Тренды, кейсы, опыт: саммари конференции PRO Retail

Как демография влияет на изменения в ритейле? Как в 3 раза снизить стоимость трафика по ЭДО? Какие перспективы сотрудничества есть у поставщиков и торговых точек? Ответы на эти вопросы, а также другие инсайты и кейсы — в выступлениях спикеров на конференции PRO Retail.

  • 📺 9 выступлений с цифрами по статистике и результатами кейсов
  • 🔥 Актуальные темы для развития бизнеса в ритейле
  • 🕓 Каждое выступление — по 20 минут
  • 🎬 Организатор конференции — команда Saby (СБИС)

Темы выступлений

Тренды ритейла: что ждет торговые сети и поставщиков

Иван Федяков
гендиректор информационно-аналитического агентства INFOLine

Иван рассказал о глобальных изменениях на рынке российского ритейла. Вот несколько тезисов из выступления.

💥 Феномен последних лет — хард‑дискаунтеры. Сначала формат стал расширяться благодаря региональным сетям («Светофору», «Доброцену»). Сейчас в нишу подтянулись и крупные ритейлеры — «Магнит» запустил «Мою цену», Х5 — «Чижики». Эти проекты становятся ключевыми у лидеров отрасли и драйвером развития всего FMCG‑ритейла. Успешность форматов с доступными ценами подтверждают стратегии игроков и в других сегментах. Например, «Детский мир», «Леруа Мерлен», Fix Price.

Причина активного роста ниши — спрос на магазины с низкими ценами. Покупательская способность населения падает, доля малообеспеченных групп населения растет.

Закрытие гипермаркетов. Еще недавно казалось, что формат гипермаркета и магазина‑склада — один из самых эффективных. Он максимально оптимизирован с точки зрения затрат на персонал, аренду, хранение. Но в последние годы идет активное закрытие целых сетей, которые работали в этой нише.

Чем заполнить гипермаркеты — большой вопрос. Владельцы площадок экспериментируют с различными форматами, и в ближайшее время мы увидим, скорее всего, существенные изменения.

👵 Влияние демографии. С 2010 года на 10% сократилась численность наиболее экономически активной группы (от 15 до 34 лет). При этом на 42% выросло число домохозяйств, состоящих из одного человека. Эти факторы повлияли, в частности, и на снижение интереса к формату гипермаркетов.

🎯 Фокус на повышение эффективности — ключевое направление для развития ритейла. Это автоматизация бизнес‑процессов, роботизация, использование в работе искусственного интеллекта. Какие тренды четко обозначились в автоматизации — читайте дальше.

Подробнее о консолидации бизнесов, влиянии внешних факторов на рынок и других трендах — в выступлении Ивана:

Поставщики и торговые сети: как выстроить сотрудничество

Сергей Илюха
член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, бизнес‑тренер

Один из трендов, который отмечен в презентации Ивана Федякова, — партнерство поставщиков и ритейла. Оно помогает в позиционировании торговой точки или бренда, а самое главное — в борьбе за покупателя.

Как выстроить такое сотрудничество с выгодой для обеих сторон — об этом рассказал Сергей Илюха.

🤝 Роль поставщика может не ограничиваться только логистикой и привозом товара по заказам. Другой уровень сотрудничества — управление ассортиментом в точке продаж в паре с категорийным менеджером или товароведом.

🚦 Уровень управляемости. В частности, поставщику важно понимать, на каком уровне делать свое предложение розничной точке. Сергей рекомендует ориентироваться на категории, в которых находится от 30 до 100 SKU (единиц складского учета). Если в категории меньше 30 SKU, не идет речи о включении поставщика в управление категорий. Он может предложить только замену товаров и не более. Если больше 100 SKU — в категории слишком много позиций и маленький «шаг цены», поэтому не получится эффективно управлять предложением для покупателей магазина.

Почему важны роли товаров, какие инструменты категорийного менеджмента использовать в работе и какую стратегию выбрать поставщику — в выступлении Сергея:

Франшиза в продуктовом ритейле. Прорывной кейс «Жизньмарт»

Ксения Лысенко
соучредитель, директор по франчайзингу и персоналу в компании «Жизньмарт»

Выступление Ксении продолжает тему партнерства в ритейле. Бизнес «Жизньмарт» строится на новаторстве и системе франчайзинга.

☘️ Что это за проект. «Жизньмарт» — сеть, которая работает в формате «магазин‑ресторан». Это 300+ торговых точек, открытых в городах России и за рубежом, и 2 000 товаров на полках по принципу «лучший в своей категории».

Ксения рассказала, что обучение франчайзи занимает 1,5 (!) года. Партнеры погружаются во все процессы и начинают с того, что работают на точках продавцами.

Необычная опция проекта — «инвестиционный «Тиндер». Как это реализуется — смотрите в полном выступлении:

Автоматизация бизнеса: топ‑6 трендов в ритейле

Михаил Федотов
директор по новым продуктам компании «Тензор», руководитель направления Saby Retail

Автоматизация — один из глобальных трендов в ритейле. Но внутри этого процесса сформировались и свои тенденции. О них рассказал Михаил.

🆕 Первый тренд — привлечение дополнительных операторов (в частности, для электронного документооборота). Всё больше сетей и поставщиков вводят новых операторов, чтобы получить более выгодные условия, например, при запуске электронных транспортных накладных (ЭТрН). Это до 3 раз снижает стоимость трафика, а также дает дополнительные возможности, чтобы зарезервировать свои каналы связи на случай угроз информационной безопасности.

🔁 Второй тренд — оптимизация цепочек обмена документами. Если раньше была тенденция на увеличение документов, сейчас происходит обратный процесс. Некоторые торговые сети уменьшают количество документов в цепочке, чтобы ускорить процесс и снизить затраты на него.

🆗 Третий тренд — внедрение кадрового электронного документооборота (КЭДО). Ритейл со своей распределенной структурой, с текучкой кадров — один из главных выгодоприобретателей этого продукта. Сервис экономит до 70% рабочего времени кадрового специалиста и на 95% расходы на печать, хранение и пересылку бумажных документов.

Еще 3 тренда с цифрами — в выступлении:

Как перевести 18 000 сотрудников на КЭДО: кейс «Детского мира»

Оксана Леонтьева
руководитель направления по автоматизации бизнес‑процессов в кадровом администрировании в ГК «Детский мир»

Цели внедрения КЭДО в сети были такие же, как и у других компаний: сократить время сотрудников и расходы на документооборот, сделать процессы более прозрачными и удобными для команды, свести к минимуму риски, что кадровые документы потеряются или испортятся.

💡 Инсайт. Оксана поделилась, что при подготовке техзадания она не до конца понимала все возможности. Взять, к примеру, оцифрованный приказ на отпуск: провели его в 1С — и каким‑то образом он «трансформировался» в другой программе, где его подписали электронно с двух сторон. Но когда дошли до выбора подрядчика, то оказалось: КЭДО — это не только подписание документов. С помощью сервиса можно выстроить весь процесс: от подачи заявления до его согласования.

Как сотрудники торговых точек используют КЭДО без доступа к компьютеру, что Оксана советует по внедрению и почему выбрали Saby — в полной презентации кейса:

КЭДО актуален не только для крупных сетей. Малый и средний бизнес тоже активно смотрит на этот продукт и подключает его к своим процессам. У нас есть кейсы внедрения для компаний, у которых в штате 5 человек. И они подключили этот продукт наряду с мастодонтами, у которых 360 000 сотрудников.

Затраты на оцифровку кадрового ЭДО для малого бизнеса небольшие, а выгоды внушительные.

Это и прокачка своего HR‑бренда. Сотрудники же сравнивают, кто прогрессивный, а кто работает по старинке. И такие опции — не мелочь. Например, в прошлой компании человек не мог взять отпуск по семейным обстоятельствам, потому что документы шли до офиса больше недели. А тут всё оформляет с телефона за пару кликов.

Андрей Романов

эксперт по внедрению автоматизации в бизнес‑процессы компаний

Внедрение МЧД: опыт X5 Group

Юлия Лукьянова
заместитель начальника Управления по взаимодействию с федеральными органами государственной власти Х5 Group

Внедрение машиночитаемой доверенности — это помощь бизнесу или небольшое усложнение в процессах? Ксения считает, что на этапе перехода к новому формату, конечно, есть усложнение. Это непривычный процесс, и хочется, чтобы он «летел», а не ломал уже работающие схемы. Но в будущем полный переход на МЧД даст больше плюсов. Это полная цифровизация, которая необходима и отвечает потребностям времени. Она может не сразу встроиться в бизнес — ее надо подгонять под особенности деятельности.

🎲 Особенность МЧД — у нее нет единого формата. Она существует в нескольких интерпретациях. Например, для В2В утверждено 2 формата, и можно использовать любой. У ФНС свой формат. У других госорганов — тоже своя специфика. Об этом Ксения подробно рассказывает в выступлении:

Управление логистикой через ЭТрН: опыт Gulliver Group

Интересная ситуация с ЭТрН. Бизнес с осторожностью подходит к этому виду ЭДО. Одни смотрят и ждут, когда документ станет обязательным. Другие изучают, какие ограничения он вносит, как они соотносятся с текущими процессами. А кто‑то начинает постепенно внедрять, как Gulliver Group.

Я советую не дожидаться ввода в обязательность, а заранее настроить всю работу и подготовить сотрудников. Иначе есть риск, что ЭТрН создаст революцию в процессах и придется спешно всё переорганизовывать.

Андрей Романов

эксперт по внедрению автоматизации в бизнес‑процессы компаний

Андрей Андриянов
бизнес‑аналитик направления «Логистика» компании Gulliver Group

На этапе внедрения электронных транспортных накладных команда Gulliver задавалась вопросом, что выбрать: формировать документы в ЭДО подрядчика либо встроить их в свою систему 1С. Выбрали первый вариант. У обоих решений есть плюсы и минусы, Андрей подробно их разбирает в своем выступлении.

Были и сложности, с которыми столкнулись при переходе на ЭТрН. Например, необходимость перейти с ЭЦП сотрудника на связку «ЭЦП компании + МЧД», что заняло время на обкатку непривычного процесса. Или неготовность ПО у проверяющих органов. Сейчас с этим проблем нет, но раньше возникали ситуации, когда планшеты сотрудников ГИБДД не могли считать QR‑код ЭТрН.

Что говорит законодательство о работе с ЭТрН, какие точки роста для компаний в этой сфере и больше подробностей о кейсе внедрения — в видео:

91% входящих поставок — по ЭДО. Кейс «Ленты»

Павел Белостоцкий
ведущий консультант по ECM, внедрению и сопровождению ЭДО и ГИС‑сервисов в компании «Лента»

Для «Ленты» 91% — пока стеклянный потолок. Компании не удалось договориться о переходе с оставшимися 9% поставщиков на электронный документооборот. Но работа в этом направлении активно ведется, в том числе и с помощью операторов ЭДО.

Павел также рассказал, как проходит внедрение МЧД. Например, команда выявила 80 бизнес‑кейсов и 5 сценариев использования ЭЦП. Оказалось, не все сценарии подходят для использования КЭП физлиц и МЧД. Как разрешили эту коллизию — в полном выступлении:

Как происходит рост Saby EDI

Ольга Смирнова
руководитель направления Saby EDI компании «Тензор»

Сервис EDI — неотъемлемая часть взаимодействия между торговыми точками, сетями и поставщиками. В Saby (СБИС) есть решения на все тренды. Например, одна из опций — единое окно оператора для товарных поставщиков, через которое можно работать с разными сервисами EDI.

Какие еще преимущества у Saby и кто уже подключился к сервису — в полном выступлении Ольги:

Экосистема Saby — более 30 сервисов в одном окне

  • Программа для магазинов и сетей: учет товаров, аналитика и онлайн‑контроль бизнеса
  • Встроенный ЭДО, EDI, ОФД
  • Интеграция с маркетплейсами
  • CRM и настройка программы лояльности

Получайте новые статьи на почту

Я соглашаюсь на обработку персональных данных и присоединяюсь к регламенту СБИС
ВКонтактеTelegram

Подписывайтесь
на новости в соцсетях

Видеоматериалы по теме

Смотрите также