Мотивация персонала в организации: как понять потребности сотрудников
Есть такая шутка: «Идеальный сотрудник отдела продаж — это мать-одиночка с двумя детьми и ипотекой». Это утрированное изображение хорошо мотивированного работника: человека, нацеленного на выполнение задач.
У каждого человека есть потребности, ради которых он готов выкладываться на работе. Хорошая система мотивации персонала учитывает эти потребности, помогая и работникам, и компании добиваться своих целей. В статье расскажем, как правильно мотивировать сотрудников и почему для сохранения высокой мотивации персонала не всегда достаточно одних только денег.
Что вы узнаете
Мотивация персонала: что это и для чего она нужна
Мотивация персонала — это то, что побуждает сотрудников работать: деньги, статус, комфортные условия труда и другое. Мотивация может быть внутренней (человек просто получает удовольствие от процесса работы) и внешней (хочет купить квартиру, отдыхать три раза в год, хорошо питаться). Система мотивации удовлетворяет потребности человека с помощью разных стимулов.
Деньги — хороший стимул, но действует недолго. Через пару месяцев люди привыкают к новому уровню дохода и начинают принимать его как должное. А бесконечно повышать зарплату невозможно. Кроме того, она не должна превышать среднюю по рынку. Чтобы у персонала сохранялся высокий уровень мотивации, в компании должны работать самые разные стимулы, включая нематериальные.
Сотрудники работают лучше, когда не просто получают высокую зарплату, но и чувствуют себя комфортно на рабочем месте, получают признание коллег и руководства, разделяют ценности компании. Таких людей сложнее переманить на другую работу — их держат не только деньги. Поэтому грамотная система мотивации помогает удерживать ценных работников и сокращать текучку.
Но главная цель системы мотивации персонала — объединить задачи сотрудников и компании. Если у персонала и руководства разные цели, пользы от такого стимулирования будет мало.
Поэтому при разработке системы мотивации персонала важно в первую очередь понять приоритеты компании. И выстраивать мотивацию с их учетом.
Внедряйте материальную и нематериальную мотивацию
Бейджи, рейтинги, геймификация, поощрения, корпоративная валюта и магазин подарков уже реализованы в СБИС
На чем строится система мотивации персонала
В основе любой системы мотивации сотрудников лежит теория потребностей человека. Самая известная из них — пирамида Маслоу, согласно которой люди сначала удовлетворяют базовые потребности (еда, сон, безопасность), а затем закрывают потребности более высокого уровня (признание, самореализация).
Важно учитывать, что у разных поколений различается приоритетность потребностей. Поэтому при разработке системы мотивации персонала нужно посмотреть, каких людей в компании больше всего.
Поэтому методы мотивации тоже будут различаться для разных поколений. Например, молодые люди хорошо воспринимают игровые элементы в работе (геймификация), а старшее поколение часто относится к ним скептически.
Методы мотивации персонала
Существует два основных вида мотивации: материальная и нематериальная. Если коротко, материальная мотивация — это про деньги, нематериальная — про бонусы, поощрения и личные стимулы. Расскажем подробнее о каждом виде.
Материальная мотивация
Материальная мотивация — это стимулирование деньгами, причем как в сторону их прибавления, так и убавления. Оклад менять трудно, но можно увеличивать или уменьшать переменную часть зарплаты (премии, надбавки, доплаты).
Позитивная мотивация
Если компания вознаграждает за хороший труд, сотрудники работают с большей отдачей, их производительность растет. Когда усилия остаются незамеченными, люди постепенно теряют интерес к работе.
Чем поможет СБИС
СБИС — это система, которая поможет автоматизировать управление персоналом и расчет зарплаты. В программе удобно поощрять работников за успешное выполнение плана, проявление инициативы и другие достижения. Можно создать премиальный фонд, который будет автоматически пополняться при выполнении заданных условий. Руководитель фонда может выдавать, копить или перераспределять деньги между отделами, а СБИС зафиксирует все перемещения и проконтролирует, чтобы не было перерасхода.
Негативная мотивация
Если сотрудник регулярно нарушает трудовую дисциплину (например, опаздывает), а предупреждения на него не действуют, попробуйте «кнут» вместо «пряника»: сократите премиальную часть зарплаты. Но прежде, чем оформить взыскание, получите от работника письменное объяснение его поведения. Этого требует закон (ст. 193 ТК РФ).
Чем поможет СБИС
В СБИС оформить взыскание можно в несколько кликов. Нужно выбрать вид взыскания (замечание или выговор) и причину: опоздание, прогул, нарушение дисциплины и другое. Укажите тип начисления, и система сама сделает перерасчет премии.
Нематериальная мотивация
Нематериальная денежная мотивация
Нематериальная денежная мотивация — это вознаграждение, которое выдается работнику в неденежной форме, но расходует средства компании: добровольное медицинское страхование, бесплатное питание и путевки, компенсация спортивных занятий, детские подарки на Новый год и другое.
Нематериальная неденежная мотивация
Нематериальная неденежная мотивация напрямую не связана с деньгами и материальными благами. Она закрывает потребности человека в признании, уважении, самореализации. Классика нематериальной неденежной мотивации — грамоты и благодарности.
Чем поможет СБИС
Благодарность. Это самый простой, бесплатный и в то же время мощный инструмент мотивации. В СБИС легко поблагодарить коллегу за помощь, удачную идею или перевыполнение плана, отправив виртуальное спасибо.
Как эффективно внедрить систему мотивации
- Расставить приоритеты в работе компании. Например, если ваша цель — запустить на рынок новый продукт, то в мотивацию менеджеров можно включить более высокий процент от первичной продажи продукта. На этом же этапе важно рассчитать прибыль компании и тот процент, который организация готова выделять на зарплату сотрудников.
- Определить целевую аудиторию. Схема мотивации строится по-разному в зависимости от должности людей. Если в их работе есть показатели, которые можно измерить и оцифровать, будет удобно использовать систему KPI. Ключевые показатели эффективности помогут построить систему мотивации, поощряя эффективных сотрудников и не переплачивая тем, кто работает хуже.
Если количество выполненной работы сотрудника нельзя точно посчитать, система мотивации будет окладной. Можно также использовать систему OKR — в ней тоже выделяются показатели, но цели ставятся заведомо недостижимые, а бонусы зависят от процента выполнения плана.
- Выбрать методы нематериальной мотивации. Для всех работников важно продумать методы нематериальной мотивации, которые закроют остальные потребности. Сюда можно отнести оплату питания или транспорта, медицинское страхование или гибкий рабочий график.
Геймификация в мотивации персонала
Геймификация, или использование в работе элементов игры, — одна из форм подачи мотивации. Когда задачи становятся похожи на игру, люди больше вовлекаются в рабочий процесс. Самые распространенные механики геймификации — баллы за достижения, виртуальные награды и рейтинги.
В СБИС рейтинги сотрудников сделаны в виде компьютерных гонок. Можно состязаться с коллегами в объемах продаж, числе заключенных сделок и даже количестве положительных отзывов клиентов. Участники выбирают транспорт и следят за ходом соревнования на карте гонки. Победителей ждет пьедестал почета.
В качестве награды можно назначить денежный бонус или корпоративную валюту. Это еще один из способов мотивации сотрудников: виртуальную валюту можно копить и обменивать на подарки или дарить коллегам в качестве благодарности.
Внедрение корпоративного магазина от 2 дней
Все уже готово, вам нужно только определиться с товарами для магазина, загрузить сотрудников и выдать корп. валюту
Как мотивировать удаленных сотрудников
Удаленные сотрудники — боль руководителей. С их мотивацией работать сложнее: невозможно увидеть реакцию работника на стресс, неудачи и достижения, после того как видеозвонок заканчивается. Самому человеку тоже сложнее понять, доволен ли начальник его работой, всё ли он делает правильно.
Поэтому для работников на удаленке ценность обратной связи возрастает в разы. Не реже раза в неделю нужно устраивать видеосовещания: обсуждать результаты работы, давать комментарии по выполненным задачам. Чувствуя себя частью команды, сотрудник будет более мотивирован. Важно хвалить за хорошую работу, отмечать достижения: когда человек работает в одиночестве, ему может казаться, что его не замечают, а это ведет к выгоранию и падению эффективности.
Руководителю будет проще оценить работу удаленного сотрудника, имея данные о том, как он проводит рабочее время. В этом поможет СБИС. Система покажет, когда человек начал и закончил работать, проанализирует сайты, на которые он заходил, и составит отчет: было ли рабочее время потрачено на дело или нет.
Подробнее о том, как мотивировать удаленных сотрудников, читайте в статье.
Что еще важно для мотивации персонала
Понятные бизнес-процессы
Часто мотивацию убивает отсутствие порядка в бизнес-процессах компании. Если сотрудникам непонятно, кому сдавать проект, когда дедлайн у задачи и кто за что отвечает, не стоит ждать высокой вовлеченности в рабочий процесс.
СБИС поможет организовать управление бизнес-процессами компании. Любой проект можно разбить на этапы и назначить ответственных: система сама проведет документы по нужным исполнителям и напомнит о сроках. Обсуждать детали, вести переписку, просить согласования удобно в одном окне. История работы сохранится в ленте задачи, к ней можно обратиться, если возникнут спорные моменты.
Корпоративная культура
Если в коллективе установилась тяжелая, токсичная атмосфера, то высокую мотивацию сотрудников будет сложно поддерживать долго даже при хорошем премировании. Пропишите ценности и миссию компании. Поощряйте уважительное отношение коллег друг к другу, организуйте обучение и совместные активности. Сплотить работников и построить эффективную команду поможет тимбилдинг: о том, как его организовать, мы рассказали в отдельной статье.
Мотивация сотрудников в организации: коротко
- Система мотивации персонала — это материальные и нематериальные стимулы, ради которых сотрудники готовы эффективно работать и дольше оставаться в компании.
- Эффективная система мотивации объединяет собственные потребности сотрудников и цели работодателя.
- Повышение зарплаты — далеко не единственный инструмент мотивации. Чтобы человек работал с интересом и показывал хорошие результаты, система мотивации должна затрагивать всю структуру потребностей: от базового уровня до самореализации.
Корпоративный портал для мотивации персонала
Наглядное отображение KPI, рейтинги по сотрудникам и отделам, бейджи за достижения — все это и не только уже в СБИС