Текучесть кадров: причины и пути устранения

Сотрудники уходят — это часть бизнеса. Сотрудники уходят повально — это повод задуматься. В какой момент частые увольнения становятся опасными для бизнеса? Можно ли рассчитать и предотвратить текучесть? Об этом поговорим сегодня.

Что вы узнаете

Что такое текучесть кадров

Текучесть кадров — это величина потерь персонала за определенный период, или скорость, с которой сотрудники уходят из компании.

Нормальная текучесть для организации — 3–6%.

Для разных отраслей и должностей норма текучести различается. Так, для менеджеров высшего звена цифра составляет всего 2% в год, тогда как низкоквалифицированные работники могут меняться постоянно: текучесть в 50% все еще считается нормой. В IT-сфере это максимум 10%, а в торговле 35% (хотя фактически может доходить почти до 100%).

Если при норме 6% текучесть в организации превышает 12% — стоит проанализировать причины увольнений и изменить что-то в вашем подходе к организации труда. Потому что высокая текучка — это убытки, простои в работе и трата ресурсов на обучение новых сотрудников.

Как выявить текучесть кадров

Для определения текучести существует формула:

Кт = Ку × 100% / С

Где Кт — коэффициент текучести кадров

Ку — количество уволенных сотрудников за определенный период

С — среднесписочная численность работников за этот период

Например, если за год из компании ушло 35 человек при среднесписочной численности 400 человек, то коэффициент текучести кадров за год = 35 × 100 / 400 = 8,75%.

Этот расчет покажет средний коэффициент текучести в организации. Но полного понимания ситуации такая цифра не даст. Для этого понадобятся и другие данные: например, как распределились увольнения по отделам и должностям, по каким причинам уволились люди, их средний стаж в компании и другое.

Рассчитать текучесть в вашей организации и посмотреть на нее в динамике поможет СБИС. Вручную считать не придется — система сама соберет данные и покажет их в удобной таблице. Нужно только указать параметры расчета: стаж, подразделения или должности.

Текучесть кадров в СБИС

Вести кадры в СБИС

Виды текучести кадров

Текучесть можно разделить на активную, или физическую (когда сотрудники увольняются сами) и пассивную (когда сотрудников увольняют по инициативе работодателя). Кроме того, выделяют следующие виды текучести:

  1. Естественная текучесть. Текучесть в 6% (до 30% в общепите, розничной торговле, гостиничном бизнесе) считается нормальной. Одни люди находят новое место, а другие уходят на пенсию. Такой процесс смены кадров не несет убытков бизнесу и даже полезен.
  2. Адаптивная текучесть. Сотрудники, которые ушли во время испытательного срока — были уволены или уволились сами. Норма текучести для новых специалистов доходит до 40%.
  3. Психологическая текучесть. По-другому такая текучесть называется скрытой и обозначает ситуацию, когда сотрудники остаются в компании, но мысленно как бы уже ушли — они недовольны организацией и работают без всякого желания.

Причины текучести кадров

Главные причины текучести персонала можно разделить на три большие группы:

  1. Неудовлетворенность зарплатой. Сюда же входят несвоевременные выплаты, сокращение бонусов и премий, штрафы. Около 46% людей увольняются по этой причине.
  2. Невозможность карьерного роста. Из-за неудовлетворенности своим положением в организации увольняется примерно 42% сотрудников.
  3. Стресс. Нагромождение обязанностей, недружелюбный коллектив, завышенные ожидания от сотрудника — все это действует на нервы и заставляет людей уходить. По данным страховых компаний, треть работников хочет уволиться из-за одного только стресса.

Еще одна причина связана с ошибками в решениях на этапе подбора персонала. В результате в компанию попадают люди, которые совсем не замотивированы в ней работать. Они исполняют свои обязанности формально и уходят, когда появляется более подходящий вариант. Или просто не справляются со своими задачами.

СБИС помогает полностью организовать работу отдела по подбору персонала — начиная с публикации вакансии на сайтах и заканчивая приемом на работу. Опишите вакансию — а система сама опубликует ее на сайтах и соберет отклики. А еще проанализирует работу отдела по подбору кадров: сколько провел собеседований и закрыл вакансий каждый сотрудник.

Работать с персоналом в СБИС

Как сократить текучесть персонала

  1. Не жадничайте. Люди — это капитал компании. От их знаний, умений и энергии зависит развитие бизнеса в целом. Не получая достойной оплаты, сотрудники начинают работать без инициативы и интереса. Самые перспективные уходят, молодых нужно долго учить. Замена одного работника обходится примерно в 50–60% его годового оклада.
  2. Покажите возможности роста. Может ли сотрудник дослужиться до начальника отдела? Что для этого нужно? Возможно, работник захочет отправиться на обучение, повысить квалификацию, взять на себя более сложные обязанности или поучаствовать в сложном проекте. Поощряйте инициативу. Хвалите за активность. Почти 30% уволившихся уходят из-за недостатка признания.
  3. Четко организуйте работу. Чем прозрачнее организована работа, тем меньший стресс испытывают сотрудники. Изучая вопросы вовлеченности, компания Gallup разработала анкету, основной вопрос которой звучит так: «Знаете ли вы, каких именно результатов от вас ожидают на работе?» Там, где сотрудники не знали, чего от них ждут, текучка была выше.

В СБИС легко организовать работу над любой задачей. Сложный проект можно разбить на подзадачи, назначить сроки и ответственных. Вся проделанная работа сохраняется в ленте событий.

Работать над проектами в СБИС

Видеоматериалы по теме

Смотрите также