Новая версия ЕИС: обзор ключевых изменений
Федеральное казначейство адаптировало ЕИС под изменения законов о закупках. Некоторые новшества уже работают, а некоторые еще впереди. Рассказываем, на какие нововведения обратить внимание и каких изменений ждать от системы в ближайшее время.
Обзор изменений ЕИС
Казначейские автоплатежи
С 1 июля 2023 года федеральных заказчиков, которые оплачивают закупки через казначейство, обязали проводить автоплатежи. Региональных заказчиков подключили к сервису с 6 июля. Все госзаказчики смогут проводить автоплатежи с осени 2023 года, а с 1 января 2024 автоплатежи придется обязательно проводить по контрактам, которые включены в реестр контрактов по 44‑ФЗ (приказ Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н).
Сейчас для отражения факта оплаты в ЕИС заказчик вводит туда информацию вручную. Ожидается, что автоплатежи упростят работу по контракту — сведения о них загрузятся в ЕИС автоматически. На деле заказчикам придется быть более внимательными при заведении извещения о закупке, эти сведения подтянутся в систему при запуске автоплатежа. Несоответствия усложнят проверку целевого расходования бюджетных средств.
С электронной приемкой поставщик получит деньги быстрее — в течение 7 рабочих дней. Напоминаем, что срок оплаты по контракту при приемке на бумаге — 10 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).
Закрытие строительных контрактов
С 1 июля 2023 заказчики перестали применять универсальный передаточный документ при закрытии строительных работ в ЕИС. Теперь подрядчики вместо УПД оформляют акт выполненных работ по форме из приказа ФНС от 28.07.2022 № ЕД‑7‑26/691@. Правило работает для строительных контрактов, которые внесены в реестр контрактов после 3 июля 2023 года — в этот день ЕИС обновили до версии 13.2.
Учитывайте: если в работы включена поставка оборудования, которое подлежит прослеживаемости, придется выставить отдельный счет‑фактуру с реквизитами прослеживаемости.
Реестр контрактов по 44‑ФЗ
С 1 июля заказчики начали включать в реестр больше сведений при расторжении контракта по решению суда и о признании соглашения недействительным. Теперь в карточку контракта вносят ссылки на решение и прикладывают к карточке файл с документом. Искать решения по конкретным контрактам с помощью справочно‑информационных систем больше не нужно.
Обжалование закрытых тендеров
Новая версия ЕИС дает возможность обжалования закрытых электронных закупок по аналогии с открытыми тендерами. Для подачи жалобы через ЕИС поставщику потребуется выбрать тип жалобы — по открытой или закрытой электронной процедуре. Учитывайте:
- подать жалобу может только участник, которому открыт доступ к закупочной документации;
- предквалификация закрытой жалобы возможна при размещении тендеров на заключение закрытых/открытых контрактов по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ;
- информация об обжаловании закрытого тендера не публикуется в открытой части ЕИС;
- ознакомиться с жалобой в ЛК участника закупок могут только пользователи, у которых есть такие полномочия;
- результаты контроля по закрытым жалобам не публикуются в открытой части ЕИС;
- гиперссылки из жалобы ведут в закрытую часть сайта.
С 1 января 2024 года возможность обжалования закрытых электронных тендеров в ЕИС превратится в обязанность — подать жалобу по таким закупкам другим путем не получится.
Интеграция ЕИС и «Честного знака»
Новая версия ЕИС позволяет указать в документе о приемке сведения о маркировке товаров поэкземплярно или в объемно‑сортовом разрезе. В последнем случае сведения о маркировке заполняются в формате: [02][GTIN][37][количество]. Рекомендуем внимательно вносить сведения в систему: если в документе о приемке будет допущена ошибка, «Честный знак» не зарегистрирует выбытие продукции из оборота.
С 1 октября 2023 года поставщики смогут указывать в ЕИС при электронной приемке сведения о маркировке товаров, для которых недавно введена обязательная маркировка:
- БАД,
- кресла-коляски,
- ортопедические изделия,
- антисептики.
С 1 декабря 2023 аналогичная возможность предусмотрена для поставщиков безалкогольных напитках в стекле и пластиковой таре.
С 1 марта 2024 такая возможность появится у поставщиков:
- безалкогольных напитков в банках;
- прочих медизделий из ПП от 31.05.2023 № 894.
С 1 июня 2024 года сведения о маркировке в ЕИС при электронной приемке продукции смогут вносить поставщики:
- соков и нектаров,
- растительного молока,
- компотов,
- иных безалкогольных напитков.
После нововведений поставщикам придется оперативно вносить сведения о маркировке по расширенному списку продукции — в противном случае заказчик не сможет утвердить документы о приемке в ЕИС.
Переход к цифровому контракту по 44‑ФЗ
17.07.2023 стартовал пилотный проект Федерального казначейства по переходу к цифровому контракту, первый этап которого — описание характеристик закупаемых товаров в структурированном виде (360‑ФЗ от 02.07.2021, 420‑ФЗ от 04.11.2022). На основе структурированного извещения, подготовленного заказчиком, поставщики смогут подавать структурированные заявки. Данные из заявки в дальнейшем перекочуют в подготовленный заказчиком по итогам тендера цифровой контракт.
Структурированное извещение
С 1 октября 2023 года заказчикам придется указывать характеристики товаров и товарные знаки в структурированном виде с помощью ЕИС и уточнять их в приложенному к извещению описанию объекта закупки (Постановление Правительства от 31.10.2022 № 1946, Постановление Правительства от 08.02.2017 № 145, письмо Минфина России от 25.09.2023 № 24‑03‑09/90944). Правило будет действовать для всех электронных закупок. До этого срока подготовка структурированного извещения возможна по согласованию с казначейством.
Структурированная заявка
Пока для подачи заявки поставщики прикладывают к ней отдельный файл с предложением о поставке продукции — в нем указывают конкретные показатели товара.
С 1 октября 2023 поставщики начнут формировать структурированные заявки на основе извещений. При подготовке такой заявки поставщик укажет конкретные показатели товара, товарный знак, страну‑изготовителя, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, с учетом значений из извещения, что снизит риск возникновения ошибок (Постановление Правительства от 08.06.2018 № 656).
Структурированный контракт
Заказчики вручную переносят параметры продукции из тендерной заявки в проект контракта и прикладывают его к карточке соглашения в ЕИС, из‑за чего могут возникать ошибки. Когда ЕИС автоматизирует подготовку проекта, система сама начнет переносить из заявки в цифровой контракт:
- описание продукции;
- страну происхождения;
- реквизиты счета поставщика.
Заказчику останется нажать на кнопку и отправить готовый проект на подписание поставщику, а поставщику — проверить его подписать.
Переход к цифровым контрактам пройдет в несколько этапов:
- С 1 октября 2023 заключение цифрового контракта по итогам тендеров — право, а не обязанность.
- С 1 апреля 2024 заключение цифрового контракта по итогам тендеров — уже обязанность.
С 1 июля 2024 заключение цифрового контракта с ед. источником становится:
- правом в закупках у ед. источника по пунктам 1, 10, 13–21, 26, 28, 30, 33, 35–37, 40, 41, 46 (кроме соглашений с физлицами) части 1 статьи 93 44‑ФЗ;
- обязанностью в закупках у ед. источника по пунктам 2, 6, 11, 12, 28.1, 54, 55 части 1 статьи 93 44‑ФЗ.
- С 1 июля 2024 года изменение и расторжение контрактов по электронным закупкам с помощью ЕИС станут обязательными.
Машиночитаемая доверенность (МЧД)
МЧД для госзакупок поставщики начали формировать в единой информационной системе (ЕИС) с 2 октября 2023 года. До 31 августа 2024 года продлится переходный период — в это время еще можно будет подписывать документы ЭП физлица с реквизитами фирмы, которые выпущены до 1 сентября 2023 года. В сентябре 2024 года заработают блокирующие контроли доверенностей со стороны ЕИС, которые на время переходного периода отключены. Это значит, что подписать ЭП на физлицо с реквизитами фирмы без МЧД в ЕИС не получится.
Как выпустить машиночитаемую доверенность (МЧД) в ЕИС:
Шаг 1. Войдите в личный кабинет системы, перейдите на вкладку «Администрирование» и выберите пункт «Пользователи организации».
Шаг 2. Перейдите в регистрационные данные сотрудника, выберите права доступа пользователя и нажмите на кнопку «Сохранить».
Права доступа, которые требуют наличия МЧД, отображаются с иконкой, а которые не требуют — без нее.
Шаг 3. Выберите в уведомлении пункт, где сказано, каким образом назначаются полномочия.
- Шаг 4. Проверьте правильность данных в МЧД — большая часть из них загрузится в форму доверенности из ЕИС.
Шаг 5. Подпишите машиночитаемую доверенность и нажмите на кнопку «Разместить» — после этого она появится в ЕИС.
Независимый видеорегистратор
В единой информационной системе (ЕИС) и на специализированных торговых площадках для закрытых торгов с января 2024 года стал работать ГИС «Независимый регистратор» (104‑ФЗ от 16.04.2022). С ним участникам тендеров станет проще доказывать свою правоту. Система фиксирует действия всех участников закупки, а ее данным доверяет ФАС.
Интеграция СБИС и ЕИС
Когда контракт заключен по итогам электронного тендера по 44‑ФЗ, поставщик обязан загрузить закрывающие документы в ЕИС — так проходит приемка товара в электронном виде. Компания «Тензор» запустила сервис «Интеграция с ЕИС. Поставщик», который упрощает электронное актирование. Сервис автоматизирует загрузку документов о приемке в ЕИС, что ускоряет завершение сделки, снижает риск опечаток и помогает централизованным бухгалтериям контролировать подписание документов и оплату.