Национальный режим в закупках по 44-ФЗ
В некоторых закупках госзаказчики обязаны отдавать предпочтение отечественным товарам и продукции из других стран ЕАЭС. Рассказываем, на какие закупки распространяется это требование и какие документы понадобятся поставщику для участия.
Что вы узнаете
- Что такое нацрежим по 44-ФЗ
- Какие документы регулируют госзакупки по нацрежиму
- Как применяют национальный режим при осуществлении закупок
- Запреты на покупку импортных промтоваров по ПП № 616
- Запреты на покупку зарубежных программ по ПП № 1236
- Ограничения допуска импортных лекарств по ПП № 1289
- Ограничения допуска зарубежных медизделий по ПП № 102
- Ограничения допуска импортных продуктов по ПП № 832
- Ограничения допуска зарубежных промтоваров по ПП № 617
- Ограничения допуска импортной радиоэлектроники по ПП № 878
- Преференции по приказу Минфина № 126н
- Что учесть при участии в таких закупках
Что такое нацрежим по 44-ФЗ
Национальный режим в госзакупках — это особые условия закупок некоторой продукции, которые выражаются в запретах, ограничениях на закупку импортных товаров и преференциях для российской продукции и товаров из стран ЕАЭС.
Когда закон устанавливает запрет на допуск импорта, покупать товары зарубежного производства госзаказчикам запрещено. Если закупка подпадает под ограничения допуска импорта, его покупают только при определенных условиях. Преференции по 44-ФЗ — это преимущества для российских товаров и продукции из ЕАЭС. В этом случае поставщики отечественной и приравненной к ней продукции участвуют в тендере на более выгодных условиях, чем поставщики импортной продукции.
Какое именно правило нацрежима в закупках по 44-ФЗ — запрет, ограничение или особые условия допуска — применять к конкретной закупке, зависит от вида и кода ОКПД 2 (письмо ФАС России от 29.03.2019 № 17/25505/19):
- Запреты на допуск импорта применяют в закупках некоторых промышленных товаров.
- Ограничения допуска — в закупках лекарств, медизделий, продуктов питания, некоторых промтоваров и электроники.
- Преференции российским товарам и продукции из стран ЕАЭС предоставляют в закупках продуктов питания, некоторых промышленных товаров, электроники, транспорта, спецтехники и программного обеспечения.
Например, если код ОКПД 2 и наименование закупаемой продукции есть в постановлении, которое регулирует запреты на покупку импорта, заказчик устанавливает запрет. Если этот код и наименование товара указаны в постановлении об ограничении допуска — заказчик ограничивает покупку импорта при проведении закупки.
Какие документы регулируют госзакупки по нацрежиму
Общие правила применения национального режима по 44-ФЗ закреплены в статье 14 44-ФЗ. Нюансы работы нацрежима для определенной группы товаров регулируют отдельные документы: приказы и постановления.
Правило нацрежима | В закупках какой продукции применяют | Какой документ регулирует правило нацрежима |
---|---|---|
Запреты на покупку | Промышленная продукция, в том числе в лизинг | Постановление Правительства от 30.04.2020 № 616 |
Компьютерные программы | Постановление Правительства от 16.11.2015 № 1236 | |
Ограничения допуска импорта | Лекарства | Постановление Правительства от 30.11.2015 № 1289 |
Медицинские изделия | Постановление Правительства от 05.02.2015 № 102 | |
Продукты питания | Постановление Правительства от 22.08.2016 № 832 | |
Промышленные товары, в том числе при выполнении работ и оказании услуг | Постановление Правительства от 30.04.2020 № 617 | |
Радиоэлектроника | Постановление Правительства от 10.07.2019 № 878 | |
Преференции для российских и приравненных к ним товаров | Продукты питания Промышленные товары Транспортные средства Программное обеспечение Электроника | Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н |
Как применяют национальный режим при осуществлении закупок
Узнать, подпадает ли закупка под действие нацрежима, просто. Заказчик сообщает об этом в извещении о проведении закупки или приглашении и закупочной документации, если речь о закрытом тендере. Там же госучреждение расписывает особенности рассмотрения заявок с учетом правил нацрежима и уточняет, какие документы понадобятся поставщику для участия в такой закупке.
Учитывайте: с 1 октября власти планируют провести унификацию нацрежима. Подробнее о грядущих изменениях правил применения национального режима при осуществлении закупок можно прочесть в статье «Изменения нацрежима в закупках в 2023 году».
Запреты на покупку импортных промтоваров по ПП № 616
Запрет на допуск импорта по ПП № 616 применяют в тендерах, прямых закупках у ед. источника и при закупке лизинговых услуг. Если промышленные товары перечислены в постановлении заказчик отдает предпочтение продукции из РФ и стран ЕАЭС.
Для подтверждения производства товара в России или на территории ЕАЭС укажите в тендерной заявке:
- Номер записи о товаре из перечня Минпромторга или Евразийского реестра промышленных товаров;
- Количество баллов за выполнение технологических операций, если это требование предусмотрено Постановлением Правительства от 17.07.2015 № 719 или решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105.
Номера из реестра Минпромторга не указывают при поставке вооружений.
Возможна ситуация, когда товар включен в перечень ПП № 616, но закупать импортную продукцию по правилам национального режима в закупках разрешено. Такое происходит:
- когда товар не выпускают в РФ и на территории ЕАЭС, а Минпромторг выдал разрешение на закупку импорта;
- необходимо обеспечить совместимость с купленным ранее импортным товаром;
- цена единицы продукции не выше 300 тыс. ₽ и начальная цена тендера менее 1 млн ₽;
- закупку проводят для обеспечения обороноспособности государства;
- заказ размещают для силовых ведомств (ФСБ, ФСО, СВР, МВД, Минобороны, Росгвардии, ГУ спецпрограмм Президента и прочих ведомств);
- требуется экстренная закупка для предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Запреты на покупку зарубежных программ по ПП № 1236
Запрет на закупку импортного программного обеспечения по ПП № 1236 применяют в том числе и при закупке услуг по передаче прав на использование ПО. Если программа включена в реестр евразийского ПО, к ней запрет не применяют.
Импортное программное обеспечение разрешено закупать:
- если необходимые программы не создают в РФ и на территории ЕАЭС;
- программы, которые есть в российском и евразийском реестрах программного обеспечения, не соответствуют потребностям заказчика;
- заказчик проводит закрытую закупку с гостайной;
- заказ размещают для определенных категорий заказчиков за пределами РФ.
Для подтверждения производства товара в России или на территории ЕАЭС укажите в тендерной заявке номер программы из соответствующего реестра. При закупке импортного ПО из перечня ПП № 1236 заказчик прикладывает к извещению о закупке обоснование невозможности покупки российских программ и ПО из ЕАЭС — в этом случае указывать реестровую запись в заявке не нужно.
Ограничения допуска импортных лекарств по ПП № 1289
При закупке лекарств из ПП № 1289 заказчики отдают предпочтение препаратам, выпущенным в РФ или в других странах ЕАЭС, без замены на импортные при поставке. Обязательное условие: лекарства включены в перечень жизненно важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и закупают их по одному международному непатентованному наименованию (МНН) или химическому, группировочному наименованию (письмо ФАС от 19.02.2016 № ИА/10439/16).
Заказчик отклонит заявки с импортной продукцией в закупке по ПП № 1289:
- Если есть не меньше 2 подходящих предложений о поставке российских или приравненных к ним лекарств.
- В заявках нет предложений о поставке лекарств одного производителя или производителей, входящих в одну группу.
Для подтверждения выпуска лекарства в России или на территории ЕАЭС приложите к тендерной заявке один из документов:
- сертификат СТ-1;
- заключение Минпромторга,
- сертификат о производстве товара в ДНР или ЛНР.
Ограничения допуска зарубежных медизделий по ПП № 102
Порядок применения ограничений допуска импортных медизделий зависит от конкретной группы товаров. ПП № 102 содержит 2 перечня товаров: медизделия и одноразовые медизделия из пластика. Например, в закупках одноразовых медизделий заказчики отклоняют предложения о поставке импортных товаров:
- если есть минимум 2 предложения, которые соответствуют требованиям;
- в заявках указаны медизделия из РФ или других стран — членов ЕАЭС;
- предложенные товары выпускают разные, а не один производитель или группа производителей;
- содержат предложения о поставке товаров с долей стоимости импортного сырья, которая сходится с показателем локализации собственного производства;
- содержат предложения о поставке товаров по ГОСТ ISO 13485-2017.
Для подтверждения производства таких товаров в России или на территории ЕАЭС приложите к заявке:
- Сертификат СТ-1.
- Акт экспертизы ТПП РФ для подтверждения стоимости импортного сырья или аналогичный документ уполномоченного ведомства страны — члена ЕАЭС.
При исполнении контракта подменять российские и приравненные к ним товары на импорт или продукцию другого уровня запрещено.
Подробнее о применении национального режима по 44-ФЗ в закупках медизделий можно посмотреть в письмах: Минфина от 22.05.2018 № 24-03-06/47606, Минпромторга от 22.05.2018 № ЦС-31570/19, Минздрава от 29.06.2018 № 25-3/10/2-4204, ФАС от 29.05.2018 № РП/38817/18.
Ограничения допуска импортных продуктов по ПП № 832
Если продукты питания перечислены в перечне к ПП № 832, заказчик отдает предпочтение продукции из РФ и стран ЕАЭС без замены на импорт при поставке. Заявку с импортной продукцией отклонят, когда есть не меньше 2 подходящих предложений о поставке отечественных и приравненных к ним продуктов. Обязательное условие для отклонения: в этих заявках нет предложений о поставке одного типа товара одного и того же производителя.
При поставке отечественных продуктов и товаров из других стран ЕАЭС укажите в тендерной заявке страну-изготовителя продуктов с учетом данных классификатора ОКСМ со ссылкой на производителя продукции. Напоминаем: ОКСМ — это общероссийский классификатор стран мира, который содержит наименование и код государства (Постановление Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст).
Ограничения допуска зарубежных промтоваров по ПП № 617
Ограничения на закупку импортной продукции из ПП № 617 применяют не только в закупках товаров, но и при размещении заказов на выполнение работ и оказание услуг. В таких тендерах заказчики отклоняют предложения о поставке импорта, если есть минимум одна подходящая заявка с товарами из РФ или других стран ЕАЭС. Обязательное условие: в единственной заявке нет предложений о поставке одного вида товаров одного и того же производителя или предприятий, входящих в одну группу.
При поставке российских и приравненных к ним товаров укажите в заявке для подтверждения страны-производителя:
- номер записи о товаре из соответствующего реестра;
- количество баллов за выполнение технологических операций, если это требование установлено.
Ограничения допуска импортной радиоэлектроники по ПП № 878
При проведении тендера на закупку электроники, которая подпадает под действие ПП № 878, заказчики отклоняют заявки с импортом, если есть минимум одна подходящая заявка с российскими или приравненными к ним товарами. Исключение: закупки компьютеров, ЭВМ и устройств для хранения данных. Для этих товаров предусмотрена трехуровневая система выбора поставщика:
- первый уровень — отечественные товары;
- второй уровень — продукция с импортными компонентами;
- третий уровень — зарубежные товары.
Правила классификации электроники имеют свои тонкости. Например, если компьютер оснащен отечественным процессором, его считают товаром первого уровня.
Для более подробной информации о правилах классификации продукции по уровню можно обратиться к ПП № 719.
При выборе поставщика радиоэлектроники заказчики отдают предпочтение продукции первого уровня, если есть минимум одно предложение о поставке:
- компьютеров, ЭВМ и запоминающих устройств первого уровня;
- иной электроники, которая выпущена на территории ЕАЭС.
Если два эти условия одновременно не соблюдены, заявки с импортом отклоняют при наличии минимум одной заявки с товарами из ЕАЭС.
Для подтверждения страны происхождения при поставке радиоэлектроники из перечня ПП № 878 укажите в заявке реестровый номер товара из перечня российской радиоэлектроники или реестра евразийской продукции. В заявках на поставку вооружений и спецтехники реестровые номера не указывают.
Если не указать номер товара из соответствующего реестра вопреки правилам ПП № 878, продукцию приравняют к импортной и могут отклонить.
При исполнении контракта подменять российские и приравненные к ним товары на импорт или продукцию другого уровня запрещено.
Преференции по приказу Минфина № 126н
В случае предоставления преференций по приказу № 126н применение национального режима при осуществлении закупок предусматривает особые условия допуска импорта: заказчики не отклоняют предложения о поставке импорта, а создают более выгодные условия для поставщиков товаров из РФ и других стран ЕАЭС.
В аукционах цену предложения победителей аукциона с импортом снижают дополнительно на 15 или 20% и контракт заключают по цене с учетом снижения. В запросе котировок применяют иной механизм: ценовые предложения о поставке российских и приравненных к ним товаров виртуально снижают, чтобы такие поставщики получили дополнительное преимущество в ходе тендера. Контракт заключают по изначально предложенной ими цене.
Если товар включен в приложение:
- № 1 к приказу № 126н понижающий коэффициент равен 15%;
- № 2 к приказу № 126н — 20%.
Что учесть при участии в таких закупках
Внимательно изучите условия проведения тендера до подачи предложения. Если заказчик установил запреты на покупку импорта, поставить импортную продукцию не получится. Если только закупка подпадает под перечень исключений. Когда в тендере есть ограничения на импорт — предложение о поставке зарубежных товаров отклонят при выполнении определенных условий. Если установлены преференции отечественным и приравненным к ним товарам — поставщикам импорта придется готовиться к дополнительному снижению цены.