Исправление ошибок в транспортной накладной: отвечаем на популярные вопросы

знает, как заполнять накладные правильно

Иногда в транспортную накладную нужно внести правки: например, если обнаружились ошибки или изменились некоторые сведения. Расскажем, предусматривает ли закон такую возможность, какие есть нюансы для бумажной и электронной форм и можно ли такой документ вовсе аннулировать.

Что вы узнаете

🤔 Почему могут возникнуть ошибки в транспортной накладной

Как правило, несоответствия в накладной бывают по следующим причинам:

  • участник документооборота невнимательно заполнил свою часть документа;
  • условия перевозки изменились уже после подписания накладной и отправки груза.

✍🏻 Можно ли вносить исправления в транспортную накладную

Исправлять можно как бумажную, так и электронную накладную. Однако правила различаются в зависимости от формы документа: например, в ЭТрН разрешено исправлять не все ошибки.

🙅🏻 Можно ли аннулировать транспортную накладную

Аннулировать или отменить накладную нельзя — это касается и бумажной, и электронной формы. Она является первичным документом, который стороны обязаны формировать при организации доставки груза. Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки, передачу груза и расходы на доставку.

Но можно воспользоваться обходным вариантом. Например, составить в свободной форме соглашение о признании накладной недействительной. Его должны подписать лица, которые подписывали накладную. После этого нужно создать новый документ.

📌 Представим, что товар только передали в доставку и погрузили в машину. Грузоотправитель подписал ЭТрН при погрузке, а перевозчик — при получении груза. Значит, соглашение также подписывают отправитель и перевозчик, а грузополучателя нужно только уведомить об отмене накладной.

📑 Как исправить ошибку в бумажной накладной

Если накладная с ошибкой еще не подписана, бланки можно заново распечатать и заполнить с учетом неточностей или новой информации.

Неточности, которые участники перевозки выявили уже после отгрузки товара, исправляют в самом документе. Правки в накладную следует вносить в соответствии с требованиями к первичным документам (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ):

  1. Вычеркнуть ошибочные сведения одной линией так, чтобы они оставались читаемыми.
  2. Вписать корректные данные в свободном месте — например, сбоку или над исходной записью.
  3. Сделать пометку «Исправлено», указать дату исправления, ФИО и поставить подпись.
Если транспортная накладная используется как первичный учетный документ, вносить исправления могут только те, кто ее составлял.

Исправление ошибки в бумажной накладной может выглядеть так

Если в ходе доставки изменился конечный адрес, править исходные данные не нужно. Новую точку выгрузки и данные грузополучателя вносят в раздел 9 «Переадресовка» транспортной накладной. Исходный адрес автоматически станет недействительным.

В случае замены водителя нужно просто дополнить раздел 6 информацией о новом водителе. А если необходимо заменить автомобиль, информацию о новой машине добавляют в раздел 7. Вычеркивать ничего не нужно.

💻 Как исправить ошибку в электронной накладной

В электронном формате транспортной накладной участники перевозки обмениваются специальными файлами — титулами. Порядок внесения правок в них зависит от того, на каком этапе обнаружены ошибки: до или после подписания.

Титул ЭТрН еще не подписан. Если участник документооборота самостоятельно обнаружил ошибку при заполнении накладной, данные можно просто отредактировать.

Титул ЭТрН подписан. В этом случае понадобится создать новый файл без ошибок, а также парный ему титул. Например, если обнаружена ошибка в титуле 1, то нужно заново создать и его, и парный ему титул 2. Парного документа нет только у титула 8.

  • 👯 Список титулов по парам ⬇️

    Титул 1 (погрузка)↔️Титул 2 (получение груза)
    Титул 3 (приемка)↔️Титул 4 (выгрузка)
    Титул 5 (финансовое состояние)↔️Титул 6 (финансовое состояние)
    Титул 9 (указание о переадресовке)↔️Титул 7 (переадресовка)
    Титул 8 (замена) — без пары

Исправлять данные в ЭТрН могут все уполномоченные сотрудники. Но если нужно скорректировать стоимость перевозки — титулы 5 и 6, — заново сформировать и подписать файлы должны те, кто изначально эту сумму согласовывал (п. 20 ФСБУ 27/2021).

Указать на неверную информацию в ЭТрН могут оператор ЭПД, Государственная информационная система электронных перевозочных документовГИС ЭПД
и перевозчик. Как это происходит, показываем в таблице:
🧑‍💻 Оператор ЭПД🖥️ ГИС ЭПД👥 Перевозчик
Перед отправкой сформированного титула в ГИС ЭПД оператор проверяет соответствие формату, уникальность идентификатора документа и действительность электронной подписи. В случае нарушений титул нужно создать заново (п. 8, 8.1 ПП РФ от 21.05.2022 № 931)После успешной проверки у оператора документ попадает в ГИС ЭПД. Если система обнаружит ошибки, участник перевозки, который заполнил титул, получит соответствующее уведомление через оператора. Оформить исправленный титул следует в течение 5 календарных дней с даты, когда пришло уведомление об ошибках (п. 9 ПП РФ от 21.05.2022 № 931)Он вправе отклонить титул 1 грузоотправителя, если сведения в нем не совпадают с фактическими данными. В качестве причин отказа можно указать, в каких полях есть неточности. Документооборот в этом случае завершается, а отправитель груза создает новую ЭТрН без ошибок

Замена водителя, транспорта, изменения конечного адреса и/или получателя во время доставки груза — это не ошибки в накладной. Такие ситуации оформляются в отдельных титулах.

Про эти и другие нестандартные случаи перевозки рассказали в другой статье.

ЭТрН в Saby  — больше, чем просто накладная

  • ⚡ Удобное приложение для водителя
  • ⚡ Фотофиксация груза
  • ⚡ Подписание онлайн и офлайн
  • ⚡ Интеграция с любой системой
Все преимущества

⛔Что нельзя исправлять в электронной накладной

В ЭТрН нельзя править:

❌ сведения, которые грузоотправитель заполняет при погрузке;

❌ сведения, которые грузополучатель заполняет при приемке;

❌ оговорки и замечания перевозчика, которые он оставляет при приемке и выгрузке;

❌ стороны договора перевозки — грузоотправителя и перевозчика.

Если есть необходимость изменить эти данные, нужно признать ЭТрН недействительной, создать новую накладную и перезаполнить все файлы, которыми контрагенты уже успели обменяться. В системе сохранятся оба варианта транспортной накладной — с ошибками и новый.

📉Как переход на электронную накладную снизит риск ошибок

Отказ от бумажной формы в пользу электронной оптимизирует бизнес‑процессы и помогает экономить ресурсы. Организации, которые уже перешли на ЭТрН в Saby, выделяют такие преимущества:

✔️ Оператор указывает на недочеты до того, как накладную подписали и отправили контрагентам. Например, Saby подсветит, какие значения не совпадают и какие поля остались незаполненными.

✔️ Поддерживать связь с контрагентами можно там же, где формируется ЭТрН. Для этого оператор предоставляет личный кабинет. В чате можно договориться об изменениях в ходе перевозки, а после сформировать и согласовать необходимые документы в том же окне.

✔️ Статус обработки ЭТрН отображается в реальном времени. В личном кабинете можно отслеживать действия с грузом на каждом этапе, возможные замечания от контрагентов, результат регистрации в ГИС ЭПД и описание ошибок, если система их выявила.

✔️ Внести правки и заверить их электронными подписями можно, не отходя от рабочего места. Доступ к накладной есть у всех ответственных лиц. ЭТрН с изменениями создается в один клик, при этом не приходится тратить деньги и время на перепечатывание бланков.

Готовы подключиться или остались вопросы?

Запишитесь на консультацию

Видеоматериалы по теме

Смотрите также