Экосистема для бизнеса

Как открыть ИП самостоятельно в 2022 году: пошаговая инструкция

Ксения Корчагина, юрист, зарегистрировала 100 ИП

На первом курсе я подрабатывала в юридической фирме. Самые легкие деньги мы получали на регистрации ИП. 2 тысячи рублей за 10 минут работы. Через 15 лет ничего не изменилось. Будущих предпринимателей по-прежнему пугают и призывают открывать ИП с чьей-то помощью: «Ты напишешь их мало/много, — и тебя оштрафуют», «Тебе откажут в регистрации, и ты потеряешь госпошлину».

Не нужно пугаться. На самом деле следует учитывать лишь некоторые моменты при решении вопроса о том, как самостоятельно открыть ИП в 2022 году.

Доступная пошаговая инструкция с ответом на вопрос, как открыть ИП, приведена ниже.

Кто не может быть ИП

  1. Человек с судимостью, если заявит виды деятельности по образованию, воспитанию, лечению, развлечению несовершеннолетних.
  2. Бывший банкрот-предприниматель. 5 лет не имеет право опять регистрироваться в качестве ИП. Для банкрота-гражданина запретов нет.
  3. Некоторые категории служащих не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. Таких зарегистрируют в качестве ИП, но могут потом уволить со службы:

Если вас нет в стоп-списке, подготовьте заявление на открытие ИП и подайте его в ИФНС, которая занимается регистрацией бизнеса. Как сформировать и представить нужный пакет документов, рассказали ниже. Сразу успокоим: необязательно придется лично ходить в налоговую — можно оформить электронную подпись и все сделать удаленно.

Получить подпись для онлайн регистрации ИП

Шаг 1. Формируем пакет документов

  1. Заявление по форме Р21001.
  2. Документ, удостоверяющий личность, и его копия.
    Для гражданина РФ
    Для иностранца или лица без гражданства
    Для несовершеннолетнего (16-18 лет)

    Для гражданина РФ

    Паспорт гражданина РФ.

    Для иностранца или лица без гражданства

    Паспорт иностранного гражданина и его перевод, заверенный у нотариуса.
    Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории РФ по существу.
    Вид на жительство в РФ.
    Удостоверение беженца.
    Разрешение на временное проживание в РФ.
    Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.
    Свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства.
    Полный перечень документов в Приказе ФНС.

    Для несовершеннолетнего (16-18 лет)

    Нотариально удостоверенное согласие обоих родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности.
    Свидетельство о заключении брака несовершеннолетним.
    Решение органа опеки и попечительства или суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным.
  3. 800 рублей на оплату госпошлины или 1300 рублей на оформление электронной подписи.
  4. Выбор системы налогообложения.

Заявление Р21001

Где заполнить

  1. Онлайн в сервисе налоговой.
    Для доступа к сервису нужна регистрация или пароль от сайта госуслуг. Сервис автоматически расставит заполненные данные по клеткам заявления, сверит номер паспорта с базой УВД, заполнит индекс и ИНН.
  2. В Excel или .pdf. Скачайте бланк заявления. Заполняйте по требованиям налоговой, иначе ИП не зарегистрируют. Узнать Ваш ИНН можно тут.

Образцы заполнения: для гражданина РФ, для иностранца.

Адрес ИП

Ваша прописка определяет, в какую налоговую инспекцию подавать документы.

В заявлении укажите адрес из паспорта. Важно верно определить индекс, иначе откажут в регистрации.

Если постоянной прописки в России нет, пишите адрес временной регистрации.

Некоторые специально выписываются с постоянного места жительства, чтобы зарегистрировать ИП в нужной налоговой, по месту временной регистрации.

Олег временно зарегистрирован в Москве, а прописан в Ярославле. Зарегистрировать ИП в Москве он не сможет. Олег выписался из ярославской квартиры. Теперь ИП в Москве ему откроют. Дополнительно к копии паспорта надо будет приложить копию свидетельства о временной регистрации.

Номера ОКВЭД

ОКВЭД — это виды деятельности, которыми вы планируете заниматься.

Номера удобно выбирать при заполнении заявления онлайн в сервисе налоговой.

Всегда можно «подсмотреть» ОКВЭДы у коллег. Забейте ФИО или ИНН вашего конкурента на сайте налоговой. И посмотрите виды деятельности в его выписке из ЕГРИП.

Для регистрации выберите один основной вид деятельности и дополнительные. В номере должно быть 4 и более цифр.

Основной ОКВЭД важен для ИП с работниками. По нему считают страховой тариф для зарплат.

Например. ОКВЭД 47.22. Торговля розничная мясом. Страховой тариф — 0,2%. ОКВЭД 77.39.27 Аренда торгового оборудования. Страховой тариф 3,4%.

Не пишите много дополнительных ОКВЭД. Достаточно 5—15 номеров. За несоответствие заявленных ОКВЭД реальной деятельности штрафуют редко.
Максимальный штраф — 5 тысяч рублей.

За 15 лет работы у меня был только один такой случай. ИП год игнорировал письма налоговой о смене ОКВЭД. Через год ему назначили «предупреждение», даже не штраф.

Некоторые виды деятельности можно указать при регистрации, но заниматься ими сможете только после получения лицензии:

  • частная сыскная деятельность;
  • турагентство;
  • перевозка пассажиров автотранспортом.

Есть запрещенные для ИП виды деятельности. Если их указать, в регистрации откажут. Например:

  • производство и продажа алкоголя (ИП разрешена только торговля пивом);
  • частная охранная деятельность;
  • авиаперевозки, космическая деятельность.

Выбор системы налогообложения

Можно выбирать между общей системой налогообложения (ОСН) и спецрежимами — УСН, ПСН, ЕСХН. Все зависит от масштаба деятельности (объема выручки, численности работников, стоимости основных средств), региона, вида деятельности. Спецрежимы позволяют платить меньше налогов, сдавать меньше отчетности и самому справляться с несложным учетом. Однако нужно соблюдать особые условия. Для каждого режима они разные, поэтому нужно выбрать тот, который подходит именно вам.
Если не заявить о системе налогообложения, то по умолчанию будет применяться ОСН.

Удобный учет на УСН и ПСН в СБИС

Шаг 2. Подаем документы

Из дома (с любого компьютера)

3 дня
  • Получите личную электронную подпись в ближайшем удостоверяющем центре.
    Флешку с ЭП оформляют по паспорту и СНИЛС.
    ЭП потом пригодится для отправки отчетности с сайта налоговой, подачи документов в суд, в госорганы. Оформить ЭП за час (от 1300 рублей).
  • Установите на компьютер программу «Крипто-Про». Достаточно бесплатной демоверсии.

Как подать

Госпошлину платить не надо, она составляет 0 рублей.
Отсканируйте или сфотографируйте заявление о переходе на УСН и

паспорт.

Сохраните картинки

в формате .tif.

В сервисе налоговой подпишите электронной подписью и отправьте:

  • заявление Р21001,
  • паспорт,
  • заявление на УСН.

Имейте в виду, что через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» теперь можно за 1 рабочий день зарегистрировать компанию или стать индивидуальным предпринимателем.

В налоговую или МФЦ

3—5 дней

Найдите вашу налоговую с помощью сервиса.

Для поиска потребуется адрес. Используйте тот, что написали в заявлении Р21001. Нужная инспекция будет указана под заголовком «Налоговый орган, осуществляющий регистрацию индивидуальных предпринимателей».

Документы принимает не каждая ФНС, а только занимающаяся регистрацией. Например, на всю Москву это ИФНС 46.

Любой 

многофункциональный центр
МФЦ
 вашего региона примет документы на регистрацию ИП. Но лучше проверьте это по телефонам с сайта МФЦ.

Например, в МФЦ Ярославля какое-то время принимали только жителей этого города. Сейчас — всей области.

На прием можно записаться заранее. Обычно предварительная запись есть на сайте налоговой или МФЦ, на сайте госуслуг, в терминале самообслуживания в зале налоговой или МФЦ.

Как подать

  1. Заплатите госпошлину 800 рублей.
    Квитанцию на оплату формирует сервис налоговой. Обратите внимание на КБК. Он разный при подаче через МФЦ и через ФНС.
    Если откажут в регистрации, то госпошлина не сгорит. В течение 3 месяцев документы можно подать еще раз, без повторной оплаты пошлины.
    Есть МФЦ, где реализовано электронное взаимодействие с налоговой. В них не надо платить госпошлину и делать копии паспорта. Спросите о госпошлине в вашем МФЦ.
  2. Сдайте:
    • заявление Р21001;
    • копии 

      паспорта;
    • квитанцию об оплате госпошлины 800 рублей;
    • заявление о переходе на УСН (принимает только налоговая, МФЦ не возьмет);
    • оригинал паспорта.

Все документы печатайте на одной стороне листа, двусторонняя печать запрещена. Можно скрепить документы степлером, прошивать не обязательно.

Шаг 3. Получаем ответ

На вашу электронную почту на шестой рабочий день придет документ о регистрации ИП. Это лист записи по форме №Р60009. И свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Некоторые МФЦ и налоговые до сих пор выдают лист записи на бумаге. Если документы в инспекцию направлялись почтовым отправлением и при наличии в инспекции запроса заявителя о предоставлении результата оказания государственной услуги на бумажном носителе, инспекцией составляются на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, которые необходимо получить лично.

Напоминаем, что через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» теперь можно за 1 рабочий день.

После регистрации ИП

Вас автоматически поставят на учет в ФМС и ПФР

Регистрация в ПФР в качестве страхователей производится без личного обращения самими территориальными органами ПФР в течение 3 рабочих дней со дня представления им информации от налогового органа.

Регистрация в ФСС

Зарегистрироваться в ФСС в качестве страхователей необходимо в случаях:

  • заключения трудового договора с работником как работодателю;
  • заключения гражданско-правового договора.

В случае уплаты страховых взносов за себя регистрация производится в добровольном порядке.

Откройте счет в банке

Для открытия расчетного счета предприниматель должен представить в банк следующие документы (п. 4.7 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 №153-И):

  • паспорт;
  • карточку с подписью ИП, а также другого уполномоченного лица (при необходимости), например бухгалтера;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами;
  • лицензии и патенты (при наличии), если они имеют непосредственное отношение к правоспособности предпринимателя заключать договор, на основании которого открывается счет.

Подайте уведомление о начале осуществления определенных видов деятельности Уведомление представляется индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через МФЦ после госрегистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.

Обмениваться электронными документами с госорганами удобно через СБИС. Электронное взаимодействие особенно актуально для ИП с работниками: отчеты за персонал бывают не только ежеквартальные, но и ежемесячные. А некоторые формы нужно заполнить и сдать максимум на следующий рабочий день после определенного кадрового события. Электронно отчитаться быстрее, чем на бумаге.

Электронная отчетность ИП в СБИС

Частые вопросы

  • Надо ли сообщать об изменении личных регистрационных данных

    Заявление подается только при изменении вида деятельности или гражданства. В случае смены паспортных данных — ФИО, места прописки — уведомлять ФНС не требуется.

  • Могут ли исключить из ЕГРИП

    Да, при условии, что ИП не действующий и от заинтересованных лиц не направлены и не представлены в регистрирующий орган в установленный срок заявления против исключения его из ЕГРИП.

  • Что делать, если получили отказ

    Вы можете подать жалобу на решение об отказе в государственной регистрации в течение 3 месяцев путем ее направления по почте или в форме электронного документа на информационном сервисе «Обратиться в ФНС России».

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie, Яндекс.Метрикой, Google Analytics для сбора технических данных. Подробнее