 2024 году

С 1 сентября 2024 года компании и ИП могут сдавать электронную отчетность через представителя только с использованием электронной (машиночитаемой) доверенности. А ответственные сотрудники должны использовать личную электронную подпись, которую получили как «физлица». И в паре с МЧД. В статье расскажем, как работает электронная доверенность.

Вы узнаете

Что такое электронная доверенность

Электронная, или машиночитаемая, доверенность (МЧД) — это электронный документ, который компания (ИП) оформляет на имя своего представителя (сотрудника). Доверенность подтверждает право представителя подписывать электронные документы от имени доверителя юридического лица (ИП).

Компания‑доверитель/ИП заверяет машиночитаемую доверенность электронной подписью руководителя/индивидуального предпринимателя. Любая электронная подпись для этого не подойдет. Подписать МЧД компания может только усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), полученной в ФНС России или у доверенного лица ФНС.

Требования к электронной доверенности

Требования к форме и содержанию МЧД прописаны в приказе Минцифры от 18.08.2021 № 857. Машиночитаемая доверенность от компании или ИП включает в себя и привычные пункты (из обычной бумажной доверенности), и новые. Ниже — полный перечень нужных сведений.

Содержание машиночитаемой доверенности:

  1. Наименование документа.
  2. Сведения о доверителе:

    • для ИП: ФИО, СНИЛС, ИНН, ОГРНИП;
    • российского юрлица: наименование, юрадрес, ИНН, ОГРН, КПП, сведения о руководителе, в том числе ФИО и СНИЛС;
    • иностранного юрлица: наименование, заграничный юрадрес, ИНН (при наличии), регистрационный номер, сведения о руководителе, в том числе ФИО.
  3. Сведения о представителе: ФИО, дата рождения, серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи, наименование и код органа, выдавшего документ, СНИЛС, ИНН.
  4. Дата совершения доверенности.
  5. Срок действия доверенности (при наличии).
  6. Полномочия представителя в текстовом формате. Также могут быть указаны идентификаторы полномочий из классификатора полномочий.
  7. Сведения об информационной системе, в которой можно узнать о досрочном прекращении действия доверенности, включая случай, когда ее отменил доверитель. Например, это может быть система оператора ЭДО.
  8. Номер доверенности.
  9. УКЭП, которой подписали доверенность.
  10. Возможность передоверия. Полномочия по МЧД можно передоверить в общем порядке (ст. 187 ГК РФ). Оформляется такая доверенность точно так же, как и МЧД, на основании которой сделали передоверие. Особых правил нет.

Как оформить МЧД

Представитель получает электронную подпись физлица. Реквизиты доверителя в сертификате ЭП не указываются. Сертификаты сотрудников с привязкой к организации с 1 сентября 2024 года не действуют — документы, подписанные такими ЭП, не имеют юридической силы. Представители могут подписывать документы только КЭП физлица в паре с МЧД.

Тензор — изготовим УКЭП быстро, доставим прямо в руки

  • ✅ Оформление подписи за 15 минут
  • ✅ Получение в УЦ или дистанционно
  • ✅ Настройка компьютера для работы с ЭЦП
  • ✅ Техподдержка 24/7

Доверитель оформляет машиночитаемую доверенность:

  • Для сдачи отчетности — в той бухгалтерской программе, через которую отчитывается.

    ФНС и СФР предлагают сервисы, с помощью которых можно подготовить МЧД. Делайте все через свою бухгалтерскую программу, чтобы быть уверенным: документ сформируется именно в том формате, который поддерживает ваш оператор.
  • Для подписания первички, счетов‑фактур — в системе ЭДО, где обменивается с контрагентами электронными документами: счетами‑фактуры, товарными и транспортными накладными (ЭТрН), актами и т.п. Условие: оператор контрагента готов обмениваться МЧД.

Технология — новая, участники ЭДО внедряют ее постепенно. У пользователей Saby (СБИС) уже есть возможность работать с машиночитаемыми доверенностями. Раздел для управления доверенностями простой и интуитивно понятный. Можно работать в одном окне по всем вашим компаниям.

Кнопка для формирования доверенности в Saby

Чтобы сформировать доверенность в Saby, достаточно нажать на «+»

Формирование МЧД

В Saby очень легко выпустить МЧД. Раздел «Доверенности» находится в главном меню системы. Чтобы сформировать доверенность, достаточно нажать кнопку «+». Благодаря гибкой настройке можно выдавать разные типы доверенностей. К примеру, бухгалтеру для сдачи отчетности в разные госорганы или кладовщику для оформления реализаций с учетом ограничений по сумме. Более того, вы сможете настроить подписание МЧД за всю компанию или в конкретных филиалах.

Окно формирования доверенности

Благодаря гибкой настройке в Saby можно выдавать разные типы доверенностей

Загрузка МЧД

Если у вас уже есть электронная доверенность, зарегистрированная на Цифровой платформе распределенного реестра ФНС (ЦПРР ФНС), выпускать новую МЧД не надо. В Saby можно выгрузить МЧД из Реестра доверенностей и по идентификатору.

Кнопка выгрузки МЧД в Saby

В Saby можно выгрузить МЧД из Реестра доверенностей и по идентификатору

Согласование и подписание МЧД

Прежде чем зарегистрировать и использовать электронную доверенность в работе, ее нужно подписать УКЭП руководителя. Для пользователей Saby этот этап максимально упростили: вы можете создать МЧД в системе и запросить ее подписание по email. Директору придет письмо с запросом — из него он перейдет в окно регистрации МЧД. Когда руководитель проверит все данные, он сможет подписать электронную доверенность в один клик. Saby сразу же пришлет уведомление о получении МЧД доверенному лицу.

Пример письма-запроса руководителю на проверку МЧД в Saby

В Saby руководитель получит запрос на проверку МЧД по email и сможет подписать доверенность в один клик

Кроме того, в Saby можно настроить процесс последовательного или параллельного согласования МЧД между участниками бизнес‑процесса. К примеру, бухгалтер или кадровик создает доверенность, юристы проверяют, а директор — согласовывает финально.

В Saby можно настроить процесс последовательного или параллельного согласования МЧД между участниками бизнес‑процесса

Регистрация МЧД

МЧД нужно не только сформировать и согласовать с руководством, но еще и зарегистрировать в госорганах, куда собираетесь отправлять документы и отчеты. Регистрация МЧД — довольно сложная процедура, но пользователям Saby ничего делать не надо. В системе все автоматизировано: надо только нажать кнопку «Зарегистрировать» — и Saby отправит МЧД во все госорганы.

Кнопка регистрации МЧД в Saby

Регистрация МЧД в Saby автоматизирована, нужно нажать всего одну кнопку

Как работать с МЧД

Машиночитаемая доверенность применяется только в том случае, если документы компании (ИП) подписывает доверенный представитель. Если документы подписал руководитель или предприниматель своей УКЭП, доверенность не нужна.

Когда представитель подписывает документы своей УКЭП, он прикладывает в электронный пакет машиночитаемую доверенность. Так получатель документов узнает, кто подписал документы и есть ли у него на это полномочия. МЧД хранится в электронной системе, в которой представитель подписал и из которой направил документ. Например, в Saby. Доверитель сам размещает МЧД в электронной системе. Проверить информацию о доверенности можно в штампе электронной подписи.

Пользователи Saby могут работать с электронными подписями и доверенностями с любого устройства и из любой точки мира. Для подписания и приема электронных документов можно использовать как веб‑версию, так и мобильное приложение.

Штамп электронной подписи в МЧД

Проверить информацию о доверенности можно в штампе электронной подписи

Проверка МЧД на входящих документах

Когда вы принимаете входящие электронные документы, Saby автоматически проверит наличие доверенности, полномочия представителя, сроки доверенности в базе госорганов. Вы увидите всю необходимую информацию на самой доверенности, тратить время на проверку МЧД не придется.

Отправка отчетности с МЧД

  • В налоговую

    Прежде чем отчитываться с МЧД перед ФНС, дождитесь, когда статус доверенности «отправлена» изменится на «зарегистрирована». Это значит, что доверенность успешно прошла проверку в ФНС.

    С зарегистрированной МЧД сотрудник может сдавать налоговую отчетность, визируя документ своей личной ЭЦП. При отправке декларации или расчета выберите электронную доверенность, которую оформили на сотрудника.

    При необходимости МЧД, зарегистрированную в ФНС, можно отозвать. Например, если ответственный за отчетность работник уволился из компании. В Saby в окне с доверенностью нажмите на кнопку «Отозвать». Заявление об отзыве сформируется и автоматически отправится в налоговую.

    Кнопка прекращения срока доверенности в Saby

    Прекратить действие доверенности досрочно в Saby можно одной кнопкой

    С 1 марта 2024 действует новый формат МЧД для налоговой — формат 5.02 (приказ ФНС от 19.09.2023 № ЕД‑7‑26/648@). Он предоставляет возможность передоверия МЧД и предоставления полномочий нескольким представителям (информация ФНС от 27.12.2023). Доверенности, оформленные по предыдущему формату 5.01, ФНС будет принимать до 28 февраля 2025 года (письмо ФНС от 18.12.2023 № ЕА‑4‑26/15789@).

  • В СФР

    Электронная доверенность используется для обмена данными по пособиям, больничным листкам (проактивным выплатам) — социального электронного документооборота (СЭДО). А также для подтверждения основного вида экономической деятельности.

    При отправке данных достаточно выбрать МЧД из списка, чтобы подтвердить: сотрудник уполномочен подписывать документ. Доверенность можно отозвать в любой момент.

    Для отправки формы ЕФС‑1 машиночитаемая доверенность не требуется. Для такой отчетности подается заявление на подключение к системе и уведомление о передаче полномочий уполномоченному представителю (УПУП).

Выпуск МЧД для работы в других системах

Пользователи Saby могут выпустить электронную доверенность для разных сфер применения, к примеру для участия в госзакупках. Укажите в МЧД необходимые полномочия и скачайте в нужном формате.

Кнопка для скачивания МЧД в Saby

Пользователи Saby могут скачать МЧД в нужном формате и применять ее не только для сдачи отчетности

Учет доверенностей

В Saby можно вести учет всех доверенностей, в том числе тех, что сделали на бумаге или создали в других системах. Saby контролирует сроки каждой такой доверенности и информирует, если документ надо продлить: отправляет смс, электронное письмо или push‑уведомление. А если сотрудник уволится, система автоматически отзовет доверенность.

Учет доверенностей в Saby

Saby контролирует сроки каждой доверенности и информирует, если документ надо продлить

С 1 сентября 2024 года физлица могут подписывать рабочие документы только личными КЭП, прикладывая электронную доверенность. Чтобы получить ЭП физлица, надо обратиться в Удостоверяющий центр, аккредитованный по новым правилам. Тензор является крупнейшим аккредитованным удостоверяющим центром в России, офисы УЦ есть в каждом регионе. Вы сможете получить КЭП «физика» лично, удаленно по биометрии или по действующей КЭП представителя компании. А если у вас в штате много сотрудников, можно выпускать подписи физлиц самостоятельно — с помощью нашего сервиса «Корпоративный удостоверяющий центр».

Доверенности Saby — проще, чем вы думаете

Частые вопросы

  • Какой максимальный срок действия МЧД?

    Электронная доверенность, как и бумажная, может действовать в течение срока, на который ее выдали. При этом максимальный срок не установлен. Если в доверенности не указали срок, она действует в течение одного года со дня выдачи (ст. 186 ГК РФ). Можно отозвать МЧД до окончания срока ее действия.

  • Есть ли ограничения по количеству выдаваемых МЧД?

    Количество электронных доверенностей, которые может оформить компания или ИП, не ограничено. Причем получить МЧД могут не только работники. Закон разрешает выдать ее физлицу, который не является сотрудником.

  • Заверяется ли МЧД у нотариуса?

    Зависит от того, кто выдает доверенность:

    • Если МЧД от физлица, нотариусы заверяют такую доверенность.
    • Если МЧД от ИП, ее можно подписать УКЭП предпринимателя и не заверять у нотариуса.
    • Если МЧД от компании, ее заверяют только УКЭП руководителя. Нотариальное удостоверение не требуется.
  • Нужно ли хранить МЧД в бумажном виде?

    Бумажная версия электронной доверенности не нужна.

  • Нужно ли при смене руководителя перевыдавать МЧД?

    Нет, как и в случае с обычной доверенностью.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также