Розничная продажа маркированного товара

С введением маркировки изменится и процесс розничной продажи подконтрольного товара. Код маркировки необходимо включить в чек, а затем через оператора фискальных данных передать его в Честный знак. Рассказываем подробнее, как подготовиться и организовать работу.

Нет времени разбираться? Поможем!

Что изменится при розничной продаже маркированных товаров

  1. Необходимо сканировать каждый код маркировки при продаже товара на кассе.
  2. Кассовая программа должна уметь добавлять коды маркировки в чек и отправлять коды через ОФД в Честный знак.
  3. Если работаете на кассе в автономном режиме, вы должны самостоятельно выгружать архив с чеками из кассы раз в 30 дней и загружать его в личном кабинете «Честный знак» для вывода товаров из оборота.

При продаже каких товаров нужно сканировать код маркировки

По Закону о торговле ФЗ-381 от 28.12.09 при розничной продаже данных товаров необходимо на кассе сканировать код маркировки и передавать через оператора фискальных данных сведения в Честный знак:

  • Табачной продукции — с 1 июля 2019
  • Альтернативной табачной продукции — с 1 июля 2021
  • Обувной продукции — с 1 июля 2020
  • Фотокамер и вспышек — с 1 октября 2020
  • Духов и туалетной воды — с 1 октября 2020
  • Шин и покрышек — с 1 ноября 2020
  • Одежды и текстиля — с 1 января 2021
  • Молочной продукции — с первого полугодия 2022 года (подробнее здесь)
  • Воды — с 1 сентября 2022

Штрафы за продажу товаров без маркировки

За нарушение правил работы с маркировкой в 2022 году предусмотрена административная и уголовная ответственность. Полный перечень штрафов — на сайте Честного знака.

Нарушение
Административная ответственность
Уголовная ответственность
За продажу товаров без кодов маркировки
50 000 — 300 000 ₽ с конфискацией — для юрлиц, 5 000 — 10 000 ₽ с конфискацией для должностных лиц
за преступление в особо крупных размерах и в случае сговора — до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет
За производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт с поддельными кодами
штраф до 300 000 ₽ или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом

Что нужно для продажи маркированных товаров на кассе

  1. Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек. Проверьте ваше кассовое программное обеспечение по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. «Тензор» имеет статус АСЦ — обращайтесь.
  2. Подключить ККТ к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в маркировку.
  3. 2D-сканер для считывания марок.

Как продавать маркированные товары на кассе

Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир при добавлении товара в чек сканирует Data Matrix. Далее онлайн-касса отправляет данные в ОФД, который, в свою очередь, пересылает их в систему маркировки. После этого товар выводится из оборота.

Маркировка под ключ

Маркировка в СБИС

Со СБИС маркировка не отразится на скорости продаж — кассир сканирует только Data Matrix, а СБИС сам добавит товар в чек. Данные передадутся в маркировку автоматически.

Точные сканеры для быстрых продаж

При продаже маркированных товаров потребуется 2D-сканер для считывания Data Matrix. Мы протестировали оборудование из нашего каталога и рекомендуем следующие модели.

Что делать, если касса не подключена к ОФД (автономный режим)?

Отправлять сведения о продаже маркированных товаров в Честный знак обязаны и те, кто работает в автономном режиме. Чтобы это сделать, настройте ручной процесс передачи данных либо подключитесь к ОФД.

Ручная выгрузка данных о продажах:

  1. Получите архив из фискального накопителя.
  2. Зайдите с ЭП в личный кабинет Честного знака.
  3. По кнопке «Выбытие» выберите файл и прикрепите его.
  4. Честный знак проверит его и спишет с вас проданные коды маркировки.

Сведения необходимо отправлять не позднее 30 дней со дня продажи.

Как продавать маркированные товары через интернет

Продавать товары можно не только офлайн, но и онлайн, например, через свой сайт или маркетплейсы. Рассказываем, как это сделать правильно.

Свой интернет-магазин
Маркетплейс

Свой интернет-магазин

  1. Покупатель оформляет покупку на сайте и оплачивает ее онлайн. Код маркировки пока не указывается в чеке.
  2. Продавец в течение трех рабочих дней с момента покупки оформляет реализацию и указывает в ней:
    • покупателя,
    • тип договора «Продажа по образцам, дистанционная торговля»,
    • дату и номер кассового чека,
    • код маркировки.
  3. После отправки реализации сведения передадутся в Честный знак.
  4. Продавец передает товар покупателю.

Маркетплейс

  1. Покупатель оформляет покупку на сайте и оплачивает ее онлайн. Код маркировки пока не указывается в чеке.
  2. Сотрудник маркетплейса перед тем, как выдать товар покупателю, сканирует код маркировки. После этого отправляет владельцу товара отчет, в котором указаны фамилия и имя покупателя, дата и номер чека, данные о товаре и код маркировки.
  3. Продавец в течение трех рабочих дней с момента покупки оформляет реализацию и указывает в ней:
    • покупателя,
    • тип договора «Продажа по образцам, дистанционная торговля»,
    • дату и номер кассового чека,
    • код маркировки.
  4. После отправки реализации сведения передадутся в Честный знак.

Частые вопросы

  • Зачем нужна маркировка?

    Маркировка нужна, чтобы государство могло отслеживать полный цикл движения товаров от производителя или импортера до покупателя. Предполагается, что так c рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.

  • Что делать розничной точке в случае возврата маркированной продукции?

    Если произошел возврат продукции с сохраненным кодом маркировки и розничная точка планирует и дальше продавать данный товар, необходимо повторно ввести данный код в оборот. Если произошел возврат товара без сохраненного кода маркировки, необходимо произвести перемаркировку — подробнее в инструкции.

  • Нужно ли фиксировать перемещение маркированных товаров между складами внутри одного юрлица?

    При перемещении товара по складам внутри компании передавать данные в систему не нужно.

  • Что нужно сделать с кодом маркировки при порче товара?

    В случае порчи товара код маркировки необходимо вывести из оборота с указанием причины списания данного кода.

  • По каким еще причинам можно вывести маркированную продукцию из оборота, кроме розничной продажи?

    Порча, утеря, кража, конфискат, экспорт и др.

  • Возможно ли хранение товаров, подлежащих маркировке, без кодов?

    Хранение немаркированной продукции допускается производителем, а также при возврате от конечного потребителя при наличии документа, подтверждающего возврат.

Смотрите также

Розничная продажа маркированного товара
Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie, Яндекс.Метрикой, Google Analytics для сбора технических данных. Подробнее