Как ИП участвовать в тендерах

Участвовать в тендерах могут не только крупные компании, но и индивидуальные предприниматели. Им также открыт доступ к госзакупкам и коммерческим тендерам. О том, что для этого нужно, какие у ИП преимущества и риски, — в этой статье.

В каких тендерах могут участвовать ИП

ИП может принимать участие почти во всех закупках. Исключений только два:

  • закупки для гособоронзаказа (пункт 3 ст. 3 275-ФЗ);
  • закупки в сферах, где необходима лицензия ФСБ. Ее могут потребовать, если предполагается, что поставщик будет взаимодействовать с гостайной или системами шифрования информации: например, выполнять работы на закрытом объекте или заниматься выпуском криптографических средств. ИП сможет участвовать в таких закупках только после получения лицензии.

Однако имейте в виду, что участников госзакупок отбирают строже. Не допустить к участию могут:

  • из-за налоговой задолженности;
  • судимости за преступление в сфере экономики или за взяточничество;
  • аффилированности с заказчиком;
  • упоминания в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • процесса банкротства.

Теперь можно переходить к поиску тендера.

Где искать тендеры

Заказчики публикуют тендеры на электронных торговых площадках (ЭТП). Всего площадок более 200, среди них:

Как упростить поиск тендера

Чтобы не искать тендеры поочередно на каждой площадке, используйте сервис, который собирает информацию о закупках сразу со всех ЭТП в одном месте — СБИС (Saby) Поиск торгов и закупок.

Сервис непрерывно обновляет информацию о торгах по вашим запросам, пока вы занимаетесь своими делами. Как только появятся новые предложения или изменятся сроки в текущих закупках, система пришлет уведомление на электронную почту, по смс или в мобильном приложении. Так вы успеете принять участие даже в тех закупках, где срок подачи заявок всего пара часов.

Умный фильтр позволяет искать интересные торги по регионам, категориям товаров и услуг, ключевым словам и исключениям, отбирает торги с предоплатой, обеспечением или без. СБИС (Saby) найдет закупки, даже если их условия указаны в приложенном документе.

Сервис для поиска закупок по всем торговым площадкам России

На что обратить внимание при выборе тендера

Индивидуальному предпринимателю нужно особенно тщательно выбирать тендер. Если вы не выполните условия контракта и получите штраф — отвечать придется личным имуществом (абзац 1 статьи 24 ГК РФ), а если попадете в реестр недобросовестных поставщиков — не сможете участвовать в большинстве закупок следующие два года.

Петр выиграл тендер у госзаказчика, но не смог вывести сумму обеспечения контракта из оборота компании, а оформить банковскую гарантию он не успел. ФАС расценила это как отказ от подписания контракта и занесла Петра в РНП. Теперь придется доказывать свою добросовестность в суде либо забыть об участии в закупках на пару лет.
Ирина выиграла тендер на 2 536 000 рублей, но не поставила весь ассортимент товара, указанный в контракте. В итоге она получила штраф 253 600 рублей. На счете компании этой суммы не было, и штраф списали с ее личного счета.

Выбирая тендер, оцените:

  1. сумму обеспечения тендера;
  2. надежность заказчика;
  3. требования заказчика;
  4. сроки.

Сумма обеспечения тендера

Обеспечивать тендер нужно деньгами или банковской гарантией.

Для того чтобы обеспечить тендер деньгами, переведите сумму на спецсчет (для обеспечения заявки) или на счет заказчика (для обеспечения исполнения контракта), там она заморозится до определенного момента.

Для обеспечения банковской гарантией — подайте документы на ее получение заранее.

  1. Обеспечение заявки. Для СМП в закупках по 223‑ФЗ сумма не больше 2% от НМЦ.
  2. Обеспечение исполнения контракта. До 30% от НМЦ. В закупках для СМП действуют льготы:
    • Считается от цены победителя.
    • Если за последние три года участник исполнил три контракта, он может не обеспечивать текущий контракт. Важно, чтобы их общая сумма была не меньше НМЦ текущего контракта.

Сроки возврата обеспечения зависят от особенностей закупки. Подробнее о возврате денег можно посмотреть в статье «Обеспечение заявки по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2023 году (sbis.ru)».

Надежность заказчика

Федеральные площадки строго проверяют организаторов закупок, поэтому на них почти невозможно встретить ненадежных заказчиков. Однако если вы выбираете коммерческую площадку, следует проанализировать компанию-организатора.

Что может указывать на ненадежность заказчика:

  • недостоверный юридический адрес и телефон;
  • большое число судебных дел, в которых компания — ответчик;
  • частая смена руководителей;
  • задолженность кредитным организациям, перед сотрудниками по заработной плате, по налогам;
  • банкротство аффилированных компаний.

Информацию о заказчике можно получить, обратившись в ФНС, Росстат, Арбитражный суд, Центральный банк. В СБИС (Saby) Поиск торгов и закупок уже собрана вся информация об организациях. Сервис получает данные из официальных открытых источников и заносит в карточку компании. Получить полное представление о заказчике и его поставщиках — дело одного клика.

Сервис проанализирует данные о торгах за последние несколько лет и расскажет, с кем взаимодействовал организатор закупки и как ведут себя возможные конкуренты. Используйте эти данные для выбора тендера. Например, если в закупках интересного вам заказчика всегда мало участников, а победитель один и тот же — вероятно, закупки организуются специально для него. От участия в таком тендере лучше отказаться, так как выиграть нет шансов.

Требования заказчика

Требования закреплены в тендерной документации — читайте ее внимательно. Что бывает, когда заказчик недостаточно изучил документы к закупке:

  • Заявку отклоняют, так как участник соответствует не всем условиям.
  • Поставщик принимает участие в заведомо проигрышном тендере.
  • Поставщик попадает в РНП или работает себе в убыток, так как не может исполнить контракт по требованиям заказчика.
Иван принял участие в закупке, перевел обеспечение, потратил время. Но не выиграл тендер, потому что в условиях закупки указывались узкие требования, явно «заточенные» под определенного поставщика. Если бы Иван внимательнее читал требования, он понял бы, что закупка неконкурентная и проводится для одного поставщика, и не стал бы тратить на нее время.

Заказчики прописывают в извещении о проведении закупки и приложенных к нему электронных документах требования к:

  • товару, работе или услуге;
  • поставщику.

При закупке строительных работ к извещению прикладывают сметы и проектную документацию. Иногда заказчики прикладывают к извещению эскизы и рисунки.

Заказчик может указывать в описании закупки товарный знак, но в большинстве случаев должен добавить оговорку «или эквивалент». Это значит, если вы поставите товар под другим знаком за меньшую стоимость, но подходящий по характеристикам, — вы выполните условия закупки.

Учитывайте, что в некоторых закупках устанавливают требования к опыту поставщиков: в крупных тендерах в рамках универсальной предквалификации и в закупках технологически сложных работ (реставрация, строительство капитальных сооружений и проч.) в связи с доптребованиями из Постановления Правительства от 29.12.2021 № 2571. А еще заказчики выбирают потенциальных поставщиков по критериям в конкурсах — в том числе с учетом опыта и наличия ресурсов.

Поставляемый товар должен быть новым, без замены составных частей.

Если исполнитель поставит товары или услуги, не соответствующие требованиям заказчика (например, поставит товар худшего качества и в неполном ассортименте), ему назначат штраф. В закупках по 44‑ФЗ штраф начисляют по правилам из Постановления Правительства от 30.08.2017 № 1042. Заказчики по 223‑ФЗ и коммерческие фирмы при начислении штрафов руководствуются Гражданским кодексом.

Сроки

Заказчик устанавливает в контракте срок исполнения контракта. Рассчитайте, сможете ли вы исполнить контракт вовремя. В противном случае будут начислены пени.

Пени рассчитываются по формуле:
Цена контракта * 1/300 * ставка ЦБ * количество календарных дней просрочки.

Мария не оценила свои возможности по срокам и задержала поставку товаров на три недели по контракту стоимостью 60 000. В итоге ей пришлось платить пени — 189 рублей.
60 000 * 1/300 * 4,5% * 21 = 189

Чем выше цена контракта, тем выше будут пени за просрочку.

ФАС не будет наказывать поставщика за нарушения, если в его работу вмешалась пандемия.

Подготовка к участию в тендере

Технические моменты, которые нужно уладить перед участием в любых закупках: получить электронную подпись и аккредитоваться на выбранной площадке.

Получить ЭЦП

Для участия в электронных торгах понадобится квалифицированная электронная подпись. Она нужна для регистрации на ЭТП, подписи документов, которыми обмениваются заказчик и исполнитель.

Получить КЭП можно только в аккредитованном удостоверяющем центре, например, в офисе УЦ компании «Тензор».

В Тензоре можно заказать электронную подпись для участия в закупках на всех основных площадках. Полный список площадок можно посмотреть здесь.

Пройти аккредитацию на ЭТП

Аккредитация — это регистрация компании на ЭТП. После нее компания вносится в реестр участников и получает доступ к торгам на площадке.

Аккредитацию на федеральных торговых площадках получают автоматически после регистрации на Госуслугах и в единой информационной системе (ЕИС). Для работы на площадках для гособоронзаказа аккредитацию проходят отдельно. Также может потребоваться дополнительная аккредитация для работы в отдельных секциях торговых площадок.

У коммерческих торговых площадок другие правила: правила регистрации конкретной ЭТП можно узнать на сайте площадки или по телефону горячей линии.

Аккредитация на площадке может занимать до пяти рабочих дней. В случае отказа оператор ЭТП пришлет вам уведомление, в котором укажет причины. Можно исправить ошибки и подать заявление на аккредитацию повторно. Если аккредитация прошла успешно, оператор сообщит об этом.

Подробнее о получении аккредитации можно узнать в статье «Как зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция (sbis.ru)».

Сбор документов и подача заявки

Требования к поставщику и тендерной заявке заказчики прописывают в извещении и приложенных к нему документах. Например, для госзакупок по 44‑ФЗ потребуется включить в заявку:

  1. Предложение о поставке продукции:
    • параметры товара;
    • страну его происхождения;
    • документы, которые подтверждают страну происхождения продукции (если заказ размещают с учетом правил нацрежима);
    • документы, которые подтверждают соответствие продукции требованиям закона.
  2. Информацию об участнике тендера и документы на фирму:
    • название компании и адрес;
    • реквизиты фирмы;
    • информацию о руководителях;
    • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, если поставщик — ИП;
    • декларацию о соответствии требованиям закона;
    • декларацию о том, что поставщик относится к СОНКО или иной льготной категории поставщиков;
    • решение об одобрении крупной сделки;
    • документы, которые подтверждают законность деятельности (лицензии и проч.);
    • документы, которые подтверждают соответствие поставщика требованиям универсальной предквалификации или доптребованиям по ПП от 29.12.2021 № 2571;
    • иные документы в соответствии со ст. 43 44‑ФЗ.

При подаче заявки на участие в закупке по 44‑ФЗ на федеральной торговой площадке часть сведений об участнике загрузится из ЕИС (подп. «а»—«л» п. 1 ч. 1 ст. 43 44 ФЗ). А вот документы о соответствии поставщика правилам универсальной предквалификации рекомендуем отправлять на ЭТП заранее.

Попробовать бесплатно сервис для быстрого поиска торгов

Частые вопросы

  • Может ли единственный учредитель ООО, попавшего в РНП, участвовать в тендерах как ИП?

    Нет, так как сведения об учредителе находятся в РНП.

    Можно подать заявку на участие в коммерческом тендере, в условиях которого не прописано требование об отсутствии сведений об участнике в РНП.

  • Если побеждает ИП на УСН, может ли заказчик вычесть 20% от цены контракта?

    Нет, заказчик не имеет право в одностороннем порядке уменьшить цену контракта.

  • Могут ли отклонить заявку на участие, если коды ОКВЭД не совпадают с указанными в выписке ЕГРИП?

    Нет, заказчик не может отклонить заявку по этой причине.

  • Можно ли подать заявку на участие в тендере, если закупаемого товара нет на складе?

    Да, можно. Подавая заявку, поставщик необязательно должен иметь нужный товар на складе и сертификаты соответствия на него. Важно только, чтобы победитель смог поставить товар в указанном объеме в сроки, прописанные в контракте.

  • Как подать жалобу в ФАС?

    Жалобу можно подать на действия заказчика или оператора электронной площадки. На заказчика подают жалобу, когда его действия ограничивают конкурентность закупки: например, указываются требования под определенного поставщика, необоснованно отклонена заявка или есть доказательства сговора между заказчиком и победителем. На оператора ЭТП можно подать жалобу за сбои в работе площадки. Обжаловать тендер можно в течение 5 дней после подведения итогов. На подачу обращения у поставщика больше времени — 30 дней. Обращение подают из-за споров в закупках у ед. источника и когда уже прошел допустимый срок обжалования тендера.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее