Синдром самозванца: как помочь сотрудникам чувствовать себя на своем месте
Знаете вы или нет, но кое-кто из ваших лучших сотрудников страдает от синдрома самозванца. Такова статистика: до 70% людей периодически ощущают, что не заслуживают успеха, который имеют. Чем это опасно и как помочь сотрудникам чувствовать себя комфортно на своем месте, расскажем сегодня.
Что вы узнаете
Что такое синдром самозванца
Синдром, или феномен самозванца — это психологическое состояние, при котором человек считает свои достижения незаслуженными, приписывает их удачному стечению обстоятельств. Ему постоянно кажется, что он недостаточно компетентен и занимает свою должность по ошибке. Он может вполне адекватно оценивать свои способности, но испытывает вину и стыд, когда его хвалят или повышают в должности.
Считается, что синдром самозванца не связан напрямую с депрессией или низкой самооценкой. Возможно, причина в том, что человека в детстве обесценивали родители, а может, повлиял неудачный прошлый опыт на работе. Как бы то ни было, по иронии судьбы синдромом самозванца чаще страдают хорошие специалисты. Объясняется это тем, что люди менее квалифицированные просто не могут увидеть неполноту своих знаний, а значит, кажутся себе достаточно компетентными («эффект Даннинга-Крюгера»).
Чем опасен феномен самозванца
Синдром самозванца мешает людям хорошо справляться со своей работой. Человек может быть высококлассным специалистом, но, чувствуя себя недостойным своего места, подсознательно начинает работать так, чтобы это мнение подтвердилось:
- Одни так боятся совершить ошибку, которая их «раскроет», что начинают прокрастинировать и делают все в последний момент. В итоге качество работы страдает.
- Другие изо всех сил хотят доказать, что чего-то стоят, пытаясь довести работу до совершенства. В итоге тратят слишком много времени, сил и, как следствие, выгорают.
- Третьи боятся браться за серьезные проекты и переходить на более высокую должность, годами застревая на одном месте и не реализуя свои таланты из-за страха неудачи.
Как помочь сотрудникам преодолеть синдром самозванца
Конечно, справиться с синдромом самозванца — задача самого сотрудника. Но организационная поддержка поможет минимизировать проявления синдрома. Другими словами, в компании можно создать такую среду, в которой сотрудники будут гораздо меньше страдать от синдрома самозванца и справляться с ним быстрее.
Обратная связь. Лучший способ справиться с синдромом самозванца — говорить о нем. Ловушка в том, что люди боятся признаться в своих чувствах, опасаясь «разоблачения». Получается замкнутый круг. Помогает понимание, что неуверенность в своих компетенциях периодически испытывают почти все.
Хорошо, если в вашей компании установилась спокойная и дружелюбная атмосфера, в которой сотрудники не боятся просить о помощи, обсуждать проблемы с коллегами и наставниками. Также вы сильно поможете, если расскажете об этом на корпоративном портале. Или проведете опрос и выясните, знают ли ваши сотрудники о синдроме самозванца? Настройте опрос, дав сотрудникам возможность пройти его анонимно.
Рейтинги. Человек с синдромом самозванца склонен обесценивать свои достижения. Даже если за его плечами множество успешных проектов, ему кажется, что во всем этом нет его особой заслуги или что сделано не так уж и много.
СБИС поможет сотрудникам увидеть свои достижения, а еще — почувствовать себя настоящим лидером. Для этого разработана система рейтингов. Можно настроить рейтинг, выбрав в качестве критериев показатели KPI, число заработанных поощрений или даже количество хороших отзывов в социальных сетях. Систему не обманешь: если ты стал лидером — в этом точно нет ошибки.
Поощрения. Благодарности — хороший способ показать сотруднику, что он важен и полезен компании. Если признание становится частью корпоративной культуры организации, то синдрому самозванца расцветать гораздо сложнее.
В СБИС каждый может подарить коллеге виртуальное «спасибо», а руководитель — выдать бейдж или за несколько кликов оформить премию. Награды навсегда остаются в карточке сотрудника и видны всем пользователям системы.
Прозрачные бизнес-процессы. Человеку с синдромом самозванца просто необходимо видеть, что он не единственный, кто отвечает за успех проекта. И если он допустит ошибку, мир не рухнет.
В СБИС легко организовать работу над любой задачей, указав ответственных за каждый этап. Все действия сотрудников сохраняются в ленте задачи: комментарии, прикрепленные документы, информация о сделанных звонках, потраченном времени, результатах работы. Если что-то пойдет не так — легко понять, на каком этапе была сделана ошибка.
Итог
Главное, что нужно знать человеку, испытывающему синдром самозванца, — боятся все. Неважно, насколько успешными и самоуверенными выглядят люди в твоем окружении. Просто делай, что должен. Ты оказался здесь не случайно, к этому привела длинная цепочка шагов. Если допустишь ошибку — придет и понимание, как ее исправить. До сих пор ты справлялся!
Главное, что нужно знать руководству компании, — боятся все. Поэтому не стоит держать людей в страхе, требуя совершенных результатов с первого раза. Давайте сотрудникам право на ошибку — в конечном счете, это сократит количество ошибок. Проговаривайте проблемы. Будьте добрее.