Электронные магазины по 44‑ФЗ
Александра Задорожнева, специалист по закупкам
Электронные магазины по 44‑ФЗ — это онлайн‑площадки для проведения закупок без торгов напрямую у единственного поставщика. Процесс торговли через такой магазин максимально прост: заказчик публикует сведения о закупке, а поставщик — делает предложение. Итогом успешной сессии становится заключение контракта.
Вы узнаете
Что такое электронный магазин по 44‑ФЗ
Электронный магазин (ЭМ) по 44‑ФЗ — это площадка для проведения закупок малого объема. Заказчики проводят через электронные магазины закупки у ед. поставщика по пп. 4–5.2 ч. 1 и 12 ст. 93 44‑ФЗ. Минимальная цена контракта может быть любой. Максимальная — 5 млн ₽.
Электронные магазины по 44‑ФЗ бывают разные:
- Федеральные — это отдельные секции федеральных торговых площадок (ЭТП). Там размещают заказы малого объема заказчики, которые не обязаны проводить такие закупки в региональных ЭМ, а также федералы при закупке по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ.
- Региональные: там закупают без торгов региональные заказчики.
- Единый агрегатор торговли «ЕАТ Березка»: там размещают заказы малого объема по пп. 4–5.2 ч. 1 ст. 93 44‑ФЗ федеральные и региональные заказчики, которые не обязаны закупаться в определенных региональных ЭМ.
Стандартные конкурентные закупки по 44‑ФЗ, такие как аукционы, конкурсы и запросы котировок в электронной форме, через электронный магазин не проводятся. ЭМ предназначены только для электронных малых закупок у ед. поставщика.
В электронных магазинах по 44‑ФЗ проводят закупки не только в рамках контрактной системы. К примеру, в ЭМ «РТС‑Маркет» можно найти и тендеры по 223‑ФЗ, и корпоративные заказы.
На сайте какого магазина зарегистрироваться для участия в закупках? Сначала посмотрите, где больше подходящих заказов. Их можно найти на сайте каждого ЭМ вручную — эта информация открыта. Проще всего собирать информацию о заказах с помощью СБИС (Saby) — тогда не нужно будет находить закупку на сайте каждого электронного магазина вручную. Система сама соберет все подходящие заказы, вам останется только выбрать лот и принять участие.
Какие бывают электронные магазины по 44‑ФЗ
Федеральные
Это магазины на федеральных торговых площадках, где размещают заказы малого объема заказчики, которые не обязаны проводить такие закупки в региональных ЭМ, а также федералы при закупке по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ.
Собственный электронный магазин функционирует на всех федеральных электронных торговых площадках, кроме «Сбербанк-АСТ» и «АСТ ГОЗ».
Список электронных магазинов на федеральных торговых площадках:
- Биржевая площадка» на ZakazRF;
- Корпоративный интернет-магазин на «Росэлторге»;
- Интернет-магазин на «ТЭК-Торге»;
- Закупки малого объема на «Фабриканте»;
- Электронный магазин на «РАДе»;
- «РТС-Маркет»;
- Быстрые закупки на «ЭТП ГПБ».
Региональные
Регионы тоже могут запускать собственные электронные магазины по 44‑ФЗ и устанавливать порядок их работы. Их можно найти на региональных закупочных порталах. Также информацию о них можно найти на федеральных ЭТП. К примеру, на «РТС-Тендер» региональные магазины закупок малого объема собраны по федеральным округам.
Единый агрегатор торговли
ЕАТ «Березка» — это единый агрегатор торговли. Большинство федеральных заказчиков должны размещать там электронные закупки малого объема (п. 6 Распоряжения Правительства от 28.04.2018 № 824-р). На ЕАТ проводят закупки у ед. поставщика:
- до 600 000 ₽ по п. 4 ч. 1 ст. 93 44‑ФЗ;
- до 600 000 ₽ для учреждений культуры, образовательных, научных и физкультурных организаций по п. 5 ч. 1 ст. 93 44‑ФЗ;
- заказы лекарств по решению врачебной комиссии для конкретного пациента по п. 28 ч. 1 ст. 93 44‑ФЗ.
Региональные и муниципальные заказчики не обязаны использовать ЕАТ «Березка». Зачастую такие заказчики проводят свои закупки через региональные электронные магазины по 44‑ФЗ. Но если местные власти обязали использовать ЕАТ, тогда региональные заказчики будут проводить электронные закупки малого объема через «Березку».
В чем преимущество электронных магазинов по 44‑ФЗ
Закупки через электронный магазин — это быстрый и удобный способ торгов по 44‑ФЗ. Поставщикам гораздо легче принять участие в таких процедурах, чем в полноценных конкурентных закупках. Основные плюсы закупок малого объема через магазины-агрегаторы торговли:
- Простая и быстрая регистрация. У каждой площадки свои правила, но в целом поставщику достаточно придумать логин и пароль и предоставить базовые организационные документы. А регистрация в электронных магазинах федеральных ЭТП происходит автоматически — после регистрации поставщика в ЕИС и на портале «Госуслуги».
- Короткие сроки закупок 44‑ФЗ в электронном магазине. Закупочная (котировочная) сессия длится от 2 до 24 часов. Затем стороны согласовывают условия и подписывают контракт — на заключение сделки уходит около 2-3 дней с момента начала торговой сессии. Но у каждого магазина свой регламент — правила можно найти на официальном сайте. На участие в тендере на ЭТП уходит больше времени: на подачу заявок в электронной процедуре отводят минимум 15 дней. Заявки также рассматривают несколько дней, точный срок зависит от процедуры. Контракт можно заключить минимум через 2 рабочих дня после окончания процедуры. А если у сторон есть разногласия, на подписание надо заложить еще минимум 5 дней.
- Минимальные финансовые вложения. Поставщику не нужно срочно искать деньги на обеспечение заявки и исполнения контракта. Некоторые площадки требуют обеспечения обязательств при подаче заявки, но суммы небольшие. К примеру, чтобы обеспечить свое предложение на ЕАТ, надо внести 5% от стартовой цены. Но если сессия пройдет успешно и стороны заключат контракт без нарушений, поставщику вернут обеспечение.
- Открытый доступ ко всем цифровым закупкам малого объема на площадке. Поставщик видит заказы со всех регионов РФ. Но при необходимости можно отфильтровать тендеры по региону, если не готовы расширять географию поставок, или же по направлениям деятельности вашего бизнеса.
- Простые правила определения поставщика. В электронных магазинах по 44‑ФЗ не проводят закупки с дополнительными требованиями к участникам, нет заказов с универсальной предквалификацией и электронных конкурсов, где победителя выбирают по балльному принципу. Новичкам гораздо проще участвовать в таких тендерах.
- Возможность использовать электронный магазин как маркетплейс. Поставщики могут активно участвовать в тендерах — подавать заявки на заинтересовавшие их закупки. Но есть и другой вариант работы на агрегаторах торговли: опубликовать свои предложения на товары, работы, услуги на онлайн-витрине. Такой формат называют «закупка с полки»: заказчик просматривает каталог предложений поставщиков, выбирает подходящее и оформляет заказ.
Новички не всегда знают, как участвовать в государственных и муниципальных торгах. Закупки через электронные магазины по 44‑ФЗ — отличный вариант, чтобы войти в систему госзакупок. Крупный бизнес редко участвует в электронных закупках малого объема, ему это просто невыгодно. Поэтому у представителей малого и среднего предпринимательства (МСП) появляется больше возможностей получить госзаказ. Сама торговая процедура в ЭМ проходит гораздо быстрее, чем тендеры на электронных площадках. Участникам не нужно собирать документы, чтобы подтвердить свой опыт и квалификацию, а заказчикам нужно побыстрее заключить контракт с ед. поставщиком.
Как работает электронный магазин по 44‑ФЗ
Принцип работы агрегаторов торговли максимально прост. Заказчики публикуют цифровую закупку, а поставщики ищут нужный заказ и откликаются на него. По итогам торговой сессии заключают контракт с участником, который сделал подходящее предложение.
Вот как проводят закупки через электронный магазин по 44‑ФЗ:
Этап 1. Заказчик создает новую закупку и формирует объект заказа. За основу он берет шаблон классификатора площадки или создает заказ из каталога предложений. В извещении заказчика есть проект контракта и обоснование его начальной (максимальной) цены (НМЦК).
Закупки малого объема по 44‑ФЗ через электронные магазины называют по-разному. Например, «подача предложений», «торговая» или «закупочная» сессия. В региональных электронных магазинах часто проводят котировочные сессии.
Этап 2. Поставщик подает предварительное предложение на цифровую закупку. На подачу предложений отводят от 2 до 24 часов — к примеру, такие правила в едином агрегаторе торговли «Березка».
В своем предложении поставщик указывает:
- название товаров, работ, услуг, их характеристики — с использованием каталога товаров, работ и услуг (КТРУ);
- товарный знак — если есть;
- страну изготовления товара вместе с документом, который подтвердит происхождение продукции — если это требуется по нормам ч. 3 и 4 ст. 14 44‑ФЗ (если такого документа не будет, предложение участника приравняют к иностранному);
- единицу измерения товара по ОКЕИ;
- цену единицы товара — с учетом доставки, налогов, сборов и других обязательных платежей;
- минимальное и максимальное количество товара, которое участник предлагает к поставке;
- регионы, в пределах которых участник сможет поставить товар;
- срок действия предварительного предложения — не больше 1 месяца с даты размещения на электронной площадке, но его можно продлить или отозвать в любой момент;
- минимальный и максимальный сроки поставки в календарных днях.
В предварительном предложении можно указать несколько товаров к поставке, множество мест поставки и даже прописать различное количество товаров для нескольких мест поставки, различные цены за единицу товара и различные сроки поставки в разрезе количества и мест поставки. Если участник не укажет сроки поставки в предварительном предложении, это означает, что он согласен со сроками, которые заказчик прописал в извещении.
Этап 3. Заказчик выбирает поставщика через электронный магазин по 44‑ФЗ в ходе закупочной/торговой/котировочной сессии. Единых правил для таких цифровых закупок нет — на каждой площадке они свои. Но общий принцип схож: потенциальные поставщики предлагают цену контракта, обсуждают характеристики и согласовывают с заказчиком условия поставки. Побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену и самые выгодные условия.
Этап 4. Стороны заключают контракт по итогам закупки в электронном магазине по 44‑ФЗ. Заказчик заполняет проект контракта в соответствии с реквизитами и условиями победителя и направляет его поставщику в электронном виде. Участник еще раз внимательно изучает текст договора, и, если с чем-то не согласен, отправляет заказчику протокол разногласий. После того как стороны достигнут договоренностей по каждой позиции, они подписывают контракт. В целом на это уходит не больше 3 дней.
Этап 5. Поставщик исполняет свои обязательства по контракту. Нужно поставить товары, работы, услуги тех характеристик, той комплектности и в те сроки, которые указаны в договоре.
Как найти закупку в электронном магазине по 44‑ФЗ
В Единой информационной системе (ЕИС), где публикуют извещения о тендерах госзаказчики, нет цифровых закупок малого объема — такие тендеры размещают непосредственно в ЭМ и на агрегаторах торговли. Исключение: заказы по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ.
В электронных магазинах по 44‑ФЗ ежедневно публикуются тысячи закупок. Новичку бывает сложно сориентироваться и разобраться, какой тендер выбрать. Для этого на каждой площадке есть поиск — можно отфильтровать заказы по регионам, профилю или даже конкретным товарам, работам, услугам.
Есть более простой, быстрый и надежный способ — доверить поиск и аналитику закупок через электронный магазин по 44‑ФЗ спецсервисам. Например, СБИС (Saby) поможет найти закупку без проведения тендера. А еще в системе собраны торги со всех электронных площадок: федеральных, региональных, ЕАТ, корпоративных, коммерческих и даже международных.
Ответы на частые вопросы
-
Можно ли предложить через электронный магазин по 44‑ФЗ товар, который отсутствует в КТРУ?
Нет, нельзя. При формировании извещения и объекта закупки заказчик обязан указывать наименование и характеристики товара только с использованием КТРУ (подп. «в» п. 3 ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ). А поставщик должен сформировать свое предложение в соответствии с условиями заказчика. Поэтому если вы участвуете в закупках по 44‑ФЗ, предлагайте только те товары, которые есть в каталоге ЕИС. Напоминаем, что КТРУ — это каталог товаров, работ и услуг. Он опубликован в специальном разделе ЕИС.
Но в электронных магазинах можно проводить закупки не только по 44‑ФЗ. Многие поставщики размещают через агрегаторы торговли свои предложения как в маркетплейсах. И вот такие товары и их характеристики не обязательно должны соответствовать тем, что указаны в КТРУ.
-
Можно ли продать заказчику несколько позиций товаров путем закупки через электронный магазин по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ?
Нет, нельзя. Заказчик не может указать несколько позиций в извещении по нормам ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ (п. 7 письма Минфина от 12.02.2021 № 24-08.06.9591). А значит, поставщик не сможет подать такое предложение заказчику.
Если же проводятся тендеры по 223-ФЗ или коммерческие торги, это правило соблюдать не обязательно. В заказах по 223-ФЗ порядок устанавливает заказчик в своем положении о закупке. В коммерческих тендерах заказчики руководствуются исключительно своими потребностями и правилами электронной площадки.
-
Как ФАС относится к закупкам по 44‑ФЗ через электронные магазины?
Федеральная антимонопольная служба полагает, что закупки малого объема в электронных магазинах по 44‑ФЗ — это право, а не обязанность заказчика (письмо ФАС от 27.01.2020 № МЕ/4930/20). То есть заказчик сам решает, каким образом заключить договор с ед. поставщиком — через цифровую закупку или офлайн.
Также ФАС считает, что решение местных властей об обязательном проведении закупок через определенные, например региональные электронные магазины, может привести к ограничению конкуренции и содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.