Метод оценки персонала «360 градусов»

Есть показатели эффективности, которые легко измерить автоматически: например, посчитать общую сумму продаж за месяц, количество заключенных сделок или отзывы клиентов. Но как быть, если нужно понять, уважительно ли сотрудник общается с подчиненными, умеет ли спокойно справляться с непредвиденными трудностями, вдохновляет ли коллег? На помощь придет метод оценки персонала «360 градусов».

Что вы узнаете

Что такое метод оценки персонала «360 градусов»

Метод подразумевает круговую оценку (на 360 градусов), то есть сотрудника характеризуют со всех сторон: сверху (руководство), снизу (подчиненные) и с того же уровня (коллеги). В опросе участвуют люди, которые постоянно работают с этим сотрудником и могут дать полноценную обратную связь о его работе. При этом метод «360 градусов» для оценки персонала — не просто сбор отвлеченных мнений, а анкета с четко сформулированными вопросами.

Методика 360° — один из самых популярных инструментов оценки персонала в мире, хотя оценкой в привычном смысле его не назовешь. Почему? Потому что на его основе нельзя принимать решения об изменении зарплаты, повышении или понижении сотрудника. Зато результаты пригодятся для развития профессиональных качеств сотрудника, а значит, помогут ему стать эффективнее, лучше соответствовать своей должности, сгладить конфликты в коллективе.

Плюсы и минусы метода оценки 360 градусов

Плюсы:

  • Объективная оценка сотрудника. Поскольку опрос учитывает мнение множества людей, результат стремится к максимальной объективности: сложно представить ситуацию, когда ошиблись все сразу. Хотя нужно понимать, что итоговая оценка складывается из множества субъективных мнений.
  • Нравится сотрудникам и клиентам. Люди ценят, когда их мнение учитывается и на что-то влияет. Для самого оцениваемого методика 360° — наименее травматичный способ получить обратную связь о своей работе.
  • Помогает спланировать обучение. Оценка 360° дает понять, какие курсы и программы следует освоить сотруднику, чтобы быть лучшим специалистом для своей компании.

Минусы:

  • Не подходит для аттестации. Чтобы подтвердить квалификацию сотрудника, понадобится проводить экзамены и тесты. Оценка сотрудников по методике «360 градусов» в этом случае будет только дополнением.
  • Не подходит для анализа эффективности работника. Для этого стоит использовать показатели KPI.
  • Нужна подготовка. Люди из одной группы (коллеги, подчиненные) должны проходить опрос одновременно, чтобы последующие обсуждения не повлияли на результаты ответов. Затем необходимо обеспечить анонимность ответов. На разработку и анализ анкет придется потратить время.

Цели методики

Как мы уже сказали, оценка 360 градусов не подойдет для решений о кадровых перестановках или изменении оклада. Иначе велик риск, что опрашиваемые будут необъективны: одни начнут завышать оценку компетенций, чтобы помочь приятелю продвинуться по карьерной лестнице, другие — сводить счеты с тем, кто не нравится. Если коротко, то система оценки 360 градусов поможет решить следующие задачи:

Для руководства: оценить соответствие компетенций сотрудника занимаемой должности, грамотно спланировать обучение, чтобы раскрыть потенциал и увеличить эффективность специалиста. Выявить лидеров, способных взять на себя управление сложными проектами.

Для сотрудника: увидеть себя со стороны, скорректировать методы работы и вырасти профессионально. Сгладить или устранить конфликты в коллективе.

Принципы и правила оценки 360 градусов

  1. Анонимность. Опрашиваемые должны быть уверены, что никто не узнает, какие ответы они дали. В противном случае, опасаясь конфликтов и разборок, честно отвечать никто не будет. Результаты опроса также должны быть известны только самому опрашиваемому, его руководителю и кадровому специалисту, который анализировал анкеты.
  2. Правильный выбор опрашиваемых. Отвечать на вопросы для оценки 360 градусов должны только те люди, которые на постоянной основе работают с этим сотрудником и хорошо его знают.
  3. Грамотный отбор критериев оценки. Для сотрудника службы поддержки приветливость будет одним из главных профессиональных качеств, а для программиста нет. Обычно выбирают 5–7 базовых профессиональных и личностных качеств. Например, можно оценить коммуникабельность, способность к работе в команде, ответственность, инициативность, работоспособность.
  4. Прозрачность условий. Перед началом анкетирования объясните сотрудникам правила, цели и задачи опроса: люди должны четко понимать, что завышать или занижать оценки не имеет смысла и что никаких «карательных мер» за их ответы не последует.

Как провести оценку компетенций 360 градусов

  1. Определите цель опроса. От этого будет зависеть выбор вопросов анкеты. Что вы хотите: составить индивидуальный план развития сотрудника? Понять, почему у руководителя низкие показатели по отделу? Оценить качество сервиса?
  2. Выберите компетенции для оценки. Составить список критериев поможет профиль компетенций должности. Это документ, где прописаны квалификация, основные навыки и требования, необходимые для работы на той или иной должности. Если в компании нет профилей компетенций, стоит их завести.
  3. Выберите опрашиваемых. Сам оцениваемый может составить список людей, с которыми постоянно взаимодействует, затем его дополнят руководитель или эйчар. В каждой группе (подчиненные, коллеги, руководство) должно быть не меньше трех человек, иначе будет невозможно сохранить анонимность. Подготовьте инструкцию с правилами опроса и разошлите опрашиваемым.
  4. Составьте анкету. Вопросы для оценки 360 градусов — это даже не вопросы, а утверждения. Разложите выбранные компетенции на ключевые навыки, а навыки покажите через конкретные ситуации, в которых проявляются эти качества. Нельзя сказать: «Оцените инициативность человека по шкале от 1 до 5», потому что такую размытую формулировку каждый поймет по-своему. Вместо этого напишите: «Сотрудник стремится осваивать сложные задачи и повышать квалификацию». Предложите оценить это утверждение по шкале от 1 до 5, где 1 — полностью не согласен / никогда, а 5 — полностью согласен / всегда.

По поводу шкалы оценки есть разные мнения. Некоторые советуют брать привычную для всех шкалу от 1 до 5, другие считают, что она не работает именно из-за ассоциаций со школьными отметками. Кроме того, нечетную шкалу не рекомендуют по той причине, что люди склонны выбирать нейтральный, серединный вариант.

Также есть разные мнения насчет включения в шкалу пункта «не сталкивался», «не знаю». С одной стороны человек действительно может не иметь этой информации, с другой — появляется соблазн выбирать этот пункт чаще, чем нужно. Поэтому если и добавлять этот пункт, то лучше ставить его вне шкалы.

По этой же причине «позитивные» утверждения следует чередовать с «негативными» — чтобы люди не начинали отвечать на автомате. Вопросов не должно быть слишком много, иначе опрашиваемые потеряют фокус. Оптимальный вариант — от 35 до 50 пунктов.

  1. Проведите опрос. Лучше всего делать это в автоматизированной системе — в противном случае придется надолго завязнуть в бумаге, собирая и обрабатывая ответы. В СБИС оценку компетенций 360 градусов удобно проводить с помощью инструмента «Опросы». Можно добавить в анкету любое количество вопросов и включить анонимность, настроить произвольный или последовательный порядок ответов.
Оценка 360 градусов в СБИС

Респонденты выбираются за пару кликов: легко указать всех работников отдела или конкретных сотрудников.

Статистика ответов в СБИС

Шкалу оценки можно выбрать от 1 до 5, от 1 до 10 или любую другую, которую вы сочтете нужной. Легко выбрать цвет фона или загрузить свое изображение.

Оценка 360 градусов
Пример анкеты оценки по методу «360 градусов»

Запускается опрос одной кнопкой. При этом респонденты увидят новость в своей ленте и уведомление в личном кабинете. Если вам нужно пригласить клиентов, которые не работают в СБИС, они получат ссылку на электронную почту и смогут пройти опрос без регистрации в системе.

Опрос Оценка 360 градусов в СБИС

Ответы не придется собирать вручную: система сделает все сама и предоставит результаты в виде подробной статистики.

Опросы в СБИС

Еще не в СБИС?

  1. Дайте обратную связь. По итогам анкетирования кадровые специалисты компании формируют развернутый отчет для сотрудника. Ему разъясняют, в чем его скрытые возможности (в каких областях он себя недооценивает) и слепые зоны (где он себя переоценивает). Хорошо, если результаты будут в виде графиков и схем, — так проще увидеть всю картину.

Детальность отчета зависит от целей опроса. Например, оценка 360° для руководителей, которые хотят разобраться в причинах низкой эффективности своего отдела, может занять несколько десятков страниц. Тогда как рядовому сотруднику для начала достаточно будет увидеть, куда двигаться дальше.

Бонус: пример анкеты оценки 360 градусов

Добрый день. Пожалуйста, ответьте на вопросы о вашем коллеге Иване Иванове. Поскольку вы работаете вместе с этим сотрудником, ваша оценка поможет оценить его профессиональные и личные качества, определить слабые и сильные стороны. Ответы останутся анонимными — никто не узнает, какие варианты вы выбрали. Пожалуйста, отвечайте честно, не занижая и не завышая оценку: только тогда результаты помогут нашей компании быть лучше, развиваться, сгладить конфликты в коллективе.

Напротив каждого утверждения ставьте галочку на шкале оценки, где:

  • 1 — нет
  • 2 — скорее нет, чем да
  • 3 — скорее да, чем нет
  • 4 — да

Спасибо.

Согласны ли вы со следующими утверждениями о вашем коллеге?

Ответственность1234
  1. Всегда выполняет работу в срок
  1. Часто допускает ошибки в работе
  1. Самостоятельно решает проблемы с клиентами
Работа в команде1234
  1. Деликатен с коллегами и клиентами
  1. Умеет объяснять
  1. С трудом воспринимает критику
Лидерские качества1234
  1. Пользуется уважением коллег и подчиненных
  1. Умеет вдохновлять и мотивировать
  1. Теряется при непредвиденных трудностях

Итог: коротко

  • Метод оценки персонала «360 градусов» позволяет получить объемную картину профессиональных и личных компетенций сотрудника.
  • Методика 360° подойдет для оценки гибких навыков (soft skills): коммуникабельности, умения работать в команде, ответственности, лидерских качеств и др. Оценивать эффективность работы сотрудника следует с помощью показателей KPI.
  • Для успешного проведения оценки по методике 360° должна быть обеспечена полная анонимность ответов.
  • Проводить оценку 360 градусов удобнее в автоматизированных системах.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также