Вынужденный простой в работе компании и ИП
В форс‑мажорных ситуациях работодатель вправе временно приостановить работу — объявить простой. Такой период не оплачивается или оплачивается ниже, чем обычная работа. Поэтому к этому кадровому событию может быть повышенный интерес у контролеров. Более того, о режиме простоя нужно отчитаться в службу занятости. Расскажем, как оформить и оплатить простой, а также — какие есть альтернативные варианты.
Что вы узнаете
Что такое простой
Простой — это всегда вынужденная временная приостановка работы. Бывает по вине работника, работодателя или по независящим от сторон причинам.
Вид простоя | Возможные причины, пример |
---|---|
По причинам, которые не зависят от сотрудника и работодателя | Отключение электричества или отопления в районе Чрезвычайные природные бедствия (сильный ливень, оползни, лесные пожары, наводнение, землетрясение) Пандемия COVID-19 Бездействие работника по вине другого сотрудника |
По вине работодателя | Отзыв лицензии на деятельность из-за нарушений в бизнесе Несвоевременные поставки от контрагентов по причине несвоевременной оплаты Неисправность рабочего оборудования при отсутствии вины сотрудника |
По вине работника | Поломка оборудования из-за халатного обращения или в результате неправильной эксплуатации Опоздание, несвоевременное прохождение медосмотра без уважительных причин |
Как оформить простой
Издайте приказ о введении простоя
Ознакомьте с приказом о простое работников, на которых распространяется введенный режим, под подпись.
В приказе фиксируются:
- Причина простоя. Если таковой состоялся по вине сотрудника, тот должен устно или письменно (в докладной записке) уведомить об этом руководство (ч. 4 ст. 157 ТК РФ). Целесообразно указать в приказе, как сотрудник проинформировал работодателя о начале простоя.
- Дата начала простоя.
- Дата окончания простоя — по возможности. Если точная дата неизвестна, укажите, до какого события вводите режим простоя. Например, до включения отопления. Или до окончания пандемии. Пропишите, что точная дата выхода из простоя будет установлена отдельным приказом, о чем работники будут оповещены дополнительно.
- Список работников, работа которых временно приостанавливается (структурного подразделения или всей компании).
- Размер оплаты труда на время простоя. Либо составьте отдельный приказ об оплате.
- Информация о том, где должны находиться работники во время простоя: на рабочих местах или дома.
Сообщите о простое в службу занятости
Работодатели должны оповестить службу (центр) занятости населения (ЦЗН) о введении режима простоя. Для этого подайте сведения о мероприятии:
- На портале «Работа России» (trudvsem.ru). Как это сделать — смотрите инструкцию на портале.
ИЛИ
- Лично либо по почте. Способ недоступен, если среднесписочная численность свыше 25 человек (п. 5 Правил из постановления Правительства РФ от 30.12.2021 № 2576).
Срок размещения (предоставления) информации в ЦЗН — 3 рабочих дня после издания приказа об объявлении простоя (п. 3 ч. 1 и ч. 5 ст. 53 Закона о занятости от 12.12.2023 № 565‑ФЗ).
Отчитываться в ЦЗН о простое должны как индивидуальные предприниматели (ИП), так и организации.
Если меняется дата начала или окончания простоя либо численность работников, находящихся в простое, скорректируйте предоставленные сведения. То есть подайте новые.
До 1 сентября 2024 года форма сведений была приведена в Приложении № 3 к приказу Минтруда от 26.01.2022 № 24. С 1 сентября 2024 используется форма № 3 из приказа Минтруда от 16.04.2024 № 195н. На портале «Работа России» для заполнения предлагается отчет по указанной форме.
Заполните корректно табель
Типовые коды для заполнения табеля при простое привели в таблице. Если компания (ИП) использует свою форму табеля или собственные коды, отразите тот код, который предусмотрен для конкретного вида простоя.
Вид простоя | Каким кодом отметить в табеле учета рабочего времени |
---|---|
По причинам, которые не зависят от сотрудника и работодателя | «НП» или «32» |
По вине работодателя | «РП» или «31» |
По вине работника | «ВП» или «33» |
Как оплатить простой
Оплата времени простоя регулируется ст. 157 ТК РФ. В таблице собрали действующие нормы. По желанию работодатель может утвердить в локальных документах повышенный размер оплаты. Например, в размере 100% оклада (среднего заработка).
Вид простоя | Сколько платить |
---|---|
По причинам, которые не зависят от сотрудника и работодателя | Не менее ⅔ оклада или тарифной ставки |
По вине работодателя | Не менее ⅔ среднего заработка |
По вине работника | Не оплачивается |
Сотрудника компании отправили в вынужденный простой на 5 рабочих дней в июне и на столько же дней — в июле 2024 года. Оклад сотрудника — 50 000 ₽. Оплата за вынужденный простой — ⅔ оклада. Итого работодатель должен заплатить сотруднику за вынужденный простой минимум:
в июне — 8 771,93 ₽ (50 000 х ⅔ / 19 раб. дн. х 5 дн.);
в июле — 7 246,38 ₽ (50 000 х ⅔ / 23 раб. дн. х 5 дн.).
Чтобы не погружаться в формулы, доверьте расчет оплаты труда современной программе. Saby (СБИС) автоматически определит сумму выплаты по меткам табеля и отразит информацию в расчетном листке.
Ввести расчеты с сотрудниками в Saby (СБИС)
Как выйти из простоя
Завершение простоя оформляется в зависимости от того, как вы оформили приказ о его начале. Возможных вариантов — два.
Вариант 1. Дату окончания вы указали в приказе об объявлении простоя. В таком случае уведомите работников о выходе из простоя. Дополнительно не требуется издавать приказ об окончании (отмене) простоя.
Вариант 2. Дату окончания изначально не предусмотрели. Значит, при фактической отмене простоя издайте приказ о его окончании. Заблаговременно уведомите сотрудников о выходе на работу, ознакомьте их с приказом под подпись. Снова проинформируйте службу занятости — на этот раз об отмене решения о простое. Срок — 3 рабочих дня со дня издания приказа об отмене простоя. Как взаимодействовать с ЦЗН и по какой форме подавать данные, рассказали выше.
В приказе пропишите следующие пункты:
- С какого числа отменяется простой (дата выхода на работу).
- Список сотрудников, на которых распространяется приказ.
- ФИО работника, ответственного за оповещение сотрудников, которые должны выйти из простоя.
Ответственность за ошибки при объявлении простоя
В таблице ниже привели возможные санкции за неправильно оформленный простой.
Нарушение | Размер штрафа, ₽ | Основание |
---|---|---|
Неоповещение о простое или оповещение с опозданием службы занятости |
| Ст. 19.7 и ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ |
Оплата простоя в меньшем размере, чем предусмотрено законом |
| Ч. 6 ст. 5.27 и ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ |
Чем заменить режим простоя
В большинстве случаев время простоя, согласно закону, оплачивается. И этот порядок для компании (ИП) невыгоден: оплата сотруднику — полагается, а работа — не делается.
Если обстоятельства позволяют, можно рассмотреть законные альтернативы режиму простоя. Рассмотрим возможные варианты.
Оформить удаленку. Условие — трудовую функцию можно выполнять из дома. Для этого подпишите дополнительное соглашение с сотрудником. Если вынужденный простой связан с эпидемией, наводнением, пожаром или аварийной ситуацией, которая опасна для жизни и здоровья работников, согласия сотрудников на такой перевод не нужно. Например, большинство работодателей перевели сотрудников на удаленку во время пандемии COVID‑19. Если угрозы жизни и здоровью нет, получите согласие на временный перевод на удаленку. Как оформить перевод сотрудника на удаленную работу, читайте в другой статье.
Отправить работника в ежегодный отпуск. Условие — период отпуска совпадает с вынужденным простоем. График отпусков обязателен как для работников, так и для работодателя. Если по графику отпуск у сотрудника позже, работодатель не может в одностороннем порядке перенести даты ежегодного отпуска на более ранние. Про график отпусков рассказывали тут.
Экономьте время на оформлении бумаг. Попробуйте кадровый ЭДО
Знакомьте работников с приказами, ЛНА, доп. соглашениями за пару кликов. За 30 минут покажем, как оформить простой или отправить на удаленку, если компания (ИП) применяет кадровый электронный документооборот