Мотивация персонала в организации: как понять потребности сотрудников

HR-эксперт компании «Тензор»

Есть такая шутка: «Идеальный сотрудник отдела продаж — это мать-одиночка с двумя детьми и ипотекой». Это утрированное изображение хорошо мотивированного работника: человека, нацеленного на выполнение задач.

У каждого человека есть потребности, ради которых он готов выкладываться на работе. Хорошая система мотивации персонала учитывает эти потребности, помогая и работникам, и компании добиваться своих целей. В статье расскажем, как правильно мотивировать сотрудников и почему для сохранения высокой мотивации персонала не всегда достаточно одних только денег.

Что вы узнаете

Мотивация персонала: что это и для чего она нужна

Мотивация персонала — это то, что побуждает сотрудников работать: деньги, статус, комфортные условия труда и другое. Мотивация может быть внутренней (человек просто получает удовольствие от процесса работы) и внешней (хочет купить квартиру, отдыхать три раза в год, хорошо питаться). Система мотивации удовлетворяет потребности человека с помощью разных стимулов.

Система мотивации персонала

Деньги — хороший стимул, но действует недолго. Через пару месяцев люди привыкают к новому уровню дохода и начинают принимать его как должное. А бесконечно повышать зарплату невозможно. Кроме того, она не должна превышать среднюю по рынку. Чтобы у персонала сохранялся высокий уровень мотивации, в компании должны работать самые разные стимулы, включая нематериальные.

Сотрудники работают лучше, когда не просто получают высокую зарплату, но и чувствуют себя комфортно на рабочем месте, получают признание коллег и руководства, разделяют ценности компании. Таких людей сложнее переманить на другую работу — их держат не только деньги. Поэтому грамотная система мотивации помогает удерживать ценных работников и сокращать текучку.

Но главная цель системы мотивации персонала — объединить задачи сотрудников и компании. Если у персонала и руководства разные цели, пользы от такого стимулирования будет мало.

Например, мотивация руководителей — прирост выручки на 20% за год. А у их менеджеров есть план, который не менялся последние несколько лет. Когда менеджер уже перевыполнил план на 150%, у руководителя прирост всё еще колеблется где-то в районе нуля. И менеджеру может стать неинтересно больше работать — его устраивает заработанная сумма, а руководителю приходится изворачиваться, чтобы как-то получить нужный прирост.

Поэтому при разработке системы мотивации персонала важно в первую очередь понять приоритеты компании. И выстраивать мотивацию с их учетом.

Внедряйте материальную и нематериальную мотивацию

Бейджи, рейтинги, геймификация, поощрения, корпоративная валюта и магазин подарков уже реализованы в СБИС

Узнать больше

На чем строится система мотивации персонала

В основе любой системы мотивации сотрудников лежит теория потребностей человека. Самая известная из них — пирамида Маслоу, согласно которой люди сначала удовлетворяют базовые потребности (еда, сон, безопасность), а затем закрывают потребности более высокого уровня (признание, самореализация).

пирамида потребностей при мотивации персонала
пирамида потребностей при мотивации персонала

Слева — пирамида потребностей Маслоу в теории. Справа — ее применение на практике. Эффективная система мотивации не закроет все потребности человека полностью, но затронет все уровни

Важно учитывать, что у разных поколений различается приоритетность потребностей. Поэтому при разработке системы мотивации персонала нужно посмотреть, каких людей в компании больше всего.

Если поколение X в большей степени ориентировано на деньги и стабильность, то у поколений Y и Z появляются другие запросы. Они хотят работать в компаниях, которые приносят пользу. Они хотят, чтобы работа была интересной и не мешала личной жизни. Один наш сотрудник сказал руководителю: «Ты меня не вдохновляешь работать!» Им нужны другие стимулы для мотивации.

Поэтому методы мотивации тоже будут различаться для разных поколений. Например, молодые люди хорошо воспринимают игровые элементы в работе (геймификация), а старшее поколение часто относится к ним скептически.

В небольших компаниях систему мотивации разрабатывают руководители. В крупных фирмах разработкой и внедрением системы мотивации занимаются отделы компенсаций и льгот (C&B, от англ. Compensation & Benefits). Специалисты C&B отличаются от обычных эйчаров тем, что имеют более глубокую экономическую подготовку. Их задача — точно рассчитать эффективность вложений в систему мотивации.

Методы мотивации персонала

Существует два основных вида мотивации: материальная и нематериальная. Если коротко, материальная мотивация — это про деньги, нематериальная — про бонусы, поощрения и личные стимулы. Расскажем подробнее о каждом виде.

Материальная мотивация

Материальная мотивация — это стимулирование деньгами, причем как в сторону их прибавления, так и убавления. Оклад менять трудно, но можно увеличивать или уменьшать переменную часть зарплаты (премии, надбавки, доплаты).

Позитивная мотивация

Если компания вознаграждает за хороший труд, сотрудники работают с большей отдачей, их производительность растет. Когда усилия остаются незамеченными, люди постепенно теряют интерес к работе.

Чем поможет СБИС

СБИС — это система, которая поможет автоматизировать управление персоналом и расчет зарплаты. В программе удобно поощрять работников за успешное выполнение плана, проявление инициативы и другие достижения. Можно создать премиальный фонд, который будет автоматически пополняться при выполнении заданных условий. Руководитель фонда может выдавать, копить или перераспределять деньги между отделами, а СБИС зафиксирует все перемещения и проконтролирует, чтобы не было перерасхода.

премирование персонала

Настройте правила премирования, и деньги будут перечисляться в фонд автоматически

Материальная мотивация в СБИС

Объедините расчет премий и расчет KPI в одной системе

Узнать больше

Негативная мотивация

Если сотрудник регулярно нарушает трудовую дисциплину (например, опаздывает), а предупреждения на него не действуют, попробуйте «кнут» вместо «пряника»: сократите премиальную часть зарплаты. Но прежде, чем оформить взыскание, получите от работника письменное объяснение его поведения. Этого требует закон (ст. 193 ТК РФ).

Чем поможет СБИС

В СБИС оформить взыскание можно в несколько кликов. Нужно выбрать вид взыскания (замечание или выговор) и причину: опоздание, прогул, нарушение дисциплины и другое. Укажите тип начисления, и система сама сделает перерасчет премии.

инструмент негативной мотивации персонала

По умолчанию замечание видит только сотрудник, но можно опубликовать его и в новостях отдела. Это будет дополнительным инструментом негативной мотивации — никому не нравится висеть на «доске позора»

Нематериальная мотивация

Нематериальная денежная мотивация

Нематериальная денежная мотивация — это вознаграждение, которое выдается работнику в неденежной форме, но расходует средства компании: добровольное медицинское страхование, бесплатное питание и путевки, компенсация спортивных занятий, детские подарки на Новый год и другое.

Нематериальная неденежная мотивация

Нематериальная неденежная мотивация напрямую не связана с деньгами и материальными благами. Она закрывает потребности человека в признании, уважении, самореализации. Классика нематериальной неденежной мотивации — грамоты и благодарности.

Чем поможет СБИС

Благодарность. Это самый простой, бесплатный и в то же время мощный инструмент мотивации. В СБИС легко поблагодарить коллегу за помощь, удачную идею или перевыполнение плана, отправив виртуальное спасибо.

нематериальная мотивация персонала

Бейджи с благодарностями навсегда остаются в карточке сотрудника, их видят все коллеги. Публичная благодарность удовлетворяет потребность человека в уважении и признании

Как эффективно внедрить систему мотивации

  1. Расставить приоритеты в работе компании. Например, если ваша цель — запустить на рынок новый продукт, то в мотивацию менеджеров можно включить более высокий процент от первичной продажи продукта. На этом же этапе важно рассчитать прибыль компании и тот процент, который организация готова выделять на зарплату сотрудников.
  2. Определить целевую аудиторию. Схема мотивации строится по-разному в зависимости от должности людей. Если в их работе есть показатели, которые можно измерить и оцифровать, будет удобно использовать систему KPI. Ключевые показатели эффективности помогут построить систему мотивации, поощряя эффективных сотрудников и не переплачивая тем, кто работает хуже.
показатели эффективности работы персонала

В мотивацию менеджеров по продажам можно включить процент от выручки или выполнения плана

Если количество выполненной работы сотрудника нельзя точно посчитать, система мотивации будет окладной. Можно также использовать систему OKR — в ней тоже выделяются показатели, но цели ставятся заведомо недостижимые, а бонусы зависят от процента выполнения плана.

нематериальное стимулирование персонала

В СБИС есть виртуальный помощник, который появляется в середине и в конце месяца, чтобы похвалить сотрудника, если он справляется с планом, и подогнать, если не успевает

  1. Выбрать методы нематериальной мотивации. Для всех работников важно продумать методы нематериальной мотивации, которые закроют остальные потребности. Сюда можно отнести оплату питания или транспорта, медицинское страхование или гибкий рабочий график.
Если премию получают 10% сотрудников — система не работает: слишком мало человек может с ней справиться. Если премию получают 80–90% персонала — это тоже нерабочая система мотивации. Значит, задача поставлена неправильно и ее спокойно могут выполнить все. Процент выполнения должен составлять примерно 40–60%. Если процент колеблется в этих значениях, система мотивации работает хорошо.

Геймификация в мотивации персонала

Геймификация, или использование в работе элементов игры, — одна из форм подачи мотивации. Когда задачи становятся похожи на игру, люди больше вовлекаются в рабочий процесс. Самые распространенные механики геймификации — баллы за достижения, виртуальные награды и рейтинги.

В СБИС рейтинги сотрудников сделаны в виде компьютерных гонок. Можно состязаться с коллегами в объемах продаж, числе заключенных сделок и даже количестве положительных отзывов клиентов. Участники выбирают транспорт и следят за ходом соревнования на карте гонки. Победителей ждет пьедестал почета.

Новость о победителях соревнований видят все коллеги

В качестве награды можно назначить денежный бонус или корпоративную валюту. Это еще один из способов мотивации сотрудников: виртуальную валюту можно копить и обменивать на подарки или дарить коллегам в качестве благодарности.

В СБИС можно открыть магазин подарков, где сотрудники будут обменивать заработанную виртуальную валюту на товары и услуги

Внедрение корпоративного магазина от 2 дней

Все уже готово, вам нужно только определиться с товарами для магазина, загрузить сотрудников и выдать корп. валюту

Узнать больше

Как мотивировать удаленных сотрудников

Удаленные сотрудники — боль руководителей. С их мотивацией работать сложнее: невозможно увидеть реакцию работника на стресс, неудачи и достижения, после того как видеозвонок заканчивается. Самому человеку тоже сложнее понять, доволен ли начальник его работой, всё ли он делает правильно.

Поэтому для работников на удаленке ценность обратной связи возрастает в разы. Не реже раза в неделю нужно устраивать видеосовещания: обсуждать результаты работы, давать комментарии по выполненным задачам. Чувствуя себя частью команды, сотрудник будет более мотивирован. Важно хвалить за хорошую работу, отмечать достижения: когда человек работает в одиночестве, ему может казаться, что его не замечают, а это ведет к выгоранию и падению эффективности.

Руководителю будет проще оценить работу удаленного сотрудника, имея данные о том, как он проводит рабочее время. В этом поможет СБИС. Система покажет, когда человек начал и закончил работать, проанализирует сайты, на которые он заходил, и составит отчет: было ли рабочее время потрачено на дело или нет.

Подробнее о том, как мотивировать удаленных сотрудников, читайте в статье.

Всё для удаленной работы

Что еще важно для мотивации персонала

Понятные бизнес-процессы

Часто мотивацию убивает отсутствие порядка в бизнес-процессах компании. Если сотрудникам непонятно, кому сдавать проект, когда дедлайн у задачи и кто за что отвечает, не стоит ждать высокой вовлеченности в рабочий процесс.

СБИС поможет организовать управление бизнес-процессами компании. Любой проект можно разбить на этапы и назначить ответственных: система сама проведет документы по нужным исполнителям и напомнит о сроках. Обсуждать детали, вести переписку, просить согласования удобно в одном окне. История работы сохранится в ленте задачи, к ней можно обратиться, если возникнут спорные моменты.

Корпоративная культура

Если в коллективе установилась тяжелая, токсичная атмосфера, то высокую мотивацию сотрудников будет сложно поддерживать долго даже при хорошем премировании. Пропишите ценности и миссию компании. Поощряйте уважительное отношение коллег друг к другу, организуйте обучение и совместные активности. Сплотить работников и построить эффективную команду поможет тимбилдинг: о том, как его организовать, мы рассказали в отдельной статье.

Корпоративный портал СБИС

Мотивация сотрудников в организации: коротко

  • Система мотивации персонала — это материальные и нематериальные стимулы, ради которых сотрудники готовы эффективно работать и дольше оставаться в компании.
  • Эффективная система мотивации объединяет собственные потребности сотрудников и цели работодателя.
  • Повышение зарплаты — далеко не единственный инструмент мотивации. Чтобы человек работал с интересом и показывал хорошие результаты, система мотивации должна затрагивать всю структуру потребностей: от базового уровня до самореализации.

Корпоративный портал для мотивации персонала

Наглядное отображение KPI, рейтинги по сотрудникам и отделам, бейджи за достижения — все это и не только уже в СБИС

Узнать больше

Видеоматериалы по теме

Смотрите также