Что выбрать грузоперевозчику в 2025 году: ООО или ИП

эксперт по налогообложению

Транспортный бизнес должен быть оформлен официально: за незаконное предпринимательство могут наказать штрафами в сотни тысяч рублей.

Есть два способа легально заниматься бизнесом в сфере грузоперевозок:

  • Первый — ИП. Со статусом предпринимателя можно платить меньше налогов, чем ООО, в случае долгов придется отвечать личным имуществом. Но ИП чаще подвержены сезонности перевозок, а крупные грузоотправители могут отказаться с ними работать.
  • Второй — учредить компанию, обязательно нанять директора, вести бухучет и сдавать отчетность. Так легко масштабировать транспортную компанию: открывать филиалы в регионах, привлекать инвестиции.

Иногда перевозчики сначала работают как ИП, а если обороты растут, открывают ООО. От того, какую из двух форм бизнеса вы выберете, зависит, сколько придется платить налогов, заполнять отчетов и можно ли будет нанимать сотрудников. А теперь — подробнее про каждый вариант.

Что вы узнаете

🙋🏻‍♀️ Когда для грузоперевозок подойдет ИП

Небольшому и начинающему бизнесу лучше выбрать ИП.

Как зарегистрировать. Пошаговая регистрация в качестве ИП выглядит так:

  1. Выбрать коды ОКВЭД — они обозначают виды деятельности, которыми перевозчик планирует заниматься. Например, выбирают коды из класса 49: для грузового транспорта — 49.41, а для такси — 49.32.
  2. Выбрать налоговый режим, подходящий перевозчикам.
  3. Подготовить документы: заявление о регистрации и оригинал паспорта, — а также оплатить госпошлину. За онлайн-регистрацию пошлину не платят.
  4. Подать документы на регистрацию. Это можно сделать лично в налоговой или МФЦ, а также онлайн — через «Госуслуги» или специальные сервисы.

Если все документы заполнить и представить правильно, можно получить статус ИП уже через три рабочих дня после подачи.

📌 Пример. Вадим работал водителем в ООО «Доставим быстро». Через три года работы в найме он решил уйти и работать на себя. Открыл ИП, взял в кредит «газель», нанял двух грузчиков. Вадим сам принимает заказы, выезжает по адресу, контролирует работников.

А Сергей был самозанятым и работал на арендованной «газели»: возил грузы по городу и области. Грузчиков привлекал на разовые работы по договору ГПХ. В середине года превысил лимит по доходу для самозанятых — 2,4 млн ₽, поэтому пришлось оформить ИП и сменить режим налогообложения. Но об этом расскажем дальше.

Что с налогами. ИП в сфере грузоперевозок доступны пять систем налогообложения: ОСНО, УСН, АУСН, патент и НПД. Дальше расскажем, чем они отличаются и как выбрать.

Кроме налогов, на своем режиме налогообложения ИП‑перевозчик платит за себя обязательные фиксированные страховые взносы, в 2025 году — 53 658 ₽. Если годовой доход ИП превысит 300 000 ₽, нужно уплатить еще и дополнительные страховые взносы — 1% с суммы превышения.

ИП может работать в одиночку или нанимать сотрудников: водителей, диспетчеров, логистов и других. Но при найме хотя бы одного человека за него нужно будет платить НДФЛ, страховые взносы и сдавать несколько видов отчетности.

Если планируете перевозить алкоголь, ИП не подойдет — перевозить спиртосодержащую продукцию могут только организации.

🏢 Когда для грузоперевозок подойдет компания

В большинстве случаев перевозчикам регистрироваться в качестве ИП выгоднее, чем оформлять ООО. Но есть несколько ситуаций, когда стоит открыть именно компанию:

  • бизнес запускают несколько человек — партнеры;
  • есть ограничения для ИП;
  • учредители собираются привлекать инвесторов в обмен на долю в бизнесе.

Чаще всего новую компанию регистрируют в форме ООО — общества с ограниченной ответственностью. У транспортной компании должен быть один или несколько учредителей, свое имущество и уставный капитал. Все деньги ООО принадлежат компании, а не учредителям. Они не могут снять их со счета просто так — их следует начислить себе как зарплату или дивиденды.

В компанию нужно обязательно нанимать сотрудников — как минимум директора, а также вести бухучет и сдавать отчетность.

Как зарегистрировать. Зарегистрировать ООО сложнее, чем ИП. Прежде чем нести документы в налоговую, нужно определить и внести уставный капитал — минимум 10 000 ₽, придумать название будущей компании, выбрать юридический адрес, подготовить устав, выбрать коды ОКВЭД и режим налогообложения, назначить гендиректора.

  • 📄 Какие документы собрать для регистрации

    1. Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию ООО — 4 000 ₽.
    2. Заявление на регистрацию ООО по форме Р11001.
    3. Решение единственного учредителя, если учредитель один.
    4. Договор об учреждении ООО, если учредителей два и больше.
    5. Устав ООО.
    6. Заявление о переходе на выбранную систему налогообложения.
    7. Нотариальная доверенность на подачу и/или прием документов — если заявитель не может самостоятельно подать или забрать документы из налоговой инспекции.

📌 Пример. Петр — перевозчик, возит на своей «газели» небольшие грузы. Друг-предприниматель предложил ему открыть транспортную компанию. Они договорились, что Петр продолжит возить грузы на своей «газели», они возьмут в лизинг 5 автомобилей и наймут помощников-водителей. А друг будет заниматься привлечением клиентов, налогами и отчетностью.

Они решают зарегистрировать ООО, и это — оптимальный вариант оформить партнерство. Друзья могут привлечь инвестиции в обмен на долю в компании и открыть филиалы в регионах. А если кто-то из учредителей захочет уехать жить на Бали, то он продаст свою долю, при этом транспортная компания все равно продолжит существовать.

Что с налогами. Для ООО можно выбрать одну из трех систем налогообложения: ОСНО, УСН, АУСН. Об этом подробнее расскажем дальше.

❓ Как думаете, кого среди перевозчиков больше: ООО или ИП?

  • 🏢 ООО
    А вот и нет! По данным Saby Profile в качестве ООО зарегистрированы всего 25% перевозчиков. Подавляющее большинство в транспортной сфере — это индивидуальные предприниматели.
  • 🙋🏻‍♂️ ИП
    Верно! По данным Saby Profile индивидуальных предпринимателей в транспортной сфере больше всего — почти 75% от числа всех перевозчиков страны.

⚖️ Что в итоге: ООО или ИП

Сравним, чем отличаются организационно‑правовые формы для перевозчиков и кому что больше подходит.

🙋🏻‍♂️ ИП🏢 ООО
Небольшим и начинающим перевозчикам
  • Планируете вести бизнес с партнерами
  • Планируете расширяться, открывать филиалы, привлекать инвестиции или даже продавать бизнес
  • Есть ограничения для систем налогообложения, на которых работает ИП
Статус человекаСуществует отдельно от учредителей
Можно открыть только одномуМожно открыть одному или с партнерами
Уставного капитала нетУставный капитал — от 10 000 ₽
Госпошлина за регистрацию — 800 ₽, но в некоторых случаях ее не платятГоспошлина за регистрацию — 4 000 ₽
Продать статус нельзя, но можно распродать имущество предпринимателяМожно продать целиком или долю
Долги ИП — это личные долги самого человекаУчредители не отвечают по долгам личным имуществом
Доступно 5 систем налогообложения: ОСНО, УСН, АУСН, патент, НПДДоступно 3 системы налогообложения: ОСНО, УСН, АУСН

📌 При нарушении правил перевозки размер штрафа для ООО будет ощутимо больше (ст. 12.31.1 КоАП РФ). Про топ-5 ситуаций, за которые чаще всего штрафуют перевозчиков, читайте в другой статье.

На практике крупные грузоотправители больше доверяют компаниям, чем ИП. Многие воспринимают индивидуальных предпринимателей частниками и не рискуют с ними работать. А еще поставщики и торговые сети предпочитают отказываться от бумаги и вести бизнес с перевозчиками, которые уже подключены к электронному документообороту. Например, обмениваются транспортными накладными по ЭДО.

Управляйте транспортом в Saby (СБИС)

  • 👩🏻‍💻 Бухгалтерия и учет в один клик
  • 🔄 Мгновенный обмен накладными
  • 🚚 Электронные путевые листы
  • 📍 Контроль доставки по GPS
  • 💸 Уведомления о штрафах
  • 📱 Мобильное приложение для водителей
Узнать больше

💸 Какую систему налогообложения выбрать

Для грузоперевозок подойдет 5 налоговых режимов, расскажем про каждый отдельно.

1️⃣ ОСНО — общая система налогообложения. Одна из самых сложных систем в плане учета. Налоговая нагрузка на общей системе гораздо выше, чем на остальных режимах. Подойдет, если ООО или ИП планирует сотрудничать с крупными грузоперевозчиками. Ограничений на этой системе нет.

Налог на ОСНО. Налоги, которые нужно платить на ОСНО:

  • НДФЛ 13% — платят ИП;
  • Налог на прибыль 20%, с 2025 года — 25% — платят компании;
  • НДС до 20% — платят ООО и ИП.

ОСНО — это базовый режим, его применяют по умолчанию, если бизнес не подал уведомление о переходе на другой режим. Все остальные режимы называют специальными.

2️⃣ УСН — упрощенная система налогообложения. Ее еще называют упрощенка. Она подходит большинству ООО и предпринимателей.

Ограничения. На УСН есть лимиты, в 2025 году они такие:

💰 Доходы: до 450 млн ₽ в год.

👩🏻‍💻 Средняя численность сотрудников: до 130 человек.

🚗 Остаточная стоимость основных средств: до 200 млн ₽.

Если транспортная компания‑ООО или перевозчик‑ИП превысит лимиты и потеряет право на УСН, вернуться на этот спецрежим можно только в следующем году. Например, если ИП слетел с упрощенки в 2025 году, снова перейти на нее получится только с 1 января 2026 года.

Налог на УСН. На УСН два объекта налогообложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы».

➕ На УСН «Доходы» налог платят со всей выручки и внереализационных доходов бизнеса — это, например, процент на остаток по расчетному счету. Ставка в 2025 году — 6%, но регионы вправе снизить ее для всех или отдельных сфер бизнеса. К примеру, ставка налога при УСН в Крыму для всех — 4%. Информация о пониженных региональных ставках есть на сайте налоговой службы.

Эту систему выбирают, если работают без бухгалтера, потому что с ней просто вычислить налог: взял весь доход, заплатил с него 6%, и все. Не нужно рассчитывать прибыль и вести учет расходов.

➕➖ На УСН «Доходы минус расходы» налог платят уже с прибыли — разницы между доходами и расходами. Ставка в 2025 году — 15%. Также на УСН «Доходы минус расходы» есть минимальный налог — 1% от годового дохода. Принцип такой: сравнивают налог с прибыли и минимальный налог. Платят в бюджет тот, который больше.

Важно, чтобы все расходы были подтверждены документами, иначе их нельзя учитывать. А еще в зачет можно принять не все расходы, а только те, что перечислены в ст. 346.16 НК РФ. И в этом часто кроется самая большая сложность для начинающего перевозчика.

В 2025 году в связи с налоговой реформой перевозчиков на УСН ждут изменения. С доходов до 60 млн ₽ в год нужно будет платить только один налог по фиксированной ставке — от 6 до 15% в зависимости от объекта налогообложения. А если доходы превысят 60 млн ₽ в год, придется платить НДС.

УСН «Доходы» подходит тем перевозчикам, у которых мало расходов на бизнес или их трудно подтвердить документально. Например, нет офиса и наемных сотрудников.

УСН «Доходы минус расходы» при стандартной ставке в 15% подходит тем, у кого постоянные расходы больше 70% доходов. Например, арендуют офис, гараж, нанимают водителей, собирают чеки за бензин и ремонт.

3️⃣ АУСН — автоматизированная упрощенная система налогообложения. На АУСН налоговая сама считает налог к уплате. Нужные данные берет из личного кабинета налогоплательщика, операций по онлайн-кассе и из банка, где открыт расчетный счет.

Эта система похожа на обычную упрощенку, только на ней еще удобнее работать без бухгалтера — налог рассчитывается автоматически.

Ограничения. Здесь такие основные ограничения для ООО и ИП:

💰 Доходы: до 60 млн ₽ в год.

👩🏻‍💻 Число сотрудников по трудовым договорам: до 5 человек в месяц.

🃏 Зарплату работникам переводят на карту банка — участника системы АУСН, в котором у ООО или ИП открыт расчетный счет. Платить наличными или в натуральной форме нельзя.

❌ Не должно быть сотрудников-нерезидентов.

Все ограничения на АУСН — в ст. 3 Закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ.

Налог на АУСН. Как и на упрощенке, на АУСН есть два вида налоговых ставок:

➕ на АУСН «Доходы» — 8% со всех доходов;

➕➖ на АУСН «Доходы минус расходы» — 20% с разницы между доходами и расходами, но не меньше 3% от годовых доходов.

Ми­ни­маль­ный налог 3% от до­хо­дов при­дет­ся пла­тить, если налог от прибыли по став­ке 20% ока­жет­ся мень­ше ми­ни­маль­но­го.

Из плюсов — ИП на АУСН не обязаны платить за себя фиксированные страховые взносы.

4️⃣ Патент — патентная система налогообложения. Патент — один из самых простых налоговых режимов, на нем нужно платить один фиксированный налог.

Патент подойдет только ИП. Применять его можно только по конкретным видам деятельности — например, только к перевозкам грузовым автотранспортом. Если у ИП несколько направлений бизнеса — допустим, транспортная компания и парикмахерская, то покупать патент нужно на каждое отдельно. Ограничений по количеству патентов для одного ИП нет.

Ограничения. На патенте такие ограничения:

💰 Доходы: до 60 млн ₽ в год.

👩🏻‍💻 Число сотрудников: до 15 по всем видам деятельности на патенте.

🚗 Автомобили: до 20, включая собственные, лизинговые и арендованные. Еще нужно смотреть законодательство в регионе — разрешенное количество машин может быть ниже.

🏢 ИП на патенте не может привлекать другие компании или ИП для того, чтобы они делали всю работу за него. Это посредничество, а на него патенты не выдают.

Налог на патенте. Налог на патенте — стоимость этого патента. Она зависит от региона, вида деятельности и срока действия патента. Причем цена патента не зависит от того, сколько реально денег поступает на счет. Сколько бы предприниматель ни заработал — 500 000 или 5 000 000 ₽, — стоимость патента для него не изменится. Узнать ее можно на сайте налоговой службы.

Патент выдают с любого числа месяца, которое ИП укажет в заявлении на получение патента. Срок действия ИП указывает в заявлении. Патент можно оформить на любой период, но минимум на один месяц и максимум до 31 декабря текущего года. С нового года — новый патент.

5️⃣ НПД — налог на профессиональный доход. НПД — налоговый режим для самозанятых, его могут применять ИП или люди без статуса предпринимателя. Подойдет тем, кто сам оказывает услуги и выполняет работы по грузоперевозкам на арендованном или личном транспорте.

Главный плюс НПД — если нет дохода, то и платить в бюджет ничего не нужно. Это особенно удобно, если доходы на старте небольшие и неравномерные в течение года. А еще подходит для сезонных перевозок, когда бизнес несколько месяцев может простаивать.

Ограничения. Для самозанятых и ИП на НПД лимиты такие:

💰 Доходы: до 2,4 млн ₽ в год. Причем помесячный доход не важен: в апреле может прийти 400 000 ₽, а в мае — 50 000 ₽. Главное, соблюдать общий годовой лимит.

👩🏻‍💻 Нельзя нанимать сотрудников, но можно привлекать подрядчиков по договорам ГПХ. Важно, что подрядчики не должны выполнять всю работу за самозанятого.

❌ Нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

📄 Нельзя работать по договору перевозки, а только по договору ГПХ.

Налог на НПД. Ставка налога на профессиональный доход зависит от того, кто покупает у предпринимателя товар или оплачивает услуги и работы:

  • 6% от дохода, если деньги пришли от организации или другого ИП;
  • 4% от дохода, если деньги пришли от обычного человека без статуса ИП.

На этом налоговом режиме предприниматели не обязаны платить страховые взносы.

Есть ли общие налоги

На любой системе налогообложения ИП и компании платят имущественные налоги, но только если есть объект налогообложения. Вот они:

⛳️ Земельный налог: если у ООО или ИП в собственности есть земельный участок.

🏢 Налог на имущество организаций: если у ООО в собственности есть имущество — например, офис, склад, гараж.

🏠 Налог на имущество физлиц: если у ИП в собственности есть квартира или иная недвижимость, не задействованная в бизнесе. Также налог на имущество придется платить, если ИП — собственник объекта из специального регионального перечня.

🚚 Транспортный налог: если на ООО или ИП зарегистрирован автомобиль или иное транспортное средство.

Предприниматели платят общие налоги по уведомлению из налоговой. Исчислять их самостоятельно и отчитываться по ним не нужно. А ООО платят имущественные налоги поквартально.

✍🏻 Резюме: что выбрать бизнесу в сфере грузоперевозок

  1. Начинать бизнес проще всего с регистрации ИП, но если вы планируете работать с партнером или открывать филиалы в регионах, лучше сразу оформлять ООО.
  2. Учтите, что для ООО подходят только три системы налогообложения: ОСНО, УСН и АУСН. А для ИП-перевозчиков — пять. Это ОСНО, УСН, АУСН, патент и НПД.
  3. ОСНО подойдет только крупным перевозчикам, которые могут себе позволить нанять бухгалтера, чтобы тот считал налоги и сдавал отчетность.
  4. Если в автопарке до 20 автомобилей, вы не планируете зарабатывать свыше 60 млн ₽ и нанимать больше 15 водителей, подойдет патент.
  5. У АУСН тоже есть ограничения по доходу — 60 млн ₽. Тем перевозчикам, кто понимает, что превысит ограничения патента и АУСН, подойдет УСН.
  6. Если вы оказываете услуги перевозки сами, у вас небольшой доход в пределах 2,4 млн ₽ в год, проще всего открыть ИП на НПД.

Какую бы систему налогообложения вы ни выбрали, важно не забывать про обязательные перевозочные документы — путевые листы и транспортные накладные. Перевозить грузы без них запрещено. А с 2025 года некоторых перевозчиков обяжут оформлять транспортные накладные в электронном виде — например, при транспортировке алкоголя. Ввести обязательный электронный формат планируют и для перевозчиков зерна. Постепенно перейти на транспортный ЭДО будут должны все компании и ИП, к этому стремятся законодатели.

Чтобы подготовиться к изменениям заранее, не отставать от конкурентов и сотрудничать с крупными поставщиками, стоит подключить электронные перевозочные документы сразу на старте бизнеса. Помимо прочего, это позволит:

  • ⭐️ Ускорить документооборот, а значит — быстрее получать оплату за услуги.
  • ⭐️ Хранить накладные и путевые в электронном архиве и экономить на бумаге, печати и доставке. А еще найти нужный документ в таком архиве можно в один клик.
  • ⭐️ Легко обновлять и исправлять документы, а также отслеживать любые изменения в них. Про исправление ошибок в транспортных накладных рассказали в другой статье.
  • ⭐ Не предоставлять в налоговую бумажные документы — достаточно доступа к электронным документам в ГИС ЭПД, ФНС сама запросит и найдет все необходимое.
  • ⭐️ Вести транспортный, бухгалтерский и налоговый учет в одной программе — например, в Saby. А если ваш учет уже настроен в другой системе, мы легко в нее интегрируемся.

Подготовьтесь к изменениям заранее — подключите ЭПД

Видеоматериалы по теме

Смотрите также