Интеллектуальная собственность в ресторанном бизнесе: как защитить свою и не посягнуть на чужую
Рестораны могут незаконно использовать объекты чужой интеллектуальной собственности: названия, товарные знаки, контент, ноу‑хау. Они не всегда делают это из корыстных целей — такие случаи могут происходить из‑за нехватки знаний.
Анастасия Королёва, юрист в сфере HoReCa с юридическим стажем в сфере бизнес‑права — 19 лет, в сфере гостиничного бизнеса — 11 лет, рассказала о тонкостях интеллектуальной собственности в ресторане. Дала советы, как сохранить права на сайт, фото‑ и видеоконтент, рецептуру блюд ресторана, как защитить свой товарный знак и права на франшизу. Показала, как избежать ошибок на этапе открытия ресторана.
Вы узнаете
Что входит в интеллектуальную собственность ресторана
Интеллектуальной собственностью (ИС) считают объекты, которые были созданы творческим трудом людей. К ИС ресторана относятся:
- наименование и товарный знак;
- ноу-хау (секрет производства), например уникальная рецептура;
- фото- и видеоконтент, например, видео с мероприятий, которые публикуют в соцсетях для привлечения посетителей;
- музыка, например рекламные аудиоролики;
- сайт и мобильное приложение, включая фирменные цвета, шрифты и стиль;
- текстовые материалы, например тексты лендингов, статьи на тему HoReCa в блогах.
Как обезопасить ресторан от исков за использование чужого наименования и товарного знака
Владельцы ресторанов могут по ошибке использовать наименование или товарный знак, которые уже принадлежат другому заведению. За это могут получить претензию и требование выплатить компенсацию. Расскажем, как избежать такой ситуации и обезопасить себя от судебных разбирательств.
Проверьте фирменное наименование на совпадения с другими компаниями
Если вы, например, хотите открыть кафе «Атлантида», проверьте, нет ли другого заведения с таким названием. Если окажется, что в нашей стране уже есть ресторан «Атлантида», вам лучше поменять наименование. Другое заведение может потребовать от вас компенсации, даже если вы находитесь в разных регионах и у вас разные классы обслуживания, например, вы работаете в формате фастфуда, а у него — ресторан люкс.
Чтобы избежать исков, проверяйте наименование до того, как начнете его использовать. Если вы нарастите оборот и через 3 года на вас подадут иск за использование чужого наименования, то вы можете понести убытки. Из-за смены названия ресторан потеряет узнаваемость среди клиентов, а это снизит оборот и выручку.
Зарегистрируйте свой товарный знак (ТЗ)
Закон не запрещает пользоваться товарным знаком без регистрации. Но если его зарегистрирует другой ресторан, то будет вправе подать на вас в суд. Чтобы это предотвратить, зарегистрируйте свой товарный знак в Роспатенте.
Вот еще несколько причин для регистрации ТЗ:
- Вы сможете защитить его от конкурентов. Представьте, что раскрутили бренд и нарастили оборот, а другой ресторан стал использовать ваш товарный знак и переманил к себе часть гостей, пользуясь чужим брендом. Вы сможете потребовать у него компенсацию.
- Своевременная регистрация ТЗ помогает защититься от «патентных троллей». Это организации, которые массово регистрируют товарные знаки и подают иски на действующие компании с незарегистрированными товарными знаками.
- Его можно использовать как нематериальный актив. Если поставить товарный знак на баланс компании, ее стоимость возрастет.
- Можно создать франшизу и масштабировать бизнес. Для этого обязательно использовать зарегистрированный ТЗ.
Проверьте свой товарный знак на сходство с другими до регистрации и запуска рекламы
Когда компания регистрирует товарный знак в Роспатенте, его автоматически проверяют на сходство с ТЗ других компаний. Но эта процедура занимает до полугода, а ресторан за это время может успеть разрекламировать бренд. Если вам откажут в регистрации из-за сходства или полного совпадения, придется переделывать дизайн и, возможно, заново наращивать трафик.
Чтобы не терять время, проверьте свой товарный знак до того, как подадите заявку на регистрацию и начнете рекламировать бренд. Так вы сможете вовремя поправить дизайн, если найдете сходства. Проводить поиск можно двумя способами:
- По бесплатным базам зарегистрированных товарных знаков. Там собраны только те организации, которые уже получили свидетельство на товарный знак. Если компания только подала заявку в Роспатент, но не успела получить свидетельство, она не появится в базе.
- На сайте ФИПС. Проверка длится до 20 дней и стоит от 4 130 ₽ (см. точные расценки в п. 5 раздела 1 на сайте). В область поиска попадают и те компании, что подали заявку, но еще не получили свидетельство.
Чтобы не проверять товарный знак самостоятельно, можете обратиться к патентному поверенному. Он проведет профессиональный поиск по базам и проконтролирует доработку дизайна, если обнаружит сходства.
Как ресторану защитить право на использование контента, сайта или мобильного приложения
Создавать сайт, фото, видео и другие объекты ИС для ресторана могут штатные сотрудники или приглашенные специалисты. В любом случае ресторану необходимо закрепить за собой право на их использование, а для этого — оформить передачу интеллектуальной собственности.
Как оформить передачу ИС с сотрудником
Если сотрудник ресторана, например контент-менеджер, создает объекты интеллектуальной собственности (проводит рекламные фотосессии, пишет статьи в корпоративный блог), то можно оформить их передачу так:
- Пропишите в трудовом договоре:
- что работник занимается конкретной творческой деятельностью в рамках своих должностных обязанностей;
- за эту творческую деятельность он получает вознаграждение.
- Рекомендуем создать отдельное положение о служебном произведении. Подробно опишите в нем, как работнику ставятся задачи на создание объектов ИС и как происходит их выполнение. Здесь же можно прописать права работодателя на их использование. Опишите, как происходит передача прав на объекты ИС от сотрудника к работодателю — например оформляется акт приема-передачи.
Так вы закрепите за рестораном право распоряжаться объектами интеллектуальной собственности и официально запретите сотруднику использовать их в предпринимательских целях. При этом работник не сможет заявить на них свои права и требовать от вас компенсации за их использование.
Как оформить передачу ИС с подрядчиком
Получаем права на фото- и видеоконтент
Когда вы нанимаете фотографа/видеографа, чтобы сделать фото/видео для рекламы, рекомендуем получить исключительное право на их использование. Так вы станете полноправным владельцем контента и сможете легально публиковать его на своем сайте или на рекламных площадках. А подрядчик не сможет их использовать и передавать вашим конкурентам.
Если подрядчик — физлицо, то передачу ИС можно зафиксировать в договоре авторского заказа (см. статьи 1288 и 1289 ГК РФ). В нем можно прописать условия передачи прав на фото/видео заказчику, то есть — ресторану.
С юридическим лицом можно заключить договор оказания услуг или выполнения работ и дополнительный договор об отчуждении исключительных прав. Или включить в условия договора передачу исключительных прав заказчику.
Когда подрядчик будет передавать вам фото или видео, оформите акт приема-передачи.
Получаем права на сайт и мобильное приложение
Если вы заказываете у подрядчика сайт или приложение для доставки, то оформить передачу ИС можно так же, как и в случае с фотографом и видеографом.
Так как сайт считается сложным произведением, рекомендуем к договору приложить техническое задание, подписанное обеими сторонами. Так вы будете уверены, что подрядчик сделает сайт в соответствии с вашими требованиями.
Есть способ упростить передачу прав на использование сайта и приложение — сделать его самостоятельно в онлайн-конструкторе. Такой есть в программе Saby Presto. Так вы будете полноправным владельцем сайта/приложения и сможете пользоваться им по своему усмотрению.
Получаем права на сайт и мобильное приложение
Ресторан может использовать программное обеспечение (ПО) для работы, например программу автоматизации Saby Presto. Компания-разработчик ПО не может передавать исключительные права заказчикам, так как их много. Поэтому заключается лицензионный договор, по которому заказчик получает право на использование объекта ИС, но не является правообладателем и не может передать права другим лицам.
Сколько придется платить за использование чужой ИС
Если ресторан нелегально использует объекты чужой ИС, у него могут потребовать компенсацию до 5 000 000 ₽ (ст. 1301 ГК РФ). Точная сумма устанавливается судом в зависимости:
- от характера нарушения;
- срока использования объекта ИС;
- степени вины нарушителя;
- наличия нарушений, которые были совершены ранее;
- вероятных убытков правообладателя объектов ИС.
В судебной практике компенсация чаще всего составляет от 500 000 до 1 000 000 ₽. И помимо этого, бизнесу приходится нести судебные расходы — от 50 000 до 100 000 в зависимости от региона и судьи, который рассматривает дело.
Эта статья — конспект вебинара «Интеллектуальная собственность ресторана». Подписывайтесь на наш YouTube-канал, чтобы не пропустить другие вебинары по управлению заведениями общепита.