Обязательная маркировка антисептиков в 2024 году

эксперт по автоматизации работы с госсистемами

С 1 октября 2023 года действуют новые требования для работы с антисептиками и дезинфицирующими средствами для рук. Нужно зарегистрироваться в системе «Честный знак», маркировать производимую и импортируемую продукцию, отчитываться об обороте и сканировать код маркировки в кассовый чек при продаже в розницу.

Разбираем, что должны сделать все участники цепочки по продаже антисептиков: какое оборудование купить, в какие сроки начать работать с маркировкой и что делать с немаркированными остатками.

Нет времени разбираться? Поможем!

Вы узнаете

Для кого действует закон о маркировке антисептиков

В обязательной маркировке участвуют компании и индивидуальные предприниматели, которые производят, импортируют, продают оптом или в розницу следующие товары:

  • кожные антисептики;
  • парфюмерно‑косметические средства с антимикробным действием.

Законодательно перечень участников, сроки и правила оборота маркированной продукции установлены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 № 870.

Сроки и этапы маркировки для производителей и продавцов

С 1 сентября все участники оборота антисептиков обязаны подключиться к системе маркировки. Другие обязательства будут появляться поэтапно.

ДатаЭтапЧто нужно сделать
С 1 сентября 2023Обязательная регистрация в системе маркировки

Все участники оборота должны зарегистрироваться на сайте «Честного знака» и описать свои товары в каталоге.

Компании и ИП, которые впервые начнут производить или продавать антисептики, должны подключиться к системе маркировки не позднее 7 дней с начала производства, ввоза и продажи антисептиков

С 1 октября 2023 по 1 октября 2024Маркировка остатков, произведенных или ввезенных до 01.10.2023Немаркированные остатки необходимо промаркировать или продать до 01.10.2024. Советуем не откладывать маркировку остатков на последний момент
С 1 октября 2023Обязательная маркировка на производстве и при импорте

Производители и импортеры обязаны размещать на антисептиках код маркировки (Data Matrix) и передавать в «Честный знак» сведения о вводе товаров в оборот.

Импортерам до 31 октября 2023 необходимо промаркировать антисептики, которые закуплены до 30.09.2023 и выпущены таможней с 01.10.2023

С 1 марта 2024Обязанность подавать сведения о выводе из оборота и добавлять код маркировки в чек при розничной продаже

При продаже антисептиков розничные магазины должны сканировать коды маркировки на кассе. Таким образом информация о выводе из оборота отражается в чеке и через оператора фискальных данных передается в «Честный знак».

Когда участники маркировки списывают антисептики по другим основаниям, то отражают это отдельным документом

С 1 мая 2024Переход на электронный документооборот при отгрузке и приемке антисептиков (объемно‑сортовой учет)

Все участники оборота антисептиков должны обмениваться только электронными УПД.

Подавать сведения разрешается в объемно‑сортовом формате.

В УПД обязательно указывать количество товара, GTIN (англ. Global Trade Item Number) — международный код маркировки товаров, в котором закодировано предприятие (производитель или импортер) и конкретная товарная позиция.GTIN
и количество кодов маркировки
С 1 октября 2024Продажа только маркированных товаровС этой даты запрещается оборот (купля, продажа) немаркированных товаров, в том числе в розницу
С 1 сентября 2025Поэкземплярный учет антисептиковВсе участники оборота через ЭДО отражают отгрузку и приемку каждого экземпляра антисептика, а не в объемно‑сортовом формате, как раньше

Какие антисептики нужно маркировать

Чтобы понять, маркировать антисептик или нет, нужно руководствоваться кодами 2 видов:

  • ОКПД 2 — код товара для производителей по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности;
  • ТН ВЭД ЕАЭС — код товара для импортеров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Наименование товараКод ТН ВЭД ЕАЭСКод ОКПД 2
Парфюмерно‑косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской тары антимикробным действием3304 99 000 020.42.15
Кожные антисептики — дезинфицирующие средства3808 94 800 020.20.14.000

Схема работы с оборотом антисептиков

Маркировка антисептиков

Между производителем и точкой продаж может быть любое количество оптовых дистрибьюторов. Сервисы Saby автоматизируют отправку данных в «Честный знак»

Когда заработают все этапы маркировки, общая схема движения антисептиков будет выглядеть так:

  1. Производитель или импортер получает коды в «Честном знаке», размещает их на товаре.
  2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД:
    • при объемно‑сортовом учете (ОСУ) — без кодов, но с указанием GTIN и количества кодов маркировки;
    • при поэкземплярном учете — со всеми кодами с упаковок антисептиков.
  3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в УПД с полученными по факту или с GTIN и количеством кодов, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
  4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует аналогичный УПД.
  5. Магазин получает УПД с информацией о маркированных товарах. Если данные указаны в объемно‑сортовом учете — надо проверить GTIN и количество кодов маркировки. Если данные указаны поэкземплярно — отсканировать Data Matrix на товарах. Если расхождений нет — подтвердить приемку товара, при расхождениях — отклонить приемку или утвердить поступление с актом о расхождении.
  6. При продаже кассир сканирует код маркировки на упаковке антисептика — так информация о продаже маркированного товара отражается в чеке. Оператор фискальных данных видит эту продажу и отправляет сведения о ней в «Честный знак». Так код маркировки выбывает из оборота.

Штрафы за работу без маркировки

За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность. После введения обязательной маркировки антисептиков Роспотребнадзор будет штрафовать нарушителей и конфисковать нелегальный товар.

Полный перечень штрафов — на сайте «Честного знака», ниже приведем основные.

НарушениеАдминистративная ответственностьУголовная ответственность
Приемка и продажа антисептиков без кодов маркировкиКонфискация продукции и штраф:
5 000–10 000 ₽ — для должностных лиц и ИП;
25 000–150 000 ₽ — для малого бизнеса;
50 000–300 000 ₽ — для среднего и крупного юрлица
Штраф до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет — за преступление в особо крупных размерах и в случае сговора
Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт с поддельными кодамиШтраф до 300 000 ₽ или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом

Как работать с маркированными товарами

  1. Зарегистрироваться в системе маркировки.
  2. Наносить маркировку на продукцию (для производства и импорта): подключить сервис для работы с маркировкой, приобрести оборудование для печати этикеток.
  3. Отгружать и принимать маркированные антисептики через ЭДО: подключиться к оператору ЭДО, приобрести оборудование для сканирования кодов.
  4. В рознице обновить кассовое ПО и прошивку ККТ, подключиться к ОФД, поставить 2D‑сканер на рабочее место кассира.

Маркировка под ключ в Saby

Для производителей, импортеров, оптовых продавцов и розничных магазинов

Регистрация в системе маркировки

Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе «Рутокен».

Получить электронную подпись

  1. Установите необходимое ПО:

  2. Перейдите на сайт системы маркировки и нажмите «Проверить». Если все настроили верно, кликните «Продолжить».
  3. Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email, нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение.
  4. Перейдите по ссылке из письма и укажите:

    • являетесь ли вы производителем или импортером товаров;
    • оператора ЭДО и ID участника ЭДО;
    • группы товаров, с которыми работаете;
    • являетесь ли вы членом ассоциации «ГС1 РУС». Если да, введите идентификаторы GSP и GLN.
  5. Заполните профиль, ознакомьтесь с договорами с оператором и подпишите согласие.

Маркировка на производстве и при импорте

Что понадобится

  1. Оборудование для печати этикеток. Выберите подходящее в нашем каталоге.
  2. Подключение к системе маркировки, чтобы зарегистрировать выпускаемые или ввозимые товары, заказывать на них коды и вводить в оборот. Например, СБИС Маркировка.

Как маркировать

ПроизводительИмпортер
  1. Заказывает коды маркировки в «Честном знаке».
  2. Печатает этикетки с кодами и наклеивает их на товары.
  3. Отчитывается в «Честный знак» о вводе в оборот
  1. Заказывает коды маркировки в «Честном знаке».
  2. Передает иностранному поставщику файл для печати этикеток или готовые этикетки — тот наклеивает этикетки на товары и отгружает их.
  3. Импортер после прохождения таможни отчитывается в «Честный знак» о вводе в оборот

Чтобы не сканировать код маркировки каждого антисептика при поступлении или оптовой продаже и быстрее оформлять документы, производитель или импортер может объединить (агрегировать) их в транспортную упаковку. Для этого он создает код транспортной упаковки и печатает для нее этикетку, отчитывается в «Честный знак» о кодах маркировки всех антисептиков, которые входят в упаковку.

Приемка антисептиков

Что понадобится

  1. Подключение к ЭДО. В онлайн‑сервисе СБИС для обмена документами все входящие — бесплатно.
  2. Оборудование для сканирования марок.

Как принимать

Покупатель получает от поставщика по ЭДО электронный УПД с кодами или без кодов, но с данными объемно‑сортового учета (GTIN и количество кодов). Проверяет, нет ли расхождений, утверждает или отклоняет поступление.

Оптовая продажа

Что понадобится

Подключить ЭДО, чтобы отправлять розничным продавцам электронные УПД.

Как отгружать

Оптовику необходимо сформировать электронный УПД и указать в нем коды маркировки с отгружаемых товаров или не указывать коды, но внести данные объемно‑сортового учета (GTIN и количество кодов).

СБИС проверит УПД на наличие ошибок перед отправкой и при получении, предупредит и поможет исправить.

Получайте новые статьи на почту

Я соглашаюсь на обработку персональных данных и присоединяюсь к регламенту СБИС

Розничная продажа

Что понадобится

  1. Обновить прошивку онлайн‑кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек. Проверьте ваше кассовое программное обеспечение по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. Тензор имеет статус АСЦ — обращайтесь.
  2. Подключить ККТ к ОФД, который умеет передавать коды из чека в систему маркировки. Например, СБИС ОФД.
  3. 2D‑сканер для считывания марок.

Как продавать

Продавать маркированный товар нужно через онлайн‑кассу, подключенную к ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

Со СБИС скорость продаж при сканировании маркировки не упадет: кассиру достаточно считать Data Matrix, а СБИС сам добавляет товар в чек. Данные передаются в систему маркировки автоматически.

Оборудование для маркировки

Принимать товар можно при помощи смартфона, сканера штрихкодов или терминала сбора данных (ТСД). Выбор оборудования зависит от размера склада: от маленького складского помещения до оптовых складов. А для печати кодов вам понадобится принтер этикеток.

Частые вопросы

  • Из чего состоит код маркировки и зачем он нужен?

    Код маркировки по‑другому называется Data Matrix. В нем зашифрованы:

    • код товара — 14 знаков;
    • индивидуальный серийный номер товара (единицы) — 13 знаков;
    • ключ проверки — 4 знака;
    • код проверки — 44 знака.

    Data Matrix позволяет проследить путь товара с момента производства до продажи конечному потребителю. Именно цифровые коды идентификации на антисептиках снизят объем контрафакта и гарантируют покупателю приобретение легальной, сертифицированной продукции.

  • Когда нужно нанести коды маркировки на импортные товары?

    Нанести коды маркировки на товары необходимо:

    • при ввозе с территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — до пересечения государственной границы РФ,
    • при ввозе из других стран — до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
  • Обязательно ли использовать сервис ЭДО до 1 мая 2024?

    Нет, обязанности нет. Но можно настроить роуминг, выбрать оператора ЭДО и выстроить бизнес‑процессы.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также