Как налоговый мониторинг упрощает работу с требованиями ФНС

эксперт по учету и налогам

Обычной средней или крупной компании приходит по 50 требований ФНС в день. За месяц получается внушительная цифра. Законный способ сократить объем истребуемых документов — подключить налоговый мониторинг компании. Благо, все больше организаций могут попробовать эту форму налогового контроля. Суммовые критерии для вступления в налоговый мониторинг в 2024 году снижены: так, например, теперь бизнес должен зарабатывать минимум 800 млн ₽, а не 1 млрд, как ранее. Подробно про изменения рассказывали здесь. В данной статье расскажем, как налоговый мониторинг помогает упростить работу с требованиями.

Что вы узнаете

На сколько сократится объем требований ФНС в рамках налогового мониторинга

До 90% снижается объем требований от налоговой при вступлении в налоговый мониторинг.

Останутся только требования по встречным проверкам. Остальное инспекторы ФНС увидят сами, непосредственно из вашей учетной системы или витрины данных — смотря как вы организовали для ФНС доступ к информации.

В компании нет налогового мониторингаПодключили налоговый мониторинг
50 требований в день50 требований в квартал

Почему налоговый мониторинг сокращает документооборот с ФНС

Налоговый мониторинг — передовая форма контроля и надзора. Традиционная налоговая проверка для участников налогового мониторинга заменяется на онлайн‑взаимодействие с ФНС через удаленный доступ.

В рамках налогового мониторинга проверяющие получают доступ к вашей информации одним из способов:

Вариант 1Вариант 2
Подключаются к витрине данных налогоплательщика, где представлены копии отдельных первичных документов, отдельные отчеты и регистры, данные учетаНапрямую подключаются к учетной (информационной) системе налогоплательщика со всеми данными (например, к 1С, SAP и др.)

Благодаря такому механизму и вы, и ваш инспектор видят документы одинаково. Поэтому часть требований налоговой автоматически «отвалится».

Компания может самостоятельно разработать и внедрить формат взаимодействия с налоговой, если позволяют финансовые и технические возможности. Либо воспользоваться услугами разработчика, который предлагает уже готовый сервис для налогового мониторинга и знает, как настроить все процессы, чтобы компанию приняли в налоговый мониторинг.

В Saby (СБИС) реализовано взаимодействие через аналитическую витрину данных. Это отдельная вкладка в бухгалтерской программе, где вы можете выложить для инспектора все необходимые документы.

Через витрину Saby можно обмениваться с инспектором сообщениями или оперативно отвечать на запросы. В режиме онлайн инспектор может проверять документы и задавать интересующие вопросы. Можно создать отдельный чат по конкретной теме. Обмен документами с налоговой полностью безопасен — через специальные защищенные каналы.

Зарабатываете от 800 млн ₽?

Saby поможет:

  • Организуем налоговый мониторинг под ключ.
  • Сопровождаем на каждом этапе.
  • Особые условия при подключении группы компаний

Какие витрины данных реализованы в Saby

Saby (СБИС) поддерживает два вида информационного взаимодействия с ФНС:

Что сравниваемВитрина без интеграции с АИС «Налог‑3»Витрина с интеграцией с АИС «Налог‑3»
Как инспектор взаимодействует с витринойПросматривает документы в тех разделах витрины, которые ему доступны по настройкам ролиНе заходит в витрину. Система «Налог‑3» автоматически забирает из витрины данные, необходимые инспектору
Как действует инспектор, если не нашел необходимых документовНаправляет требование на предоставление документовДелает запрос на доразмещение. Ранее загруженные документы помечены, поэтому повторный запрос исключается
Как проходят встречные проверкиБухгалтер отвечает на требования по встречным проверкамПрограмма автоматически готовит ответ на 95% запросов благодаря настройке доступа в электронный архив налогоплательщика со скан‑копиями документов. Участие сотрудников со стороны компании практически не требуется. Отвечать налоговой сможете в 2 раза быстрее
Как инспектор проверяет налоговые декларацииВручную с расшифровкой до первичного документа по принципу drill‑down — с углублением в первичные документы и проводки по нимРеализован автоматический контроль по всем строкам декларации

Другие преимущества налогового мониторинга

Один из плюсов налогового мониторинга мы разобрали: этот механизм позволяет сократить объем истребуемых документов и время на подготовку документов для налоговых органов.

А вот другие плюсы налогового мониторинга, благодаря которым к нему ежегодно подключается все больше компаний:

  • ✅ Отсутствие традиционных выездных и камеральных проверок — самый важный аргумент в пользу налогового мониторинга. При этом сдачу отчетности налоговый мониторинг не отменяет. В Saby (СБИС) витрину данных удобно интегрировать с сервисом отправки отчетности.
  • ✅ Возможность увеличить срок ответа на требования (запросы) ФНС. Срок прописывается в регламенте информационного взаимодействия. Обычно клиенты Saby (СБИС) указывают 10 рабочих дней. Этот срок в 2 раза больше стандартного, позволяет дольше готовить ответ.
  • ✅ Возможность запросить мотивированное мнение налоговой по неясным, спорным вопросам, что сокращает налоговые риски до нуля.
  • ✅ Возврат НДС в заявительном (ускоренном порядке) в 10 раз быстрее, чем при стандартном возмещении, без банковской гарантии и поручительств.
  • ✅ Возможность повысить уровень налогового планирования — успешно прогнозировать налоговую нагрузку.
  • ✅ Возможность повысить репутацию компании в глазах ФНС, доверие со стороны государства и контрагентов.

Подключить витрину налогового мониторинга от Saby (СБИС)

Видеоматериалы по теме

Смотрите также