Как оформить уголок потребителя в розничном магазине

юрист

Разобрали, в каждом ли магазине должен быть уголок потребителя, какой важный документ там теперь не обязательно размещать и всегда ли «уголок» — это стенд на видном месте.

Всё про уголок потребителя

📝 Что такое уголок покупателя в магазине

Это набор документов с основной информацией о регистрации торговой точки и некоторые нормативные акты. Чаще всего его оформляют как стенд на стене, но это не единственный вариант (какие есть еще — разберем дальше).

❓ Обязателен ли этот уголок

Да, обязателен. И неважно, кто владеет магазином (ООО или ИП) или какой формат у торговой точки (магазин у дома, павильон или супермаркет) — правила одинаковы для всех. Розничные магазины — это продавцы. Поэтому они обязаны информировать посетителей о режиме и особенностях работы, а также нормах и правилах в сфере торговли. Эти сведения должны быть доступны каждому покупателю.

📕 Какие нормативные акты обязывают организовать уголок

  1. Закон о защите прав потребителя (№ 2300‑1)
  2. Правила торговли (утв. Постановлением Правительства № 2463)
  3. Статья 495 ГК РФ (об информировании покупателей о товаре)

Какую информацию размещать в уголке потребителя

Есть обязательные сведения, которые должны быть доступны покупателям розничной точки. Помимо них можно добавлять в уголок и другую важную информацию.

  • ✅ Сведения о продавце — обязательная информация. Она включает (ст. 8, ст. 9 Закона № 2300‑1):

    • фирменное наименование магазина;
    • его адрес и режим работы;
    • данные о регистрации — свидетельство о госрегистрации или лист записи в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на налоговый учет (но свидетельство ИНН размещать необязательно — оно как дополнительный документ, который подтверждает регистрацию);
    • сведения о лицензировании, например о лицензии на продажу алкоголя: номер, срок действия, выдавший орган.

    Региональные власти могут устанавливать свои требования к уголку потребителей, и, в частности, к информации о продавце. Поэтому прежде чем открыть магазин, уточните локальные правила в местной администрации или департаменте торговли.

    Какую информацию о продавце надо размещать в уголке потребителя
  • ✅ Нормативные акты в сфере торговли — обязательная информация. Необходимо разместить в уголке покупателя:

    Не обязательно, но можно приложить другие нормативные акты, которые могут быть полезны покупателю. Например, закон о торговле № 381‑ФЗ или постановления правительства о маркировке товаров, которые вы продаете.

    Резюмируем: список обязательных документов для уголка потребителя в магазине

    1. Фирменное наименование магазина, адрес и режим работы
    2. Свидетельство о госрегистрации ООО или ИП
    3. Лицензии (на продажу алкоголя или других товаров)
    4. Закон о защите прав потребителя
    5. Правила торговли (Постановление № 2463)
  • ✅ Средства измерения — обязательны, но можно их разместить не в уголке потребителя (п. 4 Правил торговли). Они нужны для проверки покупателем цены, веса, объема и качества товаров. Например, контрольные весы, метр или овоскоп для яиц.
  • Сведения о товарах — необязательная информация. Но если у вас есть такие данные, их также можно выложить в открытый доступ:

    Дополнительная информация для размещения в уголке покупателя в магазине

    Если продаете в магазине б/у товары, обязательно сообщите об этом покупателям. Укажите, в каком состоянии находится товар, устраняли ли в нем дефекты и недостатки, есть ли следы использования.

  • ➕ Иная не обязательная информация. Это дополнительные данные, они не обязательны к размещению. Но наличие этой информации имеет значение для покупателей — формирует их лояльность и помогает избежать ненужных жалоб.

Можете разместить в уголке потребителей магазина:

  • 📔 Книгу отзывов (жалоб) и предложений. Ее наличие в магазине отменили с 1 января 2021 года, но многие покупатели по старинке требуют книгу жалоб у продавцов. Рекомендуем держать книгу в уголке потребителя и предоставлять ее по просьбе покупателей. Так вы подстрахуете себя от споров и объяснительных в Роспотребнадзор.
  • 📑 Санитарные правила. Если говорим про уголок потребителя в магазине продуктов, там можно разместить санитарно‑эпидемиологические нормативы. Например, СП 2.3.6.3668‑20 об условиях деятельности торговых объектов или СП 2.1.3678‑20 для продавцов товаров.
  • ☎️ Адреса и телефоны экстренных служб. Разместите телефоны полиции, скорой помощи, МЧС, службы газа — всех, кто могут понадобится в чрезвычайной ситуации.
  •  Адреса и телефоны контролирующих организаций в сфере торговли. Укажите контакты местных Роспотребнадзора, службы по надзору здравоохранения, общества защиты потребителей.
  • 🔥 Правила пожарной безопасности. Но обязательно должен быть вывешен план эвакуации в случае пожара.
  • 🔔 Информация об обслуживании вне очереди отдельных категорий покупателей — пенсионеров, инвалидов, беременных, покупателей с детьми.

Вся информация в уголке потребителя должна быть на русском языке. Если в регионе принят второй государственный язык или родной язык народов РФ, вы можете продублировать сведения и на них. Например, на двух языках официально разговаривают в Татарстане, Башкортостане, Карелии, Дагестане, Якутии.

Как оформить уголок потребителя в розничном магазине

Владелец магазина сам решает, как оформить уголок потребителя в магазине. Не обязательно выделять угол в магазине и расставлять там документы. Внешний вид и расположение «уголка» в магазине никак не регулируются.

Можно сделать информационный стенд с прозрачными карманами для бумаг или собрать папку с основными документами. Главное — чтобы вся обязательная информация была размещена и доступна для покупателей (ст. 9 Закона № 2300‑1).

Где должен висеть уголок потребителя в магазине. Место нужно выбрать так, чтобы покупателю было удобно самому ознакомиться со всеми документами (ст. 10 Закона № 2300‑1).

Часть обязательной информации размещается на вывеске магазина. Там указывают название, адрес, режим работы торговой точки (ст. 11 Закона № 2300-1). Дублировать эти сведения в уголке потребителя внутри магазина не обязательно.

Если продавец торгует не в самом магазине, а во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, у него также должен быть уголок потребителя. В таком случае лучше собрать документы в папку и положить ее так, чтобы каждый покупатель смог ее взять и просмотреть (п. 3 ст. 9 Закона № 2300‑1).

Управляйте магазином в Saby (СБИС) и не теряйте деньги

  • Аналитика продаж и расходов
  • Бонусная программа и гибкая настройка акций
  • Контроль сотрудников и журнал опасных операций
  • Встроенный ЭДО, ОФД, работа с госсистемами
  • Приложение для руководителя

Чем грозит магазину отсутствие уголка потребителя

Если в магазине нет уголка потребителя — это прямое нарушение Закона № 2300‑1 и Правил торговли № 2463. За это предусмотрена административная ответственность (ст. 14.5 КоАП РФ):

  • ИП — предупреждение (за первое нарушение) или штраф от 1 500 до 2 000 ₽;
  • директору магазина — от 3 000 до 4 000 ₽;
  • юрлицу — от 30 000 до 40 000 ₽.

Кто проверяет уголок потребителя в магазине. Выявляет нарушение и выписывает штраф местный Роспотребнадзор. О нарушении РПН узнает из жалоб и заявлений потребителей или при проверке магазина. Но по правилам, прежде чем обращаться в контролирующие органы, покупатель должен написать требование или претензию продавцу. Если потребитель сразу же обратился в РПН, его жалобу рассматривать не будут.

Если получили требование по уголку потребителя от покупателя, вы обязаны на нее ответить (п. 5 Правил № 2463). Иначе это станет основанием для жалобы в РПН. Отнеситесь к претензии внимательно: посмотрите, какую информацию просит предоставить потребитель. Если она не относится к обязательной, напишите об этом в своем ответе, а дальше — приведете в письме те данные, которые ему нужны. Так вы заблаговременно урегулируете конфликт и не нарушите порядок претензионной работы.

А вот если проигнорировать обращение и не удовлетворить претензию, у покупателя появится полное право обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя (ст. 17 Закона № 2300‑1). Кроме того, в суд могут подать и должностные лица Роспотребнадзора, прокуратуры, местного объединения потребителей — представители тех органов, куда пожаловался покупатель (ст. 46 ГПК РФ). И в случае победы потребителя магазину придется заплатить положенный штраф, оплатить собственные издержки и компенсировать судебные издержки покупателя.

🙅‍♀️ Взыскание можно оспорить — если других нарушений, кроме отсутствия какой‑либо информации в уголке потребителя, в магазине не выявили. Но при условии, что информационный стенд или папку оперативно дополнили необходимыми сведениями.

Пример из судебной практики. РПН проверял магазин и установил, что до покупателей не довели сведения о лицензии на алкоголь, сроке ее действия и выдавшем органе. Также в уголке потребителя не было Правил торговли. Суд согласился с тем, что продавец нарушил требования закона, но решил, что малозначительность нарушения и степень общественной опасности позволяет освободить магазин от штрафа (ст. 2.9 КоАП РФ). Вся алкогольная продукция продавалась в магазине легально — продавец предоставил все необходимые документы и сертификаты. Недоброкачественных товаров в торговой точке также не обнаружили (Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2009 по делу № А65‑940/2009).

6 частых вопросов про уголок покупателя

  • Что именно РПН проверяет в уголке потребителя

    В первую очередь Роспотребнадзор смотрит на наличие:

    • вывески с названием организации или ФИО предпринимателя, адресом и режимом работы магазина;
    • данных о регистрации в открытом доступе — свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, лицензии;
    • Закона № 2300‑1 и Правил № 2463 в наглядной и доступной для покупателей форме.

    Книгу отзывов и предложений в магазинах представители РПН больше не требуют — они не вправе ее изъять или скопировать. Но могут проверить единообразие и оформление ценников. Там должны быть указаны название и цена за единицу товара, дата оформления ценника.

    Как сделать ценники без ошибок → читать статью

  • В каком виде оформить закон о правах потребителя

    Актуальная редакция Закона № 2300‑1 должна входить в состав обязательной документации уголка потребителя. Его можно распечатать из интернета (лучше всего — из правовых систем). Но специалисты РПН рекомендуют покупать печатное издание закона — его удобнее изучить покупателю и это гарантирует, что текст закона точный.

  • Может ли полиция наказывать за нарушения в уголке потребителя

    Да, может. Покупатели могут обращаться с жалобами не только в РПН, но и в местные отделения полиции. Ведомство рассматривает жалобы по розничным продажам:

    • автомобилей и мототехники;
    • драгоценных металлов и камней;
    • лекарств и медизделий;
    • бытовой химии;
    • алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • пива, пивных напитков и ряда других товаров.

    К примеру, розничный магазин, торгующий пивом, привлечен к ответственности за отсутствие уголка потребителя. Протокол об административном правонарушении по жалобе покупателя составили сотрудники ОВД (ст. 28.3 КоАП РФ).

  • Как часто нужно обновлять уголок потребителя

    Конкретных требований к срокам обновления документов в уголке потребителя в магазине нет. Но поскольку продавцы обязаны доводить до покупателей актуальную информацию и нормативы в сфере торговли, поэтому обновлять уголок надо сразу же после изменений Закона № 2300‑1 и Правил № 2463.

    ⚡ Если у магазина изменились владельцы, название, режим работы, сразу же обновите вывеску. Иначе будут штрафы по ст. 14.5 КоАП РФ.

    Проверять оснащение уголка потребителя рекомендуют раз в год. Это можно делать одновременно с годовой инвентаризацией, которую проводят в декабре перед закрытием финансового года.

  • Можно ли учесть расходы по оформлению уголка потребителя для снижения налогов

    Торговые организации на ОСНО могут учесть расходы на оформление уголка потребителя при расчете налога на прибыль, поскольку эти затраты связаны с основной деятельностью (п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 264 НК РФ). Главное — документально подтвердить расходы: приложить чеки, счета‑фактуры, товарные накладные, договоры купли‑продажи, подряда.

    Пример. Розничный магазин приобрел застекленный информационный стенд и пригласил рабочего для его установки. В расходах можно учесть и стоимость стенда, и оплату за работу по его размещению. А если купили печатное издание Закона № 2300‑1, затраты также можно учесть для налога на прибыль. Все эти суммы уменьшают налоговую базу и снижают налог на прибыль.

    То же самое касается организаций и ИП на УСН. Если основная деятельность налогоплательщика на упрощенке «Доходы минус расходы» — розничная торговля, при расчете налога на УСН можно учесть расходы на оформление уголка потребителя (ст. 346.16 НК РФ). К примеру, в расходах учитывают покупку стенда и наполнение уголка, изготовления вывески с основной информацией о магазине, затраты на их установку и проч. Эти затраты также уменьшают налогооблагаемую базу и налог на УСН к уплате.

  • Нужен ли уголок потребителя самозанятым, которые занимаются торговлей

    Самозанятые могут продавать безакцизные и немаркированные товары собственного производства (ст. 4 Закона № 422‑ФЗ). Если самозанятый торгует собственными товарами, он обязан оформить уголок потребителя и довести до сведений покупателей всю обязательную информацию. Никаких исключений нет. Но поскольку у самозанятых нет свидетельств о госрегистрации или лицензий, уголок потребителя у них будет состоять из справки о постановке на учет (ее можно сформировать через «Мой налог») и нормативов в сфере торговли.

Получайте новые статьи на почту

Я соглашаюсь на обработку персональных данных и присоединяюсь к регламенту СБИС

Видеоматериалы по теме

Смотрите также