Как налоговый мониторинг упрощает работу с требованиями ФНС
Обычной средней или крупной компании приходит по 50 требований ФНС в день. За месяц получается внушительная цифра. Законный способ сократить объем истребуемых документов — подключить налоговый мониторинг компании. Благо, все больше организаций могут попробовать эту форму налогового контроля. Суммовые критерии для вступления в налоговый мониторинг в 2024 году снижены: так, например, теперь бизнес должен зарабатывать минимум 800 млн ₽, а не 1 млрд, как ранее. Подробно про изменения рассказывали здесь. В данной статье расскажем, как налоговый мониторинг помогает упростить работу с требованиями.
Что вы узнаете
На сколько сократится объем требований ФНС в рамках налогового мониторинга
До 90% снижается объем требований от налоговой при вступлении в налоговый мониторинг.
Останутся только требования по встречным проверкам. Остальное инспекторы ФНС увидят сами, непосредственно из вашей учетной системы или витрины данных — смотря как вы организовали для ФНС доступ к информации.
В компании нет налогового мониторинга | Подключили налоговый мониторинг |
---|---|
50 требований в день | 50 требований в квартал |
Почему налоговый мониторинг сокращает документооборот с ФНС
Налоговый мониторинг — передовая форма контроля и надзора. Традиционная налоговая проверка для участников налогового мониторинга заменяется на онлайн‑взаимодействие с ФНС через удаленный доступ.
В рамках налогового мониторинга проверяющие получают доступ к вашей информации одним из способов:
Вариант 1 | Вариант 2 |
---|---|
Подключаются к витрине данных налогоплательщика, где представлены копии отдельных первичных документов, отдельные отчеты и регистры, данные учета | Напрямую подключаются к учетной (информационной) системе налогоплательщика со всеми данными (например, к 1С, SAP и др.) |
Благодаря такому механизму и вы, и ваш инспектор видят документы одинаково. Поэтому часть требований налоговой автоматически «отвалится».
Компания может самостоятельно разработать и внедрить формат взаимодействия с налоговой, если позволяют финансовые и технические возможности. Либо воспользоваться услугами разработчика, который предлагает уже готовый сервис для налогового мониторинга и знает, как настроить все процессы, чтобы компанию приняли в налоговый мониторинг.
В Saby (СБИС) реализовано взаимодействие через аналитическую витрину данных. Это отдельная вкладка в бухгалтерской программе, где вы можете выложить для инспектора все необходимые документы.
Через витрину Saby можно обмениваться с инспектором сообщениями или оперативно отвечать на запросы. В режиме онлайн инспектор может проверять документы и задавать интересующие вопросы. Можно создать отдельный чат по конкретной теме. Обмен документами с налоговой полностью безопасен — через специальные защищенные каналы.
Зарабатываете от 800 млн ₽?
Saby поможет:
- Организуем налоговый мониторинг под ключ.
- Сопровождаем на каждом этапе.
- Особые условия при подключении группы компаний
Какие витрины данных реализованы в Saby
Saby (СБИС) поддерживает два вида информационного взаимодействия с ФНС:
Что сравниваем | Витрина без интеграции с АИС «Налог‑3» | Витрина с интеграцией с АИС «Налог‑3» |
---|---|---|
Как инспектор взаимодействует с витриной | Просматривает документы в тех разделах витрины, которые ему доступны по настройкам роли | Не заходит в витрину. Система «Налог‑3» автоматически забирает из витрины данные, необходимые инспектору |
Как действует инспектор, если не нашел необходимых документов | Направляет требование на предоставление документов | Делает запрос на доразмещение. Ранее загруженные документы помечены, поэтому повторный запрос исключается |
Как проходят встречные проверки | Бухгалтер отвечает на требования по встречным проверкам | Программа автоматически готовит ответ на 95% запросов благодаря настройке доступа в электронный архив налогоплательщика со скан‑копиями документов. Участие сотрудников со стороны компании практически не требуется. Отвечать налоговой сможете в 2 раза быстрее |
Как инспектор проверяет налоговые декларации | Вручную с расшифровкой до первичного документа по принципу drill‑down — с углублением в первичные документы и проводки по ним | Реализован автоматический контроль по всем строкам декларации |
Другие преимущества налогового мониторинга
Один из плюсов налогового мониторинга мы разобрали: этот механизм позволяет сократить объем истребуемых документов и время на подготовку документов для налоговых органов.
А вот другие плюсы налогового мониторинга, благодаря которым к нему ежегодно подключается все больше компаний:
- ✅ Отсутствие традиционных выездных и камеральных проверок — самый важный аргумент в пользу налогового мониторинга. При этом сдачу отчетности налоговый мониторинг не отменяет. В Saby (СБИС) витрину данных удобно интегрировать с сервисом отправки отчетности.
- ✅ Возможность увеличить срок ответа на требования (запросы) ФНС. Срок прописывается в регламенте информационного взаимодействия. Обычно клиенты Saby (СБИС) указывают 10 рабочих дней. Этот срок в 2 раза больше стандартного, позволяет дольше готовить ответ.
- ✅ Возможность запросить мотивированное мнение налоговой по неясным, спорным вопросам, что сокращает налоговые риски до нуля.
- ✅ Возврат НДС в заявительном (ускоренном порядке) в 10 раз быстрее, чем при стандартном возмещении, без банковской гарантии и поручительств.
- ✅ Возможность повысить уровень налогового планирования — успешно прогнозировать налоговую нагрузку.
- ✅ Возможность повысить репутацию компании в глазах ФНС, доверие со стороны государства и контрагентов.