Регистрация всех мест осуществления деятельности ИП для работы с ЕГАИС

эксперт по автоматизации работы с госсистемами

К 1 сентября 2024 года ИП обязаны зарегистрировать в ЕГАИС все торговые точки, в которых они продают алкоголь, а также разнести по ним остатки и вести продажи в разрезе этих мест осуществления деятельности.

Даем пошаговую инструкцию, что необходимо сделать предпринимателям для работы по новым правилам.

🍺 Кому необходимо регистрировать все точки продаж

Это обязаны сделать все ИП, которые продают алкоголь в розницу в нескольких точках. Новые правила затрагивают, в частности: продуктовые и пивные магазины, заведения общепита и другие розничные точки с не крепким алкоголем, который ИП могут продавать без лицензии.

Новые требования содержатся в подп. 3 п. 4 Приложения № 2 к Правилам ведения и функционирования ЕГАИС (утверждены Постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2466).

📍 Точки продаж в нормативных актах и ЕГАИС называют местами осуществления деятельности или, сокращенно, МОД.

Как ИП подготовиться к изменениям в работе с ЕГАИС

Чтобы в ЕГАИС появились все места осуществления деятельности, на каждой точке продаж необходимо установить УТМ, получить на него уникальный идентификатор (ФСРАР_ИД) и привязать отдельную электронную подпись. Разберем по шагам, что именно нужно сделать.

  1. Зарегистрируйте все точки продаж в ЕГАИС. Это можно сделать с действующего УТМ.

    Инструкция: 👉 как добавить МОД в ЕГАИС.

  2. Получите электронные подписи и МЧД на сотрудников точек продаж.

    Чтобы зарегистрировать новый ФСРАР_ИД, нужна уникальная подпись, которая не использовалась в других УТМ. Поэтому обойтись одной ЭЦП, которая оформлена на индивидуального предпринимателя, не получится. Нужно получить КЭП на сотрудника точки, который будет работать с документами в ЕГАИС, и выпустить на него МЧД. Без МЧД подпись сотрудника будет недействительна.

    Для работы в ЕГАИС подпись должна быть на специальном носителе: «Рутокен ЭЦП 3.0», JaCarta‑2 или ESMART Token.

    Инструкция: 👉 как оформить МЧД.

  3. Установите УТМ на каждой точке продаж.

    ❌ С 1 сентября 2024 года нельзя использовать один УТМ для всех магазинов или заведений общепита, в которых ИП ведет бизнес и продает алкоголь. На каждую точку продаж надо поставить отдельный УТМ и получить ФСРАР_ИД. Поставщик при отправке партии алкоголя должен указывать именно его, а не общий, как раньше.

    Инструкции: 👉 как настроить УТМ, как интегрировать УТМ и Saby (СБИС).

  4. Получите RSA‑ключ на каждую точку продаж. В ЕГАИС этот ключ привязан к ФСРАР_ИД и обеспечивает защищенное соединение. Учитывайте, что срок действия ключа — 1 год. Продлить его лучше за месяц до истечения срока действия, чтобы не прерывать обмен данными с ЕГАИС.

    Инструкция: 👉 как получить RSA‑ключ.

    Важный нюанс про адрес регистрации ИП и МОД

    Нельзя получать алкоголь на ФСРАР_ИД, который привязан к адресу прописки индивидуального предпринимателя. С 1 сентября документы в ЕГАИС должны оформляться на реальный МОД, куда приезжает алкоголь.

  5. Сведите остатки алкоголя в каждой точке и разнесите их по всем торговым точкам. МОД зарегистрированы в ЕГАИС, но они «пустые». Чтобы перенести на них корректные остатки, необходимо выполнить 3 шага:

Когда все МОД ИП настроены в ЕГАИС, получать новые партии алкоголя и вести списания нужно уже по ним. Сообщите поставщикам новые ФСРАР_ИД, на которые с 1 сентября надо отправлять документы.

Нет времени разбираться с МОД?

  • Поможем ИП добавить МОД в ЕГАИС
  • Проконсультируем, как свести остатки и сделать переносы

Видеоматериалы по теме

Смотрите также