Удерживать сотрудников в компании — кого и как нужно?

«Если любишь — отпусти»? Даже руководствуясь этим принципом в личной жизни, в отношении своих сотрудников придется выбирать другой путь. Чтобы ценные кадры оставались в компании надолго, придется освоить методы удержания персонала. Что это такое и как работает — расскажем сегодня.

Что вы узнаете

Что такое удержание сотрудников

Удержание персонала — это комплекс мер, направленных на поддержание интереса и вовлеченности сотрудников в рабочий процесс. Все просто: чем людям комфортнее работать в вашей компании, тем меньше хочется уходить. Удержание сотрудников должно быть частью корпоративной культуры — то есть методы удержания персонала необходимо применять всегда, а не только тогда, когда текучесть кадров уже достигла критических масштабов.

Причины текучести кадров

Прежде чем понять, как удержать сотрудников, нужно разобраться в том, почему они уходят. Главных причин три:

  • неудовлетворенность заработной платой;
  • невозможность подняться по карьерной лестнице, проявить инициативу;
  • токсичная среда и плохие отношения с работодателем.

Только понимая проблемы и потребности людей, вы сможете сократить текучку и удержать ценных сотрудников на долгий срок. Подробнее про текучесть сотрудников в организации читайте в статье.

Каких сотрудников нужно удерживать?

Считается, что сотрудники в любой организации делятся в следующих пропорциях:

  • 20% — ключевые сотрудники, лучшие кадры. Они двигают ваш бизнес вперед. На них охотятся конкуренты. Их сложно заменить. Самые эффективные, продуктивные и креативные кадры. Этих сотрудников нужно стараться удержать в первую очередь — их уход напрямую сказывается на прибыли компании.
  • 70% — золотая середина, исполнители. Опора производства. Этих сотрудников вполне можно заменять, но все-таки доучивать, повышать квалификацию и оставлять в компании выгоднее, чем набирать новых таких же.
  • 10% — «балласт», самые незамотивированные, слабые сотрудники. Таких работников следует постепенно заменять, не дожидаясь, пока они решат уйти сами.

Как удержать ключевых сотрудников в компании

Если по-настоящему ценный сотрудник пришел к вам с новостью о том, что получил выгодный оффер, — как ни странно, это еще не плохая новость. Значит, есть возможность договориться и удержать сотрудника от увольнения. Если бы все уже было решено окончательно, он положил бы документы на стол без лишних разговоров.

Важно понять мотивы человека: дело в более высокой зарплате? Ему предложили возглавить интересный проект? Он работал со сложным руководителем и устал от стресса? Поговорите с сотрудником и постарайтесь выяснить настоящие причины увольнения. Узнайте, с каким предложением пришли конкуренты, и составьте встречное предложение — контроффер.

Возможно, проблема даже не в вас и сотрудник хочет уволиться, например, из-за переезда. В таком случае можно обсудить удаленную работу или гибкий график. Может, человек слишком много работал и просто выгорел — попробуйте предложить длительный отпуск, во время которого можно перезагрузиться и еще раз все обдумать.

Иногда в процессе переговоров становится понятно, что сотрудника действительно лучше отпустить. Если человек уже потерял лояльность (другими словами — безнадежно устал от вашей компании или уже морально примкнул к другой), то любые методы удержания сотрудников сработают на нем ненадолго. Скорее всего, пройдет немного времени, и он все равно уволится.

5 способов, как удержать сотрудников от увольнения

Собирайте обратную связь. Многие увольнения можно предсказать и предотвратить, если следить за настроениями сотрудников. Всегда будьте внимательны, чтобы уход сотрудников не становился неожиданностью, которая бьет по карману компании и нарушает рабочие процессы.

В Тензоре сотрудники каждый год заполняют Анкету удовлетворенности, где делятся своими ощущениями от работы, пожеланиями и оценками. Под ней можно подписаться или остаться анонимным. Так служба персонала выявляет слабые места в работе компании, чтобы направить туда свое внимание и решить проблему.

В СБИС легко организовать опрос, собрав данные по нескольким параметрам. Респондентами могут быть ваши сотрудники или любые пользователи интернета. В системе уже есть несколько шаблонов опроса — вы можете добавить свои вопросы или создать новый шаблон.

Анкета удовлетворенности сотрудников в СБИС

Оперативно отслеживайте настроение в коллективе

Интерактивные опросы, мониторинг настроения и статистика по KPI в СБИС

Узнать больше

Следите за показателями. Нередко руководители, видя, что сотрудник не в духе, просят кадровых специалистов поговорить и выяснить причину. Определить уровень вовлеченности человека еще проще, ориентируясь на показатели KPI. Если эффективность работника постепенно снижается — это повод для вдумчивой беседы. Выясните, почему человеку стало неинтересно работать: виноваты домашние проблемы? Тяжелая обстановка в офисе? Или он давно хочет уйти на другую должность?

В СБИС легко отследить в динамике результативность не только конкретного сотрудника, но и любого отдела компании.

Результативность в динамике

Предлагайте достойное вознаграждение. Неудовлетворенность заработной платой по-прежнему остается причиной номер один в списке мотивов увольнения. Ценные работники справедливо не желают оставаться там, где их не ценят. Грамотные сотрудники, несколько лет получающие одну и ту же зарплату или застрявшие на одном месте, скорее всего, недовольны таким порядком вещей и присматриваются к другим работодателям.

Не забывайте про денежные поощрения: премии и бонусы за хорошо выполненную работу мотивируют работать лучше и повышают лояльность сотрудников. В СБИС можно в несколько кликов назначить премию за выполнение плана или любую творческую инициативу.

Бонусы в СБИС

Материальная и нематериальная мотивация в СБИС

Бейджи, достижения, навыки, корпоративная валюта, магазин подарков — все это и не только уже есть в СБИС

Узнать больше

Благодарите. Деньги — это важно, но далеко не все. Люди нуждаются в простом человеческом тепле — даже на работе. На работе особенно! Одно доброе слово может спасти целый рабочий день. Чем больше признания человек получает на работе, тем меньше ему хочется уходить.

В Тензоре есть своя корпоративная виртуальная валюта — сабики. Каждый месяц сотрудники получают по 3 сабика, которые можно дарить коллегам в качестве «спасибо». Поскольку количество «спасибо» ограничено, благодарность ценится особенно. Вы можете настроить в СБИС свою виртуальную валюту.

Благодарности в СБИС

Обучайте сотрудников. Ценные кадры всегда хотят расти и развиваться, и дальновидные работодатели должны это поощрять. Квалифицированный специалист принесет компании много пользы, а еще захочет подняться по карьерной лестнице, что само по себе сильно мотивирует. Помните: если ценному сотруднику некуда будет развиваться в вашей компании, он будет развиваться в другой.

Когда сотрудники Тензора хотят освоить или прокачать какой-нибудь навык для работы — компания оплачивает часть обучения. То же самое касается участия в семинарах и конференциях: компания компенсирует стоимость, а сотрудник готовит для коллег полезную презентацию.

Чем больше у сотрудника навыков, тем больший авторитет он имеет, тем более сложные задачи способен решать. В СБИС вы можете сами настроить список навыков для каждой должности, а система поможет проследить за их актуальностью. Когда навык нужно будет подтвердить, СБИС пришлет напоминание. А вы уже решите, нужно ли сотруднику подтверждать этот навык или стоит его отбросить и освоить другой.

Навыки в СБИС

Итог

Стремитесь к тому, чтобы удержание сотрудников было системным: методы удержания персонала должны являться частью корпоративной культуры компании, а не редкими вспышками бурной деятельности для предотвращения катастрофы. Будьте внимательны к нуждам и потребностям ваших работников, и удержание персонала перестанет быть сложной задачей.

Уменьшите текучку персонала с помощью СБИС

Поможем замотивировать сотрудников и вовремя заметить выгорание

Узнать больше

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее