Поставщики и торговые сети: как выстроить сотрудничество
Обе стороны хотят эффективно выстроить взаимодействие. Но на деле переговоры о поставках и дальнейшее сотрудничество сети с поставщиками могут напоминать шахматную партию, а иногда и ожесточенные дебаты.
Собрали ключевые тезисы из выступления Сергея Илюхи на конференции PRO Retail. Разбираем, как поставщику стать полезным для ритейлера, а ритейлеру — убедить поставщика (даже федерального масштаба) предоставить отличные коммерческие условия.
Сергей Илюха
Член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла. Эксперт по категорийному менеджменту, работе поставщиков с торговыми сетями.
Основатель Школы коммерсантов
Содержание статьи
Принципы категорийного менеджмента для управления ассортиментом
Категорийный менеджмент сегодня — основной инструмент, с помощью которого торговые сети управляют своим ассортиментом. Ассортимент делят не на отдельные позиции, а на товарные категории. Это группы товаров, которые закрывают похожую потребность покупателя, и, что очень важно, расположены в одном месте магазина. Например, шоколадные батончики, сыры, стиральный порошок, корма для животных — всё это категории.
При этом в разных магазинах деление товаров на категории отличается. В небольшой розничной сети может быть категория «хозяйственные товары», и в нее входят стиральные порошки, мыло, туалетная бумага и т.д. В специализированной сети стиральные порошки выделяют в отдельную категорию.
Каждой категорией управляют как отдельной бизнес‑единицей и с ее помощью решают определенную задачу магазина.
Управлением категориями в крупных сетях занимаются категорийные менеджеры. В небольшой торговой точке эти задачи выполняет товаровед или владелец магазина. Несмотря на разность форматов и объемов закупок, и сетевики, и локальная розница могут привлекать производителей или поставщиков для совместного развития товарных групп.
Приглашать производителей к формированию ассортимента придумали в Procter&Gamble в 1990‑х. Такой формат позволяет ритейлеру и производителю обмениваться экспертностью, подбирать более маржинальные или популярные товары и увеличивать продажи.
3 возможные роли поставщика в управлении категорией
- 🚢 Капитан категории. Поставщику передают на аутсорс полное управление группой товаров с ответственностью за показатели.
- 🤝 Партнер категории. Перед поставщиком ставятся узкие приоритетные для магазина задачи. Он помогает управлять категорией, но не вовлекается в активную работу с экономикой. Данные ему предоставляют ограниченно — только для решения конкретных задач.
- 👑 Привилегированный поставщик. Магазин дает преимущества поставщику перед другими контрагентами. Но чаще всего это небольшие уступки в обмен на выполнение задач сети.
Критерии успешного сотрудничества сети и поставщика
Теперь поговорим, как наладить сотрудничество. Магазинам интересно получить хорошие условия и экспертность в продукте, а поставщикам — понять, как сотрудничать с магазинами, поставляя свой товар, и при этом зарабатывать как можно больше.
Уровень управляемости
Когда поставщик заходит в торговую сеть, он хочет понять, с кем он будет конкурировать. Он приходит в торговый зал и смотрит, где и какие товары расположены. Присматривает место определенных товаров или полку в торговом зале, на которую он хочет встать.
Категорийный менеджер рассматривает не каждый товар в отдельности, а управляет ассортиментом на уровне товарных категорий и подкатегорий. И ждет, что поставщик сделает свое предложение таким образом, что будет продаваться не только товар поставщика, но и улучшатся результаты работы категории в целом.
👌 Поставщик, делая свое предложение, должен правильно определить конкурентное окружение и то ассортиментное направление, при работе с которым, с одной стороны, он обеспечит рост показателей, с другой — этот рост будет достаточно весомым и интересным для категорийного менеджера при решении его задач.
Этот оптимальный ассортимент, в рамках которого проводится анализ и делается предложение, я называю «уровень управляемости». Оптимальное предложение можно сделать (или получить от поставщика) на уровне от 30 до 100 SKU (единиц складского учета).
До 30 SKU | 30–100 SKU | Больше 100 SKU | |
---|---|---|---|
💬 Магазин или торговая сеть | «Плоская категория, где нельзя работать с дополнительными свойствами и УТП» «На каждый ценовой сегмент 1‑2 товара — нет свободы для маневра, можно предлагать только полную замену конкурентов» | «Интересное предложение, которое поможет разнообразить ассортимент и увеличить чек» | «Сложно оценить разнообразие и качество ассортимента» «Сложно управлять категорией — на полках много однотипных товаров с маленьким шагом цены» |
💬 Поставщик или производитель | «Маленькое предложение, не факт, что оно будет приносить большую маржу» «Зато затраты на логистику увеличатся» | «Новое выгодное партнерство, увеличивающее продажи и позволяющее показать экспертность» | «Очень крупно, нельзя сделать точное предложение или провести экспертную аналитику» |
Позиционирование категории
На переговорах поставщика и категорийного менеджера обе стороны должны понимать, как магазин себя позиционирует и что для него означает конкретная категория. Например, стиральный порошок — это сопутствующий товар для «Магнита» и важная позиция для магазина вроде «Улыбка радуги». Для этого разделим все категории на 4 типа.
- 🎯 Целевая категория. Это группы товаров, за которыми покупатель приходит именно в этот магазин. Например, покупатель думает: «Я хочу купить мясо». И у него должен в голове возникать конкретный магазин, потому что в нем лучшее по качеству мясо, самый широкий выбор, адекватные цены. Исходя из этих параметров производитель может стать партнером ритейлера в этой категории, чтобы создать лучшее предложение для покупателей.
- ✔️ Основная категория. Это группа с жесткой конкуренцией — товары с большой узнаваемостью и высокой частотой потребления. Магазины, особенно сетевые, активно конкурируют на этом поле между собой — выставляют не очень большой ассортимент, устанавливают цены как у всех, но хотят зарабатывать. Это нужно учитывать, чтобы работа с торговыми сетями была эффективной.
- 🛋️ Категория удобства. Сюда можно отнести все товары, которые не очень важны для магазина: канцтовары и зубные щетки в продуктовом магазине, импульсивные покупки и так далее. Магазину нужно просто закрыть потребность, чтобы покупатели выбирали его среди конкурентов. Поставщику нет смысла рассказывать о том, как выстраивать продажи этой категории, — можно получить негатив.
- 🎁 Специальная категория. Эта группа закрывает те потребности покупателей, которые возникают нечасто. Например, под конкретный праздник торговая сеть делает акцент на особом ассортименте. Еще вариант — рассматривать не ситуацию, а специальную группу потребителей. Скажем, покупателей халяльных продуктов. Магазин оценивает, будет ли он работать с этой категорией товаров и как это предстоит делать. Поставщик может с этим помочь: дать для тестирования минимальный ассортимент или попросить отдельный стеллаж, который наполнит товарами под эту аудиторию. Даже с небольшим ассортиментом (и не будучи лидером рынка) поставщик может наладить эффективное сотрудничество с магазинами в рамках специальной категории.
Стратегии сотрудничества
Все классификации, перечисленные выше, — значимые, хотя не только они влияют на успех сотрудничества. Мы рассмотрели категории по 30–100 SKU, но и конкретный товар может быть инструментом.
❓ Как товары определяют стратегию, вокруг которой для магазинов строится сотрудничество с производителями и поставщиками?
Стратегия № 1: подчеркнуть позиционирование. Какие товары помогают это сделать:
- товары первой цены;
- дешевые аналоги популярных товаров;
- имиджевые «экспертные» товары;
- товары модных ниш;
- товары с быстрой доставкой;
- товары в особой фасовке;
- fresh‑товары с большим остаточным сроком годности.
Совет поставщику: в первую очередь смотреть на то, для чего сеть заказывает именно эти товары.
Совет магазину: эти товары можно использовать во внешней рекламе, чтобы создавать имидж магазина.
Стратегия № 2: увеличение товарооборота и дохода. Какие инструменты помогают добиться цели:
- большие продажи в штуках;
- замещение дешевых товаров;
- привлечение в нишу новых покупателей;
- кросс‑продажи;
- снижение потерь.
Совет поставщику: станьте партнером сети или предложите товары, которые будут покупать охотнее, чем нынешний ассортимент.
Совет магазину: принимайте трафик и экспертность поставщика.
❓ А какие стратегии есть у поставщика?
Стратегия № 1: ценовая ниша. Вы предлагаете самые дешевые или самые дорогие товары. Никто, кроме вас, не может поставить их в сеть или магазин.
- товары первой цены;
- имиджевые товары.
Стратегия № 2: широкая линейка. Вы поставляете в определенном ценовом сегменте товар со всеми свойствами — и им можно закрыть определенный ценовой сегмент.
- все основные свойства;
- все дополнительные свойства.
Стратегия № 3: все сегменты. Если у вас есть зонтичные бренды, которые знает покупатель, и они представлены во всех сегментах, сети удобно работать с таким партнером. Он заполняет основной ассортимент.
- разные ценовые сегменты;
- акцент на основную линейку.
Стратегия № 4: особые свойства. Никто такой товар не выпускает и не поставляет, он есть только у вас. Сеть ставит на полки ваш уникальный товар для создания имиджа или повышения среднего чека.
- по основному свойству;
- дополнительному свойству.
Стратегия № 5: «под лидера». Лидеров‑поставщиков сети не любят, потому что они диктуют условия. Вы становитесь «под лидера», продавая определенное количество товара с высокой наценкой и ослабляя позиции ведущего поставщика.
- те же свойства — ниже цена;
- та же цена — лучше свойства.
Перспективы партнерства поставщиков и магазинов
Есть десятки вариантов, как сотрудничать компаниям‑поставщикам и ритейлерам. Когда поставщик приходит с идеями, оформленными как готовые предложения, то становится более интересным партнером, чем тот, кто приходит с позицией «эээ, я пока не знаю, ну может что‑то совместное придумаем».
Вот 6 направлений, в которых поставщик и магазин будут полезны друг другу:
- Планирование производства.
- Новый статус поставщика («официальный поставщик такой‑то сети магазинов»).
- Тестирование товаров.
- Совместное планирование производства и продаж.
- Коллаборации брендов, обмен аудиториями.
- Выпуск собственной торговой марки.
Желаем удачных переговоров и вовлеченных в работу партнеров!
Экосистема Saby — более 30 сервисов в одном окне
- Программа для магазинов и сетей: учет товаров, аналитика и онлайн‑контроль бизнеса
- Встроенный ЭДО, EDI, ОФД
- Интеграция с маркетплейсами
- CRM и настройка программы лояльности