Сеть деловых коммуникаций

Проверки в ресторане. Неочевидные способы уменьшить штраф

Ксения Корчагина, юрист сети ресторанов

Возьмем последние 10 проверок, которые проходили у моих клиентов. Итог такой. На 3 проверках госорган нарушал процедуру, 7 штрафов суд уменьшил в половину, в 3 случаях освободил ресторан от ответственности.

Штрафы отменяют за грубые нарушения правил проведения проверки. И могут снизить, если рассказать суду о шестерых детях директора и социально значимой работе заведения. Желательно правду.

Когда ждать проверку

В первые 3 года работы ресторан проверяют в основном по жалобам. Потом начинаются плановые проверки. Первыми в план проверки попадут собственники зданий, владельцы газовых котельных, те, на кого много жаловались. Но есть исключения, рассказали о них в таблице.

По нашим оценкам регулярность проверок следующая.

Период работы заведенияНаиболее вероятные проверки
Первое полугодиеГоспожнадзор, если вы собственник здания.
Выдающий алкогольную лицензию орган, если оформляете лицензию.
Второе полугодиеВодоканал, если у вас с ним договор на прием стоков.
Второй год работыПредставители правообладателей авторских прав на музыку (РАО, ВОИС). Чем крупнее для города заведение, тем больше вероятность проверки.
Первые 3 года работыЛюбой госорган по жалобам недовольных. Чаще всего Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Прокуратура.
Старше 3 летЛюбой госорган, который включил ресторан в план проверок.

Виды проверок

Налоговая и все остальные

Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Инспекция труда, Госпожнадзор работают по правилам закона ФЗ-294 от 26.12.08. Об этих проверках тут и рассказываем.

Проверки налоговой инспекции проходят по налоговому кодексу. Здесь их не упоминаем. Будет другая статья.

Проверки по плану и без

  • Планово проверяют раз в 3 года.
    Узнать о проверке можно в декабре предшествующего года, на сайте Генеральной прокуратуры в Сервисе поиска или в Едином реестре проверок. До конца 2020 плановые проверки приостановлены.
    На них проверяют всю деятельность заведения в пределах полномочий проверяющего. Инспектор труда оценит трудовые договоры, а сроки годности продукции не заметит. Это полномочия Роспотребнадзора. О других полномочиях госорганов и распространенных нарушениях Ресторана.
  • Внепланово проверяют в любой момент.
    Проверяющие придут в связи с жалобой, репортажем СМИ или для проверки ранее выявленных нарушений.
    Проверяют только конкретную сферу нарушений. По жалобе на качество мясного салата не проверяют накладные на рыбу. Если на предыдущей проверке нашли ошибку в трудовых договорах, то повторно посмотрят договоры. На инструктажи по охране труда внимания не обратят.

Документарные и выездные

Бывают плановые и внеплановые.

  • Документарные проверки проводят по документам.
    Госорганы в заведение не приезжают, направляют запрос. Ресторан обязан предоставить копии документов не позже 10 рабочих дней с момента получения письменного запроса. Если не успеет в срок, то директора оштрафуют на 2-4 тысячи рублей.
  • Выездные проверки проходят на территории ресторана.
    Проверяющие осматривают помещения, холодильники, делают фото, берут пробы блюд на анализ, смотрят медкнижки и уголок потребителя.

Этапы проверки — как должно быть и на чем прокалываются проверяющие

Госорганы проверяют по правилам. Законом установлены формы документов о начале, завершении проверки, сроки их вручения, общий срок проверки.

Если контролеры забудут показать удостоверения, то результат проверки не отменят. Но при грубых ошибках проверяющих ответственности можно избежать:

  • директора поздно уведомили о проверке;
  • не было оснований для ее проведения;
  • проверяют дольше 20 рабочих дней;
  • требуют документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • не вручили акт о результатах проверки.

Начало проверки

Проверяющие обязаны уведомить о проверке, передать заведению Распоряжение (приказ) о начале ее проведения. Срок уведомления зависит от вида проверки:

Приказ вручают под подпись директору, направляют заказным письмом по юридическому адресу из ЕГРЮЛ или на электронную почту. Электронку возьмут ту, которую вы указывали в налоговой при создании фирмы, смене директора. Или письменно сообщали этому госоргану как адрес для связи.

На выездной проверке контролеры должны показать свои удостоверения. Если фамилий проверяющих нет в приказе, то их можно не пускать в ресторан.

Госорганы не имеют право проверять больше, чем входит в предмет проверки. Не должны штрафовать за нарушения, которые не имели право искать. Что конкретно пришли проверять и кто разрешил проверку, написано в пунктах 6, 7, 10, 11 Приказа.

Предоставляйте проверяющим документы по описи. «На Ваш устный/письменный запрос предоставляем Устав, Приказ, Инструкцию ...». Опись доказывает, что проверка требовала лишние документы.
Типовые ошибкиНа что сослаться в жалобе
Поздно уведомили о начале проверки.
Направили Приказ по электронному адресу сотрудника ресторана, значит не уведомили о проверке.
Нет оснований для проведения проверки. Прокуратура не разрешала внеплановую проверку в 2020.

Как долго могут проверять

Максимальный срок одной проверки 20 рабочих дней.

Для плановых проверок есть дополнительные ограничения:

Типовые ошибкиНа что сослаться в жалобе
Госорган проводит плановые проверки чаще, чем раз в 3 года.
Малое или микропредприятие проверяют дольше 50 или 15 часов в год.

Завершение проверки

Найденные нарушения описывают в Акте проверки. Если в акте нарушение не указали, то за него нельзя штрафовать.

Акт составляют в последний день проверки или через 3 дня, если назначалась экспертиза. И сразу вручают под роспись руководителю. При отказе от получения направят почтой в адрес фирмы.

У ресторана есть 15 дней, чтобы выразить несогласие с актом и предоставить проверяющим пояснения, дополнительные документы.

На основании акта издают Предписание об устранении выявленного нарушения и Постановление о возбуждении дела или отказ в возбуждении.

За одно правонарушение могут оштрафовать и организацию, и директора. Тогда постановлений о возбуждении дела будет два. Если выносят одно постановление, то и привлекут одного, указанного в постановлении.

Возбудив дело, госорган или суд выносит Постановление о привлечении к ответственности (отказе в привлечении). Кто издает постановление, зависит от состава правонарушения.

Типовые ошибкиНа что сослаться в жалобе
Не передан Акт о результатах проверки.

О чем писать в жалобе

Постановление о привлечении к ответственности обжалуют вышестоящему должностному лицу или в суд по месту совершения правонарушения. Обычно это адрес ресторана.

На подачу жалобы есть 10 дней. Потом Постановление вступит в силу.

Можно обжаловать поэтапно. Если подать жалобу одновременно и госоргану, и суду, то будет рассматривать только суд.

Чтобы уменьшить штраф, просите в жалобе на Постановление о замене штрафа на предупреждение. Укажите смягчающие обстоятельства и подтвердите документами:

  • Организация — субъект малого и среднего предпринимательства.
    Приложите выписку из реестра МСП.
  • Организация или директор, в отношении которого составлено Постановление, ранее к административной ответственности не привлекался.
  • Правонарушение не создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
  • У заведения сложное финансовое положение.
    Подтверждайте балансом, оборотно-сальдовыми ведомостями, кредитными договорами, договорами с бюджетными организациями и любыми иными документами, из которых усматривается трудная финансовая ситуация, большая задолженность.
  • Ресторан добровольно устранил последствия правонарушения.
    Опишите, что сделали и составьте документы в подтверждение. Акт об уничтожении в присутствии проверяющих просроченной продукции. Фотографии установленных поддонов под мясо в холодильных шкафах. В день проверки оформите медосмотр и медкнижки работникам.
  • Предприятие возместило причиненный ущерб.
    Если проверка проводилась по жалобе гражданина, то смягчающим обстоятельством будет его письменное заявление об отсутствии претензий к заведению.
  • Ресторан осуществляет социально значимую деятельность.
    Подтвердите это договорами о благотворительности, договорами с бюджетными социальными организациями, благодарственными письмами.

Чтобы не штрафовали, просите об освобождении от административной ответственности и устном замечании. Обоснуйте просьбу малозначительностью правонарушения, его несущественностью. Пишите в жалобе о незначительном характере правонарушения, маленьком вреде и отсутствии негативных последствий.

О распространенных нарушениях, которые находят проверяющие в Ресторанах, читайте в статье.

Многие думают, что «отбившись» от штрафов, можно оставить все как есть и ничего не менять. Но это не всегда верно. Просроченное мясо и подпольный алкоголь вызывают отравления. Чтобы не портить репутацию заведения, автоматизируйте контроль сроков годности всех продуктов на складе. Проверяйте в ЕГАИС легальность марок на коньяке с помощью камеры обычного телефона.

Автоматизация ресторана, кафе

Подробнее

Автоматизация ресторана, кафеПоследние новости
Последние новости
Организуйте производство по участкам за пару кликов

Presto автоматически распределит блюда по поварам и цехам и спишет продукты с нужного склада.

Presto сделает акцию «6-й кофе в подарок» выгодной

Гости будут приходить чаще и тратить больше, а Presto посчитает всё за вас.

В ногу со временем: QR-код для оплаты счета

Принять безналичную оплату в Presto стало еще проще. Теперь для расчетов вам не нужен банковский терминал, а клиенту нужно просто отсканировать код в мобильном приложении банка.

Персональные скидки без дисконтных карт

В Presto скидку или бонусную программу можно «привязать» не только к карте, но и прямо к клиенту или группе клиентов.

Читайте также

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie, Яндекс.Метрикой, Google Analytics для сбора технических данных. Подробнее