Как бухгалтеру‑кадровику организовать работу и избежать неочевидных ошибок
Кадровый учет — не только правильное оформление документов по шаблонной форме. Это применение трудового законодательства в реальной жизни. Специалист по кадрам должен понимать:
- какие риски снимают с организации разные документы;
- какие права и обязанности появляются у сотрудника и работодателя после их оформления;
- что документы разрешают, а что запрещают делать обеим сторонам.
Ольга Смирнова, эксперт по кадровому учету и трудовому праву со стажем практической работы более 20 лет, основатель проекта «Эксперт‑кадровик», рассказала о неочевидных ошибках, которые тормозят работу бухгалтера‑кадровика. Показала способы их избежать и защитить компанию от судов, штрафов и проблем с увольнением сотрудников.
Какие ошибки совершают бухгалтеры-кадровики
Ошибка 1 — вносить условия об испытании в трудовой договор и заключать его после допуска к работе
В ст. 70 ТК РФ указано: если вы допустили сотрудника к работе до оформления трудового договора, то включать условие об испытании в него можно, только если до начала работы вы оформили отдельное соглашение об испытательном сроке. Если же такого соглашения не было и сотрудник начал работать без оформления, то в трудовой договор нельзя включать условия об испытании.
Работодатели редко заключают отдельные соглашения, в большинстве случаев они сразу допускают сотрудников к работе. Сначала показывают им рабочее место, дают вводные инструкции и рассказывают о первых задачах, а уже после этого отправляют в отдел кадров оформлять трудовой договор с испытанием. То есть сначала сотрудник начинает работать на испытательном сроке, а уже потом оформляет документы, которые его фиксируют. Это нарушает логику трудовых отношений работодателя и работника.
Некоторые кадровики подходят к оформлению договора так: время подписания указывают «8:30», а рабочий день сотрудника назначают с 9:30. Но они не учитывают часы работы кадрового отдела, поэтому во время проверок и судебных разбирательств всплывают несостыковки. Работодателю задают вопросы:
- Кто подписал работнику трудовой договор в 8:30 утра, если кадровый отдел работает с 9:00?
- Специалисту по кадрам оплачены сверхурочные или у него гибкий график работы? В каком документе это зафиксировано?
Какие последствия, если сначала допустили к работе, а потом оформили трудовой договор с условием испытания
В большинстве компаний кадровики используют типовой договор, в котором пункт об испытании стоит по умолчанию. Они не обращают на него внимания, и это приводит к следующим проблемам:
- Трудно уволить сотрудника за непрохождение испытательного срока. Если кадровик изначально подписал договор с испытательным сроком после допуска к работе, то не имеет права увольнять сотрудника за его непрохождение.
- Сотрудник на испытательном сроке вправе уволиться по собственному желанию, уведомив работодателя за 3 дня. Придется срочно оформить увольнение и рассчитать его. Если сотрудник предупреждает работодателя об увольнении в пятницу, а ко вторнику ему уже надо выплатить расчет, специалисту по кадрам и бухгалтеру придется отложить все дела и заниматься этим в спешке.
Лучше пользоваться таким способом трудоустройства: оформляете трудовой договор в первый рабочий день утром, а потом сотрудник начинает работать. Оформление документов займет около часа, которые вы не включите в рабочее время. В итоге при 8‑часовом рабочем дне в табеле вы отразите 7 часов, которые и подлежат оплате. Или еще лучше — подпишите договор накануне выхода.
Ошибка 2 — включать условие об испытании в трудовой договор абсолютно всем сотрудникам
Есть категории граждан, которым нельзя устанавливать испытательный срок по закону:
- Беременные женщины. Даже если женщина забеременела после того, как начала работать, работодатель не сможет уволить ее по своей инициативе.
- Матери с детьми до 1,5 лет. Судебная практика подтверждает: даже если работодатель не знает о наличии ребенка, то все равно может получить штраф за неправильное трудоустройство.
- Сотрудники, принятые в компанию в порядке перевода.
- Молодые специалисты. К ним относятся те, кто после обучения идет работать по специальности на свое первое рабочее место.
- Трудоустроенные по срочному договору до 2 месяцев.
- Несовершеннолетние.
- Лица, избранные по конкурсу, и другие категории работников.
Ранее мы говорили, что основная масса работодателей оформляет трудовой договор с испытанием по умолчанию. Но гораздо легче организовать трудоустройство сотрудников, если стандартом будет договор без испытания. Так вы снизите риск незаконного трудоустройства из‑за невнимательности. А если конкретному работнику понадобится установить испытательный срок — можно в отдельном порядке добавить в договор условие об испытании и разработать план его прохождения.
Можете дополнительно подстраховаться — дать сотруднику на подпись документ о том, что он не входит ни в одну из категорий, которым запрещено устанавливать испытательный срок.
Ошибка 3 — не оформлять периодическую дистанционную работу
Представьте: работник по устному разрешению работодателя периодически работает из дома и однажды отказывается возвращаться в офис. Мотивирует это тем, что его перевели на постоянную дистанционную работу, просто не оформили. У работодателя могут возникнуть проблемы:
- Сложно уволить работника за прогул и невыход в офис. У работодателя на руках нет документов, которые подтвердили бы временный перевод. А у работника множество доказательств: длительная электронная переписка с руководителем, табель учета рабочего времени с оплаченными днями работы на удаленке, показания свидетелей.
- Трудно применить дисциплинарное взыскание. Если сотрудник плохо работает, то может объяснить это тем, что руководитель не обеспечил его компьютером, телефоном и интернетом. А по ст. 312.6 ТК РФ работодатель обязан обеспечить дистанционного работника оборудованием.
Суды рассматривали похожие ситуации и вставали на сторону работника. Они признавали соглашение о дистанционной работе заключенным, но не оформленным. См. Определение судебной коллегии ВС РФ от 16.09.2019 № 5‑КГ19‑106.
Работодателю выгоднее оформить временную дистанционную работу, определить конкретные дни работы в офисе и порядок взаимодействия с работником. Подробнее о дистанционной работе говорили в статье.
Ошибка 4 — хранить персональные данные уволенных работников более 5 лет
Персональные данные — это любая информация о работнике (ст. 3 закона о персональных данных 152‑ФЗ от 14.07.2022). К ним относят ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, телефон, размер зарплаты и прочее. Это касается не только бумажных документов, но и информации в системе по учету кадров. Роскомнадзор считает персональными данными даже ФИО человека без даты рождения и номера телефона. Многие компании хранят расчетные листы и платежные ведомости с данными уволенных за десятилетия. За это можно получить штраф.
Персданные сотрудников могут быть в первичных учетных документах, например ФИО кассира в чеке. По закону о бухгалтерском учете 402‑ФЗ от 05.12.2022 компания должна хранить первичку не менее 5 лет после отчетного года. Но если она содержит персональные данные уволенных сотрудников, то без их письменного согласия нельзя хранить ее в бумажном или электронном виде более 5 лет.
Это условие не касается кадровых документов. Например, трудовой договор надо хранить 50 лет. Или 75 лет — для уволенных до 2003 года.
Если хотите хранить персональные данные дольше, чтобы вести кадровый резерв, выпустите соответствующее положение. Затем получите письменное согласие уволенных работников о включении в этот резерв.
Мы рассказали о главных ошибках, которые совершают специалисты кадрового отдела и бухгалтеры-кадровики. Больше советов по кадровому учету — в записи вебинара «Бухгалтер-кадровик: как организовать работу и избежать неочевидных ошибок».
Частые вопросы
-
Можно ли прописать в трудовом договоре, что работодатель вправе уволить сотрудника на испытательном сроке без объяснения причин?
Нельзя. Работодатель обязан объяснять сотруднику причину увольнения и предоставлять подтверждающие документы. -
Как правильно заключить соглашение об испытании?
Соглашение об испытании надо заключать письменно до начала работы. Обратите внимание: подписав такое соглашение, вы гарантируете принять сотрудника на работу. Поэтому сначала проверьте, подходит ли он вам по остальным параметрам: есть ли у него паспорт, профильное образование, стоит ли на воинском учете и так далее. Если с этими вопросами все в порядке — можно заключать соглашение. -
Можно ли хранить копии ИНН, паспорта и СНИЛС в личном деле?
Чтобы хранить персональные данные в личном деле, нужно:
- Подписанное сотрудником согласие на обработку персональных данных.
- Обоснование, зачем вы храните эти данные.
Гораздо удобнее вносить персональные данные в личную карточку работника: Т‑2 или другую удобную форму, утвержденную в компании. С 1 сентября 2021 ее вести не обязательно, но вы можете воспользоваться ей для компактного хранения данных. Так не придется держать у себя множество копий документов по каждому сотруднику. И оттуда удобнее вносить данные для РСВ и прочей отчетности.
-
В каком случае можно не брать с сотрудника согласие на обработку персональных данных?
Только если ваши рабочие отношения с сотрудником не выходят за узкие рамки Трудового кодекса. Но таких случаев крайне мало. Даже если вы указываете телефон сотрудника на сайте компании или передаете его ФИО IT‑специалисту для настройки личного кабинета, нужно брать согласие.
Обратите внимание: каждую цель, для которой вы используете персональные данные, надо указывать в согласии. А сотрудник должен ставить подпись под каждой из них. Даже если вы объединяете их в один документ в виде списка, сотрудник ставит подпись под каждым пунктом, а не только в конце страницы.
Не путайте согласия на обработку данных и на распространение неограниченному кругу лиц. Это два разных документа.