HR‑тренды в 2024 году

Эксперт по кадровому учету. Опыт в HR — 16 лет

Работодатели сталкиваются с новыми вызовами, которые диктуют вектор развития. HR‑службы становятся главной опорой и ключевым звеном в стратегии бизнеса. Кадровый дефицит, удаленка, КЭДО — это далеко не все, на чем придется сконцентрироваться. На конференции «Ведомостей» разбирали основные тренды в HR в 2024 году. Делимся самым интересным.

Вы узнаете

Кадровый дефицит и что с этим можно сделать

Многие работодатели все еще убеждены, что незаменимых людей нет. Однако HR‑тренды 2024 года говорят об обратном: уровень безработицы практически каждый месяц бьет исторические минимумы. В марте 2024 Росстат зафиксировал 2,7%. Еще в 2019 показатель был на уровне 4,9%. Свободных специалистов на рынке становится все меньше, поэтому теперь работодатели вынуждены охотиться за кандидатами, а не наоборот.

Рассчитывать на то, что удастся закрывать дыры в рабочем коллективе прежними темпами, уже не приходится. Прогнозы на будущее тоже неутешительны: нехватка кадров будет только усиливаться. Наибольшая просадка наблюдается среди специалистов со средним и высоким уровнем квалификации. В производстве также наблюдается значительный дефицит синих воротничков.

Поэтому компаниям нужно вырабатывать новые подходы к поиску работников. Один из трендов в управлении персоналом — повышение скорости работы с соискателями. Рекрутеры смогут освободить больше времени для взаимодействия с откликами за счет автоматизации. Для 15% кандидатов вакансия становится неактуальной уже через 2‑3 дня после отклика.

Упростить работу с откликами и базой кандидатов позволяет система Saby (СБИС). Вы сможете:

  • автоматически собирать отклики со всех рекрутинговых площадок;
  • вести кандидатов по воронке и просматривать конверсию каждого этапа подбора: где больше всего отказов и по какой причине;
  • общаться с кандидатами в мессенджерах из одного окна;
  • настраивать маршруты согласования кандидатов;
  • вести собственную базу кандидатов;
  • проводить видеособеседования.

Хотите использовать современные HR‑решения?

Попробуйте Saby для решения задач от подбора и КЭДО до повышения вовлеченности

Больше не потребуется использовать множество разных сайтов и приложений и можно будет сосредоточиться на соискателе.

Цифровизация

Трудоустройство без бумаг

Кандидаты и компании ценят свое время, поэтому важно обеспечить им бесшовное взаимодействие с компанией и улучшить опыт кандидата. Например, от отправки анкеты на вакансию до трудоустройства кандидату потребуется сделать пару кликов.

Цифровизация при КДП

Внедрением кадрового электронного документооборота уже никого не удивишь. Среди лидеров рынка, которые используют Saby КЭДО, такие компании, как «Магнит», «Цемрос», КХЛ и «Авилон», МСП, «Иль де Ботэ» и другие. Сегодня идет тенденция на цифровизацию всех сквозных HR‑процессов.

Важно автоматизировать весь процесс от приема на работу до увольнения сотрудника. Saby (СБИС) предоставляет такую возможность.

Например, система сама проверит кандидатов более чем по 16 параметрам, по паспорту, СНИЛС, диплому с помощью баз ФНС, МВД, СФР, ФССП, ЕФРСБ и Росфинмониторинга.

Как выглядит процесс КДП с автоматизацией и без

Для наглядности давайте рассмотрим, как выглядит оформление отпуска с бумажным КДП.

Со­труд­ник сог­ла­со­вы­ва­ет от­пуск лич­но с ру­ко­во­ди­те­лемСо­труд­ник пи­шет за­яв­ле­ние в от­дел кад­ровРу­ко­во­ди­тель ста­вит свою визу на за­яв­ле­нииКад­ровый спе­ци­а­лист оформ­ляет при­казСо­трудник под­пи­сы­ва­ет при­казЗа­яв­ле­ние от­прав­ля­ет­ся в бух­гал­те­рию для вы­пла­ты от­пуск­ныхСо­труд­ник ухо­дит в от­пуск

Сейчас можно не идти к руководителю и не искать шаблон, чтобы написать заявление на бумаге. Вместо этого сотрудник выбирает у себя в личном кабинете желаемые даты отпуска — и электронное заявление на отпуск формируется автоматически. Остается только подписать нажатием одной кнопки. Руководитель сразу же получает уведомление и согласовывает его. Оно отправляется к кадровому специалисту, который за 1 минуту оформляет приказ в системе и отправляет на подписание сотруднику. После подписания приказа работником Saby автоматически отправит уведомление в бухгалтерию о выплате отпускных.

Если с бумажным КДП на это уходило несколько дней, документы терялись, исправлялись, то теперь все это можно сделать за несколько минут. Встроенные чек‑листы страхуют от ошибок и переделки документов.

КЭДО экономит время кадрового специалиста. Saby (СБИС) сам подставит необходимые данные по сотруднику в печатные формы заявлений, приказов, инструкций, договоров — и другие бумаги заполнятся автоматически.

Все кадровые процессы можно настроить именно под запросы вашей компании с учетом всех нюансов.

Цифровизация в HR

При цифровизации в сфере HR придерживайтесь принципа одного окна. Для сотрудников важно подготовить единое пространство взаимодействия с работодателем вместо 10 чатов, почты и множества разных сервисов. Это позволит освободить больше времени для рабочих задач. Новички не запутаются в обилии информации и различных инструментов.

Добиться этого можно, переводя основные процессы в цифру. Например, внедрить корпоративный портал. На нем можно одновременно:

  • сообщать сотрудникам о важных событиях и проводить внутренние обучения в базе знаний;
  • вести справочник и структуру компании;
  • организовывать рабочие совещания и видеоконференции;
  • проводить опросы;
  • использовать таск‑менеджер, чтобы ставить и контролировать задачи;
  • устанавливать KPI, мотивировать сотрудников и использовать геймификацию;
  • обсуждать проекты.

Корпоративный портал
от Saby (СБИС)

Новости, опросы и приказы

Шаблоны оформления, гибкая адресация, оценки и комментарии

Единое рабочее пространство

Мгновенные сообщения и чаты, таск‐менеджер, календарь, совместная работа с документами

Обучение и адаптация

База знаний и инструкции, курсы и навыки. Удобный справочник сотрудников

В итоге можно не только добиться оптимизации внутренних и внешних коммуникаций, автоматизации рутинных и производственных HR‑процессов, но и повысить удовлетворенность сотрудников и улучшить HR‑бренд.

Work‑life balance в коллективе

Все тот же дефицит кадров диктует работодателю бережнее относиться к коллективу. Очень важна гармоничная обстановка в компании. Сегодня сотрудника проще и дешевле удержать, чем нанимать нового.

Значимость квалифицированных кадров куда выше, чем это было 5–7 лет назад. Приоритетом каждого руководителя должно быть выстраивание взаимовыгодных и долгосрочных отношений с работниками. Повышение лояльности происходит за счет гибкости компании и заботы о балансе между работой и личной жизнью сотрудников.

Например, сотрудница просит отпустить ее на несколько часов, чтобы посетить утренник ребенка. Сегодня вы ей откажете, а завтра она вернется с оффером от другой компании и заявлением на увольнение. При этом компании нужно будет потратить не одну неделю, чтобы найти замену, а затем обучать нового работника специфике предприятия. На начальном этапе он будет ошибаться и работать медленно, а компания — нести издержки. В зависимости от бизнеса, от момента трудоустройства до окончательного вхождения в должность может пройти до полугода. А бывшей сотруднице нужно было всего 2 часа отгула.

А если вы отпускаете сотрудников под честное слово, то это большой риск для компании. В Saby сотрудник может оформить официальный отгул за 30 секунд без юридических рисков и бумажной волокиты.

Чтобы сохранить сотрудников, бизнес повсеместно стал внедрять новые подходы к управлению персоналом.

Сегодня команду легче сохранить, чем собрать с нуля. Развитие внутренних инструментов удержания сотрудников и уважительное отношение к каждому должны становиться HR‑инструментом для каждого руководителя.

Использование мобильных телефонов для работы

Практически в любом бизнесе важна скорость принятия решений, поэтому рабочие коммуникации переходят в смартфон. И побеждает тот работодатель, у кого шире перечень задач, которые можно решить мобильно.

Компании — клиенты Saby (СБИС) пользуются корпоративным порталом в мобильном приложении. С телефона сотрудники могут подписывать и согласовывать документы, подавать заявления, знакомиться с важными событиями в жизни компании, обсуждать задачи, быть постоянно на связи и многое другое. Что особенно актуально для коллег, которые не работают в офисе.

Автоматизация HR упрощает адаптацию и коммуникацию с сотрудником

Видеоматериалы по теме

Смотрите также