Как зарегистрироваться в ЕИС
Подать заявку на участие в закупке по 44-ФЗ или 223-ФЗ для представителей малого и среднего бизнеса не получится без регистрации в ЕИС — сначала фирму необходимо внести в госреестр поставщиков на сайте системы. Рассказываем, как пройти регистрацию в ЕИС и избежать сложностей.
Что вы узнаете
Что такое ЕИС
ЕИС — это единая информационная система, где госзаказчики размещают информацию о закупках. Также на сайте системы можно найти полезную информацию, которая поможет определиться с нишей для участия в закупках, выбрать стратегию участия в торгах, найти партнеров и подготовиться к участию в тендерах. В ЕИС размещают:
- Извещения о проведении тендеров:
- госзаказчиков по 44-ФЗ;
- госкомпаний по 223-ФЗ;
- на капремонт многоквартирных домов по ПП № 615.
- Сведения о контрактах и договорах:
- по 44-ФЗ;
- по 223-ФЗ;
- на проведение капремонта.
- Данные об изменении, исполнении и расторжении контрактов и договоров.
- Решения об одностороннем отказе от заключения контрактов по 44-ФЗ.
- Жалобы на заказчиков.
- Типовые контракты по 44-ФЗ.
- Планы-графики закупок по 44-ФЗ и планы закупок по 223-ФЗ.
- Положения о закупках заказчиков по 223-ФЗ.
- Нормативные документы.
- Инструкции по работе с сайтом.
- Другую информацию о закупках.
Заказчики не размещают на сайте в ЕИС сведения о закупках с секретностью. Также в открытой части системы не найти сведения о заказах:
- Заказчиков по 223-ФЗ, которые попали под санкции (Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 301, письмо Минфина от 14.03.2022 № 24-03-08/18813, письмо Минфина от 18.04.2022 № 24-01-09/34211).
- По 223-ФЗ, которые входят в особый перечень, утвержденный правительством, — сведения о них в системе публиковать нельзя.
- Малого объема или, иными словами, — о закупках с полки у ед. источника и других закупках без торгов по 44-ФЗ. Заказы малого объема можно найти на сайтах электронных магазинов или с помощью спецсервисов, что упростит задачу.
- Коммерческих компаний. Их находят непосредственно на электронных торговых площадках (ЭТП) или с помощью спецсервисов. Например, СБИС (Saby) Поиск торгов и закупок находит все виды торгов, в том числе коммерческие тендеры.
Зачем нужна регистрация в ЕИС
Госзаказчики публикуют сведения о закупках в ЕИС. Правила размещения информации в системе продиктованы закупочным законодательством. Однако сами торги проходят на сайтах торговых площадок. Регистрация в ЕИС позволяет внести фирму в госреестр участников закупок (ЕРУЗ) и получить автоматическую аккредитацию на всех федеральных торговых площадках для открытых тендеров по 44-ФЗ (Распоряжение Правительства № 1447-р от 12.07.2018):
- РАД;
- ТЭК-ТОРГ;
- ZakazRF (она же — АО «АГЗРТ»);
- РОСЭЛТОРГ (она же — АО «ЕЭТП»);
- Фабрикант (она же — АО «ЭТС»);
- Сбербанк-АСТ;
- РТС-ТЕНДЕР;
- ЭТП ГПБ.
Для участия в других торгах на федеральных площадках может потребоваться регистрация в отдельных секциях ЭТП. Также отдельно проходят аккредитацию на ЭТП для гособоронзаказа АСТ ГОЗ.
Регистрация на торговых площадках для закрытых торгов требует дополнительной аккредитации. Там проводят тендеры, сведения о которых нельзя размещать в открытом доступе. Например, при проведении закупок с секретностью.
Поставщику, который зарегистрирован в ЕИС, не нужно отслеживать статус закупок на разных торговых площадках. Информация о закупках со всех федеральных площадок стекается в ЕИС. В личном кабинете участника торгов на сайте системы можно посмотреть:
- срок подачи заявок;
- статус тендера;
- срок заключения контракта.
Также в ЕИС можно обжаловать электронные закупки, отслеживать статус жалоб и обмениваться с заказчиками документами при поставке товара по 44-ФЗ.
Без регистрации в ЕИС доступно участие:
- в коммерческих тендерах;
- закупках малого объема, в том числе через электронные магазины;
- торгах по 223-ФЗ, если их проводят не для представителей СМСП.
Такие заказы можно искать самостоятельно на различных электронных площадках и сайтах электронных магазинов. Удобнее использовать сервисы, которые собирают информацию из всех источников. Например, СБИС (Saby) Поиск торгов и закупок.
Как зарегистрироваться в ЕИС
Шаг 1. Получить электронную подпись
Для участия в торгах подойдет усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Оформить УКЭП руководителя (или, как говорят в обиходе, — ЭП) можно в налоговой или удостоверяющем центре. Например, в УЦ «Тензор».
Если у директора уже есть ЭП, переоформлять ее заново не нужно. Когда вместо директора в торгах участвует менеджер по тендерам или другой сотрудник, ему потребуется отдельная ЭП.
Шаг 2. Настроить рабочее место
Требования к рабочему месту пользователя можно найти на сайте ЕИС. Там же размещены инструкции по настройке ПК для работы в системе. Для начала работы в ЕИС необходимо:
- установить ПО для работы с электронной подписью;
- проверить работоспособность ЭП на сайте ЕИС;
- проверить ПК на соответствие требованиям системы самостоятельно или воспользоваться мастером настройки рабочего места;
- установить и настроить браузер для работы с ЕИС и торговыми площадками: Яндекс Браузер, Спутник или Chromium-Gost.
Шаг 3. Зарегистрироваться на Госуслугах
Подать заявку на регистрацию директора фирмы в ЕСИА (на Госуслугах) можно на сайте портала, через онлайн-банк или лично в центре обслуживания. Учетную запись придется подтвердить с помощью ЭП, онлайн-банка, обычной почты или в центре обслуживания. На проверку данных потребуется до 5 дней. После подтверждения учетной записи и проверки данных станет доступно создание карточки организации. Вот как создать учетную запись организации на Госуслугах:
- войти директору в свой личный кабинет как организация;
- нажать на кнопку «Создать учетную запись организации»;
- подключить ЭП к компьютеру;
- заполнить данные о фирме;
- отправить данные о фирме на проверку;
- дождаться результатов проверки.
Если участвовать в тендерах будут и другие сотрудники, им тоже придется создать учетную запись на Госуслугах, а руководителю — добавить их к профилю организации и уточнить их права доступа в разделе «Доверенности» на вкладке «Группы доступа». На это уйдет меньше времени. Руководителю достаточно отправить приглашения сотрудникам с помощью Госуслуг, а тем — перейти по ссылкам.
Индивидуальным предпринимателям не нужно создавать отдельную учетную запись на Госуслугах для бизнеса. Достаточно регистрации предпринимателя как физлица.
Шаг 4. Авторизоваться в ЕИС
Работа в ЕИС станет доступна сразу после проверки данных о фирме на Госуслугах. По завершению проверки портал отправит уведомление на почту, которая указана в регистрационной форме. Для авторизации в ЕИС требуется:
- Открыть сайт ЕИС и перейти в раздел «Личный кабинет участника закупок».
- Войти в личный кабинет через Госуслуги и выбрать функцию «Регистрация нового участника закупок».
- Выбрать форму регистрации и тип участника закупок (ИП, ООО и проч.).
- Заполнить форму регистрации: данные руководителя, адрес электронной почты и телефон, размер суммы крупной сделки.
- Подписать форму регистрации и документы ЭП.
Сотрудников фирмы можно добавить в личный кабинет ЕИС после их добавления к карточке организации на Госуслугах. Функция доступна на вкладке ЛК ЕИС «Пользователи».
Документы для участия в тендерах загружать в ЕИС на этапе регистрации не нужно. Их готовят для каждой закупки отдельно и направляют заказчику вместе с заявкой на участие в закупке.
Поставщик считается зарегистрированным в ЕИС с 00:00 часов дня, следующего после регистрации. Аккредитация предоставляется на неограниченный срок.
Шаг 5. Получить аккредитацию на ЭТП
После регистрации в ЕИС доступ к федеральным торговым площадкам выдадут автоматически. Обычно ЭТП выдает аккредитацию поставщику в течение суток после регистрации в ЕИС. Срок отсчитывают со времени подачи заявления. При отказе в аккредитации торговая площадка направит поставщику уведомление с объяснением причин в течение одного часа после принятия решения.
Как избежать сложностей при регистрации в ЕИС
При регистрации в единой информационной системе могут возникнуть трудности. Чтобы избежать их, внимательно изучите инструкцию по регистрации в системе на сайте или обратитесь за помощью к экспертам. Например, УЦ «Тензор» поможет зарегистрировать фирму в ЕИС и разобраться с другими вопросами при участии в закупках.
Вот на что стоит обратить внимание при регистрации в системе:
- Установка на ПК программного обеспечения для работы с электронной подписью. Если ПО не установлено или настроено неверно, ЕИС не пустит в личный кабинет по ЭП.
- Вид, настройки и версия браузера. Необходимо использовать только те браузеры, которые рекомендованы для работы в ЕИС, и вовремя совершать обновления. Также важно правильно настроить ПО. Если браузер будет блокировать всплывающие окна при открытии вкладок, на сайте ЕИС вместо информации может возникать белый экран. В нерекомендованных браузерах страницы сайта могут отражаться некорректно или не открываться вовсе.
- Учетная запись фирмы на Госуслугах подтверждена и сведения об организации проверены системой. Ранее авторизоваться в ЕИС через Госуслуги не получится.
- Корректность данных о фирме на сайте Госуслуг. Если данные указать неверно, их исправление потребует времени. Также важно, чтобы данные ЭП, ЕГРЮЛ и профиля фирмы на Госуслугах совпадали.