Что изменилось в 44‑ФЗ в 2023 году
С 2023 года заказчики должны прописывать экологические требования к продукции, предотвращать конфликт интересов, проводить малые закупки без торгов на ЭТП. А участники закупок могут подавать отрицательные ценовые предложения при участии в открытом конкурсе. Рассмотрим подробнее каждое изменение в 44‑ФЗ с 01.01.2023 и нововведения в сопутствующих правовых актах. Также расскажем об ответственности и штрафах за нарушение закона о контрактной системе.
Перечень изменений в 44‑ФЗ
- Экологические требования к продукции
- Конфликт интересов
- Антидемпинговые меры
- Закупки на право заключить контракт
- Закупки у единственного поставщика
- Продление мер поддержки поставщиков
- Участие в закупках иностранных поставщиков
- Электронный документооборот
- Закупки в новых субъектах РФ
- Новое в штрафах за нарушение закона о контрактной системе
Экологические требования к продукции
Суть: в определенных закупках заказчики будут прописывать экологические требования к продукции.
В описании нужно указывать долю вторсырья, которую используют при производстве.
Основание: Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224.
Перечень товаров, к которым нужно указывать экологические требования:
- изделия из бумаги бытового и гигиенического назначения: туалетная бумага, бумажные полотенца и платки;
- твердые покрытия из переработанных материалов: бордюры, плитка для тротуаров;
- мягкие покрытия из резиновой крошки: плитка и кровля из резины;
- мусорные контейнеры и урны;
- органические удобрения и грунт.
Вести и актуализировать перечень будет Министерство промышленности и торговли России.
На что обратить внимание
Для подтверждения наличия вторсырья в закупаемой продукции при приемке товара поставщики могут прикладывать следующие документы:
- письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторсырья;
- выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции;
- документацию на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам ОКПД 2.
Конфликт интересов
Суть: с 1 января 2023 года изменились понятия, которые касаются конфликта интересов. В новой редакции закона о контрактной системе определение звучит так:
Конфликт интересов — это обстоятельства, при которых должностное лицо заказчика, а также его супруг (супруга) и близкие родственники являются:
- Физлицом (в том числе ИП), являющимся участником закупки.
- Руководителем унитарной организации, являющейся участником закупки.
- Руководителем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки.
То есть теперь 44‑ФЗ обязывает заказчика предотвращать конфликт интересов при проведении закупки. Поправки к закону закрепили условия об отсутствии конфликта интересов в обязательных единых требованиях к участникам.
Таким образом, на электронной торговой площадке поменялась форма самой декларации о соответствии единым требованиям. Если вы прикладываете к заявке декларацию в виде файла, то не забудьте внести в нее соответствующие изменения.
Антидемпинговые меры
С 1 января появилась новая редакция статьи об антидемпинговых мерах.
Напомним: при снижении цены в ходе торгов на 25% и более участники должны предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта. В закупках с начальной максимальной ценой менее 15 млн ₽ вместо увеличенного обеспечения победитель мог предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность, и внести обычное обеспечение.
Новая редакция: решение о добросовестности участника электронного конкурса или аукциона, который не подтвердил свою добросовестность и признан уклонившимся от заключения контракта, теперь принимает заказчик, а не закупочная комиссия. Решение оформляется протоколом по правилам заключения контракта по итогам электронных процедур (ч. 3 и 6 ст. 51 44‑ФЗ).
Закупки на право заключить контракт
Суть: в 2023 году у участников закупок появилась возможность подавать отрицательные ценовые предложения при участии в открытом конкурсе.
Теперь не только аукционы, но и конкурсы могут проводиться на право заключить контракт. По итогу проведения такой закупки поставщику придется платить заказчику за право исполнения контракта, а не наоборот.
Новое: сейчас при проведении аукциона на право заключить контракт не действует ограничение по подаче предложений в размере, превышающем 100 млн ₽. Эта норма утратила силу с 1 января 2023 года.
Закупки у единственного поставщика
В этом направлении много изменений, перечислим тезисно:
- Заказчики могут заключать контракты на услуги по обращению с отходами первого и второго класса опасности с единственным исполнителем (п. 8.1 ст. 93 44‑ФЗ).
- Заказчики могут закупать у единственного исполнителя услуги в области космической деятельности (п. 61 ч. 1 ст. 93 44‑ФЗ).
- На 2023 год продлили возможность заключения контрактов с единственным поставщиком в иных случаях, установленных правительством, высшим органом государственной власти субъекта РФ (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339).
- По итогам малой электронной закупки на сумму до 3 млн ₽ контракт можно заключать при наличии одной соответствующей заявки. Ранее электронная закупка у единственного поставщика могла состояться только при наличии не менее двух заявок.
- Заказчики могут проводить малые закупки без торгов на электронных торговых площадках по п. 12 ст. 94 44‑ФЗ. Заказчику стала доступна информация обо всех предложениях участников на всех ЭТП посредством их интеграции с ЕИС. То есть сведения о заявке попадают в ЕИС в течение часа после ее подачи на ЭТП.
Продление мер поддержки поставщиков
На 2023 продлили следующие меры поддержки:
Заказчики вправе вносить изменения в государственные контракты на выполнение работ:
- по строительству;
- капитальному ремонту;
- реконструкции;
- сносу объекта капитального строительства;
- сохранению объектов культурного наследия.
- Заказчики вправе по контрактам на поставку медицинских изделий, лекарственных препаратов и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта.
- Сохраняется увеличенное авансирование контрактов в случаях, если предусмотрено казначейское сопровождение.
Участие в закупках иностранных поставщиков
С начала года иностранные участники закупок в рамках 44‑ФЗ получили право подписывать документы электронной подписью, полученной на территории и по правилам иностранных государств. При условии, что она выпущена по российским стандартам (ч. 2 ст. 5 44‑ФЗ).
Электронный документооборот
Суть: часть изменений, касающихся ЭДО, была перенесена на более поздний срок.
Например, власти отсрочили обязанность подавать жалобы по закрытым процедурам через ЕИС, возможность заключения электронных контрактов, дополнительных соглашений и соглашений о расторжении контракта.
Изменения коснулись и работы с бумажными документами. До 1 июля 2024 года по результатам несостоявшихся закупок контракты с единственным поставщиком заключаются на бумаге (п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). То есть если в конкурентной закупке не было участников или не был определен победитель, контракты заключаются на бумаге без использования ЕИС и ЭТП.
Закупки в новых субъектах РФ
Суть: на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей стали применять 44‑ФЗ в связи с присоединением новых субъектов к РФ.
Правительство РФ имеет право устанавливать особенности планирования и осуществления государственных закупок для нужд данных субъектов. Это правило будет действовать предположительно с 2023 по 2025 год.
Новое в штрафах за нарушение закона о контрактной системе
Нарушения в контрактах по ГОЗ
Закупкам в целях обеспечения обороны страны с 2022 года власти стали уделять пристальное внимание. Поэтому осенью 2022 года появилась возможность привлекать поставщиков к уголовной ответственности за нарушение контрактов в области оборонного заказа.
В Уголовном кодексе РФ появились четыре новые статьи (201.2–201.3, 285.5–285.6), предусматривающие разные виды наказаний: от штрафа в размере 1–3 млн ₽ до лишения свободы на срок до 10 лет.
За что привлекают к уголовной ответственности
- Нарушение условий контракта по ГОЗ или условий договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ.
- Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения контракта по ГОЗ или договора, необходимого для выполнения ГОЗ.
- Нарушение должностным лицом условий контракта по ГОЗ или условий договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ.
- Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения контракта по ГОЗ или договора, необходимого для выполнения ГОЗ.
За перечисленные нарушения предусмотрена ответственность:
- От 4 до 8 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн ₽.
- Только штраф в пределах от 1 до 3 млн ₽.
- Если подобные действия привели к ущербу в размере не менее 5% от цены контракта (или более 5 млн ₽) — от 5 до 10 лет лишения свободы.
Во всех случаях предусмотрены дополнительные санкции: временное лишение права занимать ряд должностей или вести определенную деятельность.
Нарушение национального режима для заказчиков
У заказчиков существует административная ответственность за нарушение закона о контрактной системе. Но новые штрафы будут связаны с уже действующими и станут дополнениями к некоторым статьям.
Если раньше за нарушение при заключении контракта по 44‑ФЗ заказчика могли оштрафовать на сумму не более чем 30 000 ₽, то по новым правилам, если такое нарушение связано с национальным режимом, максимальный штраф составит 35 000 ₽.
Национальный режим здесь выступает отягчающим обстоятельством.
Угроза получения штрафа за нарушение национального режима по 44‑ФЗ появится при неправильном выполнении следующих действий.
- Размещение в ЕИС информации и документов с нарушением требований 44‑ФЗ и НПА по нацрежиму.
- Ограничение конкуренции, когда закупка предполагает к поставке конкретную марку товара.
- Неправомерный выбор победителя закупки, заключение с ним контракта, его изменение, неисполнение.
- Отклонение, отказ в допуске к участию в закупке без веских оснований.
- Приемка товара, в том числе при несоответствии закрывающих документов условиям контракта. Например, стояло ограничение по стране, заказчик указал: необходимо поставить товар российского происхождения. Участник тоже отметил это в заявке. Заказчик принял товар, а он оказался китайского происхождения.