Проект «Общественное питание»: каким заведениям грозит проверка
В начале 2024 года налоговая запустила проект «Общественное питание». Его цель — выводить из тени кафе, бары, рестораны и другие заведения, которые нарушают кассовое законодательство. Например, работают без онлайн‑кассы или с неправильной кассой, выдают только пречеки вместо кассовых чеков. Нарушения выявляет не только ФНС — пожаловаться может любой гость. Мораторий от проверки и штрафа тоже не спасет.
Рассказываем, какие заведения в зоне риска и какая им грозит ответственность.
Что в статье
Каким заведениям по закону не нужна онлайн‑касса
Работать без онлайн‑кассы могут всего три категории:
- Столовые в школах, университетах, колледжах и других учебных заведениях, которые кормят учеников, студентов и преподавателей во время занятий.
- Компании или ИП, которые работают в отдаленной или труднодоступной местности. В каждом регионе свой список деревень, сёл и других населенных пунктов. Утверждают и публикуют его местные власти.
- Самозанятые. Например, если у самозанятого точка в бизнес‑центре, где он продает обеды собственного приготовления, чеки он может выбивать через приложение «Мой налог».
Во всех остальных случаях онлайн‑касса необходима. Формат и масштабы бизнеса в таком случае роли не играют: любое заведение от мини‑кофейни to go до ресторанного холдинга должно купить, зарегистрировать, установить и использовать кассу при расчетах с покупателями.
В чем суть проекта ФНС «Общественное питание»
Проект «Общественное питание» ФНС России запустила, чтобы мониторить работу сферы HoReCa. Его глобальная цель — прийти к тому, чтобы все заведения работали легально: пробивали чеки с обязательными реквизитами через онлайн‑кассу и выдавали их гостям.
Параллельно у проекта есть другая задача — обучение потребителей и общественный контроль. Налоговая рассказывает, как должен выглядеть кассовый чек, и призывает проверять выданные чеки через мобильное приложение «Проверка чека».
За какими нарушениями следит налоговая
Распространенных нарушения два. Оба связаны с занижением официальных доходов.
Не выдают кассовый чек при внесении предоплаты. Это частая история в заведениях, где проводят банкеты и другие торжества. При заказе кафе или ресторан обязаны выдать чек на аванс или предоплату, а после того как внесут всю сумму — чек с признаком «полный расчет». Нарушители же вместо чека на аванс или предоплату выдают клиентам расписки или договоры, тем самым скрывая реальные суммы.
Гостю приносят только пречек или слип‑чек. Кассовый чек при этом не пробивают, «пронося» выручку мимо кассы. Пречек — это просто счет, который ресторан выставляет гостю. В нем прописаны заказанные позиции и общая сумма к оплате. Его печатают на принтере, подключенном к POS‑терминалу. Слип‑чек, он же эквайринговый чек, печатает банковский терминал, когда покупку оплачивают по безналу.
В отличие от кассового чека, ни пречек, ни слип не подтверждают факт оплаты и не имеют юридической силы. В них нет обязательных реквизитов, которые должны быть в фискальном документе. Так как они печатаются не на онлайн‑кассе, данные не уходят в налоговую — она не знает об их существовании.
Выдача пречека или слипа вместо кассового чека может быть махинацией конкретного сотрудника или политикой ресторана. Но ответственность в любом случае ложится на заведение.
Как налоговая вычисляет нарушителей
У налоговой есть три способа, которые помогают выявлять серые схемы с чеками и выручкой.
Мониторинг данных о продажах. ФНС видит информацию обо всех чеках, которые заведение пробивает через онлайн‑кассу. Их автоматически анализирует и сверяет с налоговой отчетностью специальная система контроля ККТ. Любые неувязки могут привлечь внимание инспектора: например, слишком высокая доля наличных или безналичных платежей.
Общественный контроль. Любой потребитель может сообщить в налоговую, что ему не выдали в ресторане чек или выдали фискальный документ, который не прошел проверку на подлинность. Такие обращения — сигнал для ФНС, что заведение может использовать серые схемы.
Индикаторы риска. Всего их три:
- касса в кафе или ресторане 60 дней не выбивает чеки;
- больше 30% чеков, пробитых за 30 дней, — это чеки коррекции;
- в течение 30 дней больше чем для 30% чеков с признаком «приход» пробили чеки «возврата прихода».
Выявленные любым из трех способов нарушения для заведения могут обернуться документарной или выездной проверкой. Даже несмотря на мораторий, который действует в России до 2030 года. На первый раз инспекторы могут ограничиться предупреждением. Если компания или ИП после этого не начнет соблюдать закон, то рискует получить штраф.
Онлайн-касса для работы без нарушений
- Подберем модель с учетом специфики бизнеса
- Зарегистрируем в налоговой
- Подключим к ОФД
- Доставим и установим в точке продаж
Как штрафуют за нарушения
За нарушения кассовой дисциплины предусмотрена административная ответственность. Штрафные санкции прописаны в ст. 14.5 КоАП РФ, для ИП они традиционно меньше, чем для юрлиц. Разберем частые ситуации.
Кафе или ресторан работает без кассы: ее нет вообще, чеки не пробивают. ИП оштрафуют на 25–50% от суммы, которую заведение заработало «мимо кассы» (минимум 10 000 ₽). Юрлицо — на 75–100% от этой суммы (минимум 30 000 ₽). Если заведение продолжит работать без кассы после штрафа, а нелегальная выручка достигнет 1 млн ₽, могут приостановить деятельность на 90 суток.
В заведении есть онлайн‑касса, но ее не зарегистрировали в налоговой. Штраф для ИП — 1 500–3 000 ₽, для юрлиц — 5 000–10 000 ₽. Также штраф могут заменить предупреждением.
Гость оплатил счет, но ему забыли выдать или намеренно не принесли кассовый чек. Предупреждение или штраф: для ИП — 2 000 ₽, для юрлиц — 10 000 ₽. В случае если про чек действительно забыли, ошибку можно исправить: нужно пробить чек коррекции. Главное — сделать это как можно быстрее, пока нарушение не выявила сама налоговая.
Как избежать нарушений
Совет только один, самый очевидный: при любом заказе выдавать гостю кассовый чек. Пречеком или слипом заменять его нельзя. Важно донести это до всех сотрудников, которые работают с гостями: пожаловаться могут, даже если про чек банально забыли.
Как превратить кассу из «железа» в инструмент для развития бизнеса
Работа через онлайн‑кассу — обязанность практически для любого заведения общепита. Поэтому вопрос, покупать ее или нет, не стоит. Более актуальная проблема — выбрать кассу и не пожалеть. При выборе важно исходить из специфики бизнеса: количества позиций в меню, трафика в заведении и необходимости работать с алкоголем, маркированными товарами и мясомолочной продукцией. Основные рекомендации и оптимальные модели собрали в статье. А еще подготовили небольшой видеогайд и разобрали 5 главных ошибок при выборе.
Сама касса — это, по сути, «железо», которое пробивает чеки и отправляет их в налоговую. Выжать из него максимум поможет кассовая программа. Saby (СБИС) Presto — готовое решение, которое объединяет работу зала, кухни и кассы. Здесь администратор следит за онлайн‑бронированиями, официант принимает заказы за пару кликов, повар отмечает готовность блюд, бухгалтер‑калькулятор рассчитывает запасы и сравнивает цены у поставщиков, а владелец видит полную картину своего бизнеса. Вот, к примеру, несколько полезных фишек для руководителя:
💸 Управление финансами. Saby мониторит движение денежных потоков, анализирует выручку и показывает динамику продаж. Например, можно сравнить с показателями за прошлый год или месяц, чтобы оценить, как отрабатывает новое меню или запущенная акция. Руководитель всегда в курсе всех доходов и расходов.
📊 Анализ конкурентов. Система сравнивает выручку и средний чек с показателями по рынку. Это показывает, как бизнес себя чувствует относительно других заведений конкретного региона или всей страны, и подсвечивает точки роста.
👨🍳 Контроль сотрудников. Программа следит за всем: когда работники открывают и закрывают смены, делают возвраты и удаляют позиции из чеков. Это помогает в борьбе с махинациями и воровством.
Онлайн-мониторинг бизнеса в Saby (СБИС)
- Система проследит, чтобы все кассы работали без сбоев
- Напомнит, что пора менять фискальный накопитель
- Сообщит об ошибках в чеках, чтобы сразу их исправить и избежать санкций от налоговой