15 документов уголка потребителя в ресторане в 2024 году

юрист

У сотрудников Роспотребнадзора есть такая неофициальная статистика: если в ресторане уголок потребителя оформлен с нарушениями, то чаще всего и на кухне не соблюдаются требования СанПиН.

За последние два года изменились требования Роспотребнадзора к уголку потребителя, действуют новые Правила оказания услуг общественного питания, отменили Санитарные правила СП 2.3.6.1079‑01, выпустили новую редакцию Закона о защите прав потребителей. Значит, доску информации при входе в заведение лучше проверить на актуальность.

В статье читайте, что должно быть в уголке потребителя в 2024 году, и скачивайте бесплатно шаблоны документов.

О чем узнаете

Как и зачем оформлять уголок потребителя в ресторане

Штрафы

До 10 тысяч рублей штраф за отсутствие или нарушение оформления уголка потребителя. Проверки проводит Роспотребнадзор. Обычно по жалобам недовольных граждан или конкурентов.

Как оформить уголок потребителя

Уголок потребителя в общепите в 2022 году оформляем в соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства 1515 от 21.09.20. Предыдущие Правила 1036 от 15.08.97 отменены с 1 января 2021 г.

Требований к формату уголка нет. Можно оформить стенд на стене и назвать его «Уголок потребителя» или «Доска информации». Можно убрать все документы в папку с надписью «Уголок потребителя». Папку разместить на видном месте.

Где разместить

Располагаем уголок до зала обслуживания. Например, в вестибюле вешаем доску информации или на стойке при входе выкладываем папку с документами.

Потребителю нужно дать возможность ознакомиться со всей информацией вне зала обслуживания, это требование закона.

Что должно быть в уголке потребителя в 2024

За последние два года изменился перечень документов уголка потребителя для общепита. Обновились редакции законов, вышла новая редакция Правил оказания услуг общепита, больше не нужен Список законов. Даже если уголок потребителя в ресторане есть, предлагаем проверить перечень документов на актуальность.

Распечатать или купить в книжном магазине

  1. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (закон о ЗПП).
  2. Правила оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ 1515 от 21.09.20.
    Требование о размещении установлено п. 8 Правил 1515.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утв. Постановлением главного государственного санитарного врача 32 от 27.10.20.
  4. Выписка из указа Президента РФ от 02.10.92 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» об обслуживании вне очереди.

Заполнить по образцам

  1. Информационный листок о заведении.

    Укажите в нем: наименование организации или ИП, юридический адрес организации, адрес заведения, режим работы, тип заведения (ресторан, бар, кафе, иное), перечень оказываемых услуг, способы реализации продукции. Это требование п. 12 Правил оказания услуг, ст. 8 закона о ЗПП.

    Пример листа информации.

  2. Перечень контролирующих органов (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пожарный надзор, прокуратура, полиция, мэрия) с адресами, телефонами.

    Пример объявления.

  3. Объявление о запрете и ответственности за продажу спиртной продукции и табака детям.

    Пример объявления.

  4. Объявление о запрете нахождения несовершеннолетних в ночное время без сопровождения взрослых.

    Нужно, если в вашем регионе это запрещено. Найти местный закон можно по запросу «несовершеннолетние после 22 часов ВАШ РЕГИОН».

    Пример объявления для Ярославской области.

  5. Информация о возможности проверить вес блюд.

    Пример объявления. Аналогичный текст лучше включить и в меню.

    До 40 тысяч рублей штраф для организации за неразмещение этой информации.

    Некоторые заведения выставляют в Уголке реальные весы и копию свидетельства об их поверке.

Разместить копии

  1. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

    Или вместо копии поместите информационный листок. В нем укажите дату регистрации ИП, номер записи регистрации, наименование зарегистрировавшего ИП органа, фирменное наименование и адрес организации.

  2. Лицензию на продажу алкоголя, если им торгуете.

    Или вместо копии разместите информационный листок. В нем укажите: вид деятельности, номер лицензии, срок ее действия и орган, ее выдавший.

    Как общепиту продавать алкоголь без штрафов — читайте в статье.

    Копии заверяйте печатью и подписью. Пример заверения: «Копия верна. Директор ООО "Кафе" И.И. Иванов Подпись. Печать».

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Telegram — там новости появляются быстрее 😉

Вывесить оригиналы

  1. План эвакуации и инструкция по пожарной безопасности вашей организации.

    Вот пример инструкции по ПБ.

  2. Книга отзывов и предложений.

    Пронумеруйте, скрепите подписью и печатью. Можно не хранить в уголке, но нужно предоставлять потребителю по требованию.

    Образец книги отзывов и предложений.

  3. Прейскурант с ценами в рублях всех блюд и напитков из меню.

    Это требование пп. 9, 10 Правил 1515.

    Пример прейскуранта.

  4. Сведения об основных потребительских свойствах продукции.

    Закон требует указать по каждому блюду: фирменное наименование, способ и условия приготовления, основные ингредиенты, вес (объем) порций, пищевую ценность, калорийность, БЖУ.

    Некоторые заведения пишут это в меню, меню бизнес-ланча и даже в чеках. Тогда в Уголке достаточно вывесить все действующие меню и следить за их актуальностью.

    Кто-то пишет сведения в отдельном документе, чтобы не нагружать меню информацией и выполнить требования проверяющих. Тогда в меню дополняют фразой: «С дополнительной информацией об основных потребительских свойствах предлагаемой продукции вы можете ознакомиться в уголке потребителя на входе в заведение».

    Вот пример оформления сведений в Макдональдс.

    Как настроить автоматический расчет калорийности.

Лучше сделать

Следующие документы не обязательны по правилам оформления уголка потребителя в 2024 году. Но мы делаем, чтобы исключить претензии проверяющих и посетителей.

  1. Список правил и технических регламентов.

    В действующих Правилах оказания услуг прямо не указано, что этот список нужен. По предыдущим Правилам за отсутствие списка штрафовали. Мы проконсультировались с Роспотребнадзором в 3 регионах. Нас уверили, что список по-прежнему нужен, теперь на основании ст. 10 закона О ЗЗП.

    Скачать документ.

  2. Правила поведения для потребителей заведения.

    Нужны для конфликтных посетителей и на случай проверок по их жалобам. В Правилах поведения можно «узаконить» запрет на верхнюю одежду в зале, вход с животными.

    Образец правил.

    До 2021 года мы делали Правила, чтобы запретить курение в заведении. Сейчас отдельный документ не нужен. Запрет установили в законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма».

Какие документы убрать из уголка

Не нужен в уголке потребителя журнал учета проверок юридического лица и ИП.

Некоторые заведения выставляют журнал в уголке. В журнале отмечаются все проверяющие, пишут выявленные при проверке нарушения и выданные предписания. Для любопытного посетителя чтение журнала в вестибюле может стать лишним поводом для жалоб.

Как не тратить время на бумаги и соблюсти закон

Проверяют не только уголок потребителя и не только Роспотребнадзор. Из‑за моратория на проверки нас чаще стали контролировать удаленно, проверять по документам.

  • Россельхознадзор проверяет сроки хранения мяса и оформление ВСД в Меркурии.
  • Выдавший алкогольную лицензию департамент контролирует продажи алкоголя и отражение вина в ЕГАИС.
  • Росприроднадзор требует договоры на утилизацию отходов и взносы за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Инспекция труда анализирует оформление трудовых договоров и срок подачи СЗВ-ТД.
  • Налоговая проверяет отчетность. Кто и что проверяет в ресторане — читать статью.

Многие до сих пор думают, что выполнить все требования проверяющих можно только со штатом бухгалтеров, юристов и кадровиков. Но это не совсем так. Стандартные процедуры давно автоматизировал Presto. Программа:

  • спишет продукты, из которых состоят проданные блюда;
  • отчитается в ЕГАИС по закрытию смены;
  • погасит пачку ВСД за 1 клик и отчитается в Меркурий;
  • заполнит первичку по фотографиям накладных;
  • отправит СЗВ-ТД в момент трудоустройства повара;
  • покажет директору в режиме онлайн выручку и средний чек, задержку подачи и продажи официантов.

Автоматизация ресторана, кафе, фастфуда

Все действия кассира — на видеоВсе действия кассира — на видео

Все действия кассира — на видео

Presto привязывает видео ко времени по чеку: что пробивали, отмены пречека, дали 1000 или 2000, сколько сдачи. Видео по любым спорным ситуациям вы найдете за пару кликов.

Подробнее

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее