Использование геймификации в работе, HR и мотивации персонала
Игра приносит удовольствие и ощущение свободы, поэтому важна даже там, где, казалось бы, не до игр. Например, на работе. В статье расскажем, что такое геймификация рабочего процесса: как она помогает повышать эффективность сотрудников и достигать высоких результатов в бизнесе.
Что вы узнаете
- Что такое геймификация: как это работает, где применяется
- Основные задачи геймификации в HR
- Принципы геймификации в работе сотрудников: мотивация, статус, вознаграждение
- Когда надо внедрять геймификацию
- Как внедрить геймификацию
- Как избежать ошибок при внедрении геймификации
- Как отследить эффективность геймификации
- Преимущества и недостатки
- Внедрение и использование геймификации — пример компании «Тензор»
Что такое геймификация: как это работает, где применяется
Геймификация (от англ. слова game — игра) — это применение игровых механик (виртуальной валюты, интерфейсов, рейтингов, конкурсов) в неигровом контексте: на работе, в образовании, продажах. Цель — повысить мотивацию людей. Иногда можно встретить равнозначный термин «игрофикация».
Как это работает
В работе и обучении применяются принципы игры: человек получает награды за пройденные задания, повышает уровень. Сотрудник выполнил план или предложил успешную идею — заработал награду в виде виртуальной валюты, благодарственный значок от руководства или статус мастера. Например, в СБИС можно получать бейджи за проявление творческой инициативы, успешно проведенное мероприятие или решение сложной задачи.
Играя, человеку легче попасть в «состояние потока»: когда интересно, ничто не отвлекает и есть энергия продолжать. Геймификация — хороший способ повышения вовлеченности сотрудников в рабочий процесс. Исследования показывают, что с внедрением игровых механик она увеличивается в среднем на 60%, производительность — на 50%.
Где применяется
Принципы геймификации применяются везде, где работают и учатся люди: в маркетинге, в коллективе и воспитании. Дети получают очки в мобильных приложениях, если вовремя чистят зубы и сдают домашние задания. Взрослые зарабатывают скидки и статусы лучших друзей, когда покупают в одном магазине: в продажах принципы геймификации активно используют при работе с клиентами. Коллеги соревнуются в объемах прибыли, а работодатели принимают новичков, предлагая им проходить виртуальные квесты.
Основные задачи геймификации в HR
Геймификация в управлении персоналом быстро стала трендом: мотивировать сотрудников с помощью игр оказалось более чем эффективно, особенно с распространением мобильных и веб-приложений. Принцип геймификации в HR поможет решить 4 главные задачи:
- Повысить эффективность сотрудников. Скука — один из главных врагов эффективности. Когда в рутинные задачи добавляется элемент игры, людям становится интереснее, растет вовлеченность.
- Адаптировать и обучать новичков. Новые сотрудники быстрее привыкают к месту и коллективу: геймификация в обучении персонала снимает лишнее напряжение, запоминать новое становится проще.
- Мотивировать и удерживать персонал. Благодаря использованию геймификации лояльность сотрудников к компании растет: когда людям интересно работать, их уже не так легко переманить в другое место.
- Искать лучших кандидатов. Геймификация проникла и в рекрутинг: во многих фирмах соискатели получают задания в виде тестов, решают виртуальные головоломки и даже проходят игры в виде симуляторов работы в будущем офисе. Это помогает быстрее найти самых активных и прогрессивных.
Некоторые компании для решения HR-задач уже используют технологии виртуальной реальности: соискатели надевают VR-очки, чтобы пройти собеседование и поближе познакомиться с компанией, новички — чтобы быстрее изучить офис и освоить базовые задачи. Также с помощью технологий виртуальной реальности отрабатывают порядок действий при экстренных ситуациях: например, при пожаре или поломке оборудования.
Принципы геймификации в работе сотрудников
Мотивация
Чтобы игра мотивировала, она должна обещать удовольствие: призы, деньги, комфорт. В противном случае поддерживать интерес будет сложно. Помните, что использование геймификации сработает только тогда, когда обеспечены базовые потребности: регулярно выплачивается зарплата, предоставлены хорошие условия труда.
Важно, чтобы геймификация в мотивации персонала была добровольной: если игра превращается в обязанность, интерес к ней пропадает. Игровые элементы должны дополнять, но не заменять рабочие задачи. Например, в СБИС сотрудники могут соревноваться не в скучных таблицах, а в виртуальных гонках. Обогнал коллегу по числу продаж — вышел в лидеры гонки и занял почетное место на пьедестале.
Статус
Признание — один из главных элементов геймификации. В реальной жизни все так же, как в компьютерных играх: прокачиваешь своего персонажа — растешь в статусе. Только теперь этот статус видят коллеги и начальство. Порой это мотивирует больше денег, особенно при высокой зарплате.
Негативные статусы тоже работают: например, в некоторых компаниях дают порицательные значки за опоздания. Статистика показывает, что с их появлением опаздывать действительно начинают реже: красные значки раздражают сотрудников, особенно потому что их видят коллеги.
Вознаграждение
В детстве за игровые достижения мы зарабатывали золотые монеты и заповедные земли, сегодня получаем виртуальную валюту, которую можно обменивать на вещи и другие призы. Например, можно заслужить внеплановый выходной или увидеть себя на доске почета компании. И, конечно, заработать премию.
В СБИС есть виртуальная валюта, которую можно получать за хорошую работу, копить и дарить друг другу, а потом обменивать на сувенирную продукцию в магазине подарков.
Когда надо внедрять геймификацию
Использование геймификации подойдет не каждой компании. Для молодых сотрудников это может быть более актуально: они не зря росли на видеоиграх. Совсем исключать пользу игрофикации для людей среднего и даже пожилого возраста нельзя, игре все возрасты покорны. Но представители старшего поколения могут отнестись к игрофикации скептически.
Итак, геймификация в работе поможет вашему бизнесу:
- Если в вашей компании высокая текучесть кадров при стабильной зарплате и хороших условиях труда.
- Сотрудники систематически не выполняют планы, работают неэффективно, без интереса.
- Коллеги плохо ладят между собой, не развита корпоративная культура.
Геймификация рабочего процесса поможет решить и внешние задачи (повысить продажи компании), и внутренние (повысить эффективность и мотивацию сотрудников).
Как внедрить геймификацию
Как и любой сложный процесс, геймификацию нужно разбить на несколько этапов, уделив особое внимание подготовке к внедрению. Процесс занимает в среднем от 3 месяцев до года.
1. Определите цель игрофикации
Поймите, в каких бизнес-процессах должны помочь игровые механики: увеличить продажи у менеджеров, выявить лидеров для руководящих позиций, обучить новичков. Четко пропишите задачи, которые должна решать геймификация, для каждого отдела и должности.
2. Свяжите цели с конкретными показателями
Цель должна быть такой, чтобы ее можно было измерить. Например: повысить KPI менеджеров по продажам на 15%. В зависимости от цели будет определяться подход. Например, для программистов лучше работают решения, связанные с признанием и статусом, а в продажах — с вознаграждением. Для увеличения KPI отлично подходят гонки. Можно разработать виртуального помощника, который будет напоминать сотрудникам о целях на месяц и достигнутых результатах.
В СБИС есть виртуальный помощник, который помогает сотрудникам вовремя справляться с задачами: он появляется каждую неделю или через каждые 10% плана, чтобы поддержать или напомнить, что нужно работать быстрее.
3. Составьте портрет пользователей
Поймите, кто будет применять механики геймификации в своей работе. Определите:
- сколько сотрудникам лет;
- какими задачами они занимаются;
- как справляются с проектами сейчас и в чем им нужно помочь.
Пусть руководители отделов проведут опрос среди подчиненных: чего им не хватает в работе, что мешает, что хотелось бы изменить?
4. Подберите игровые механики
В зависимости от выбранных задач, вы можете использовать:
- систему рейтингов, когда сотрудники соревнуются между собой в объемах продаж, по количеству закрытых сделок, приведенных клиентов или любым другим показателям;
- систему достижений, когда сотрудники получают бонусные баллы, значки, виртуальные бейджи за выполнение заданий;
- квесты, когда сотрудники выполняют задачи в формате приключения, миссии или расследования.
Подходы можно комбинировать, главное соблюдать основные принципы геймификации: мотивацию, статус, вознаграждение. Продумайте сценарий: как сотрудник должен достигать цели, что получает в качестве вознаграждения, в каком виде это будет отражаться на сайте или в мобильном приложении. Помните о том, что вы создаете игру, а значит, она должна приносить положительные эмоции.
5. Внедряйте элементы геймификации постепенно
Определите бюджет и сроки, выберите исполнителей для разработки элементов игрофикации. Назначьте ответственного: этот сотрудник должен не только отвечать на все вопросы, но и поддерживать внимание к процессу, готовить людей к нововведениям.
Внедрять геймификацию на корпоративный сайт лучше всего частями: начать с самых важных элементов и протестировать их на группе пользователей. Так вы сможете быстрее исправить первые ошибки и не испортите впечатление от внедрения геймификации у сотрудников.
Как избежать ошибок при внедрении геймификации
- Продумайте все детали на этапе подготовки. Пропишите риски, распланируйте бюджет, назначьте ответственных. Подумайте над тем, что сработает именно в вашей компании, для ваших задач: не обязательно то, что сработало у конкурентов, приживется у вас. Ищите свой подход.
Не ждите мгновенных результатов. Разработка и внедрение геймификации могут занять от нескольких месяцев до года и даже больше: на этом этапе необходимо анализировать ошибки и мотивировать сотрудников применять новые игровые механики. Будьте готовы к тому, что не все сразу примут идею геймификации: новое всегда встречается с долей сопротивления. Именно поэтому нужен сотрудник, который будет объяснять людям преимущества игровых механик и вовлекать в процесс.
- Собирайте обратную связь от сотрудников. Идеально, если сотрудники могут отправлять пожелания и замечания через простые формы обратной связи на корпоративном сайте. Можно периодически рассылать работникам анкеты и спрашивать, нравятся ли им нововведения, чего не хватает, что мешает.
Как отследить эффективность геймификации
Помимо обратной связи, которая поможет понять общее отношение сотрудников к внедрению геймификации, оценить ее эффективность помогут конкретные цифры — показатели KPI. Проследите, как меняются ключевые показатели сотрудников и целых отделов после внедрения игрофикации: это поможет понять, в каких сферах вы попали в цель, а где требуется доработка игровых механик.
Проанализируйте, каких сотрудников больше мотивируют бейджи за хорошую работу и положительные отзывы клиентов, а на кого это никак не влияет. Это поможет правильно распределить усилия.
Преимущества и недостатки
+ | - |
---|---|
|
|
|
|
Внедрение и использование геймификации — пример компании «Тензор»
В IT-компании «Тензор» внедрение игровых механик началось с 2014 года: тогда в системе СБИС появились первые поощрения за хорошую работу. Благодарности мог выдать любой сотрудник, им можно было поставить лайк или дизлайк. Со временем поощрения совершенствовались: сегодня все сотрудники могут дарить друг другу благодарности, а бейджи со статусами (например, «Лучший продавец» или «Ценный кадр») назначают только руководители. Можно настроить систему так, чтобы при выполнении плана сотрудник автоматически получал виртуальный значок или бонус к зарплате.
Магазин подарков в СБИС можно создать свой: настроить виртуальную валюту, сделать каталог продукции, которую за эту валюту можно будет купить, например, корпоративная сувенирная продукция или несколько часов отгула. Для разных видов товаров и услуг можно выбрать разные виртуальные валюты.
Поддерживать интерес к достижению целей помогают рейтинги, которые сотрудники проходят в виде анимированных гонок, похожих на настоящую компьютерную игру. А виртуальный помощник следит за тем, чтобы планы выполнялись вовремя.
Геймификация в работе: коротко
- Геймификация простыми словами — это привнесение элементов игры в рабочие задачи.
- Примеры геймификации в компаниях: система рейтингов сотрудников, квесты при решении рабочих задач, получение бонусных баллов за сложные задания, выполнение плана и просто хорошую работу.
- Главные задачи: рост вовлеченности сотрудников в рабочий процесс, повышение эффективности. Также применяется геймификация в адаптации персонала: игровые механики помогают новичкам привыкать и учиться быстрее.
- Чтобы быстро внедрить элементы геймификации в своей компании — оставьте заявку на нашем сайте, и мы настроим систему под ваши задачи. Вам не придется тратить месяцы на разработку, в СБИС уже есть все базовые инструменты геймификации: рейтинги, поощрения, виртуальная валюта.