Как подать жалобу в ФАС на заказчика по 44‑ФЗ

Александра Челозерцева, юрист

Бывает, что заказчик умышленно или не нарочно нарушает правила 44‑ФЗ. Например, указывает нереальные сроки выполнения работ или предъявляет чрезмерные требования к поставщику. В такой ситуации защитить права поможет обращение в ФАС.

Вы узнаете

Когда и на что можно пожаловаться в ФАС

Обжалованию подлежат любые действия и бездействия заказчика или оператора торговой площадки (ЭТП), которые нарушают права участника тендера или закупки у ед. источника по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ (ч. 1 ст. 105 44‑ФЗ). Направить жалобу можно на любом этапе закупки от подачи заявок до заключения контракта (ч. 2 ст. 105 44‑ФЗ):

  • При получении аккредитации, подаче заявки или участии в электронных торгах действия оператора торговой площадки обжалуют в течение 5 дней с момента нарушения прав.
  • До окончания срока приема заявок обжалуют положения извещения и приложенных к нему документов.
  • После рассмотрения заявок — неправомерные действия заказчика или его бездействие, не позднее 5 дней после публикации протокола. Если жалобу подают из‑за нарушений подписания контракта, то сделать это нужно до его заключения.

Учитывайте:

  • При идентичных нарушениях с одним и тем же заказчиком, но в разных закупках, жалобу подают по каждой закупке отдельно (п. 2 ч. 5 ст. 105 44‑ФЗ).
  • ФАС не рассматривает жалобы на результаты оценки заявки по критериям из пп. 3, 4 ч. 1 ст. 32 44‑ФЗ. В этом случае обжалование происходит в судебном порядке.
  • Подать жалобу может участник закупки, чьи права нарушены (ч. 1 ст. 105 44‑ФЗ). Кто именно вправе обжаловать то или иное нарушение, зависит от его вида и этапа закупки, который подлежит обжалованию.
  • Подать жалобу по закупке у ед. источника не получится, так как конкурентную процедуру не проводят, а контракт при выявлении нарушения уже заключен. Вместо жалобы можно подать заявление о наличии признаков нарушения законодательства, что также приведет к проверке законности действий госзаказчика (подп. «а» п. 2 ч. 15 ст. 99 44‑ФЗ). Исключение: закупки у ед. источника по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ, которые проводят через ЭТП.

Сервис для поиска закупок на всех торговых площадках России

При получении аккредитации и дальнейшей работе с ЭТП

При участии в электронной закупке важную роль играет ЭТП. Если площадка работает некорректно, можно подавать жалобу на торги в ФАС на этапе получения аккредитации, подачи заявки или предварительного предложения. Например:

  1. При отказе оператора зарегистрировать участника. В госзакупках по 44‑ФЗ подобные обжалования редкость, ведь аккредитацию на федеральных ЭТП поставщики получают автоматически после регистрации в ЕИС.
  2. Некорректной работе площадки, когда из‑за зависаний не получается отправить заявку или загрузить документы. Например, если ЭТП оказалась не готова к работе со структурированной заявкой или другими нововведениями.
  3. Недоработках функционала ЭТП. Например, если функционал площадки вводит участника в заблуждение. Так волна жалоб обрушилась на Росэлторг, когда разработчики добавили поле, при проставлении галочки в котором участник соглашался исполнить контракт в минус.
Срок обжалования действий ЭТП: такую жалобу подают в течение 5 дней с момента нарушения прав участника (ч. 3 ст. 105 44‑ФЗ).

До окончания срока приема заявок на участие в закупке

Подать жалобу может любой участник закупки до окончания срока приема заявок. По одному основанию можно подать только одну жалобу. Если в документацию вносили изменения, жалобу можно подать и на внесенные изменения (п. 1 ч. 2 ст. 105 44‑ФЗ).

До окончания срока приема заявок к подаче жалобы в ФАС по 44‑ФЗ обычно приводит некорректные положения извещения и документации (п. 1 ч. 2 ст. 105 44‑ФЗ).

Например:

  1. При завышенных требованиях к поставщику. Допустим, чтобы состав учредителей включал не более 2 человек. Не является нарушением требования о наличии лицензии или членства в СРО (пп. 1, 1.1 Информационного письма Минфина России от 20.10.2023 № 24‑01‑07/100177).
  2. Объединении в один лот не связанных технологически товаров или работ. К примеру, запчастей для автомобиля и топлива.
  3. Нереальных требованиях по срокам выполнения заказа — ни один подрядчик не сможет построить здание администрации за одну неделю.
  4. Ограничение конкуренции. Если заказчик затачивает описание объекта закупки под определенного поставщика или производителя.

После рассмотрения заявок комиссией заказчика

После рассмотрения заявок можно обжаловать неправомерные действие заказчика или его бездействие только тому, кто сам подал заявку на участие в тендере (п. 2 ч. 2 ст. 105 44‑ФЗ). Например:

  1. При необоснованном отклонении заявки. К примеру, за несоответствие требованиям или отсутствие конкретных показателей товара. Если поставщик уверен в правильности данных или ошибка возникла не по его вине, а из‑за неверно сформированного извещения или в связи с ошибками в работе ЭТП, отказ стоит обжаловать.
  2. Нарушении сроков размещения протоколов закупочной комиссии или требований к их содержанию. Как пример: если заказчик затянул с подведением итогов тендера.
  3. Сговоре заказчика с победителем. Если есть доказательства сговора, такие действия заказчика можно обжаловать. Например, когда заявки подают организации, принадлежащие одному лицу, и заказчик намеренно выбирает одну из них.

Такая жалоба на действия заказчика 44‑ФЗ подается не позднее 5 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Когда победителя тендера безосновательно признают уклонившимся или нарушают его права при заключении контракта, сроки подачи жалобы в ФАС — до подписания госконтракта (ч. 4 ст. 105 44‑ФЗ).

В какой именно ФАС жаловаться

На заказчика жалобу направляют в территориальное отделение ФАС (УФАС), а на ЭТП — в федеральное отделение ФАС (ч. 3 ст. 105 44‑ФЗ).

Если сроки на обжалование в ФАС прошли или решение контролирующего органа по жалобе вас не устроило, можно подать обращение в центральный аппарат ФАС и прокуратуру. Обращение в суд — финальный шаг, поскольку эта процедура самая длительная и сложная.

Как оформить жалобу в ФАС

Единого образца жалобы нет, ее составляют в свободной форме. В ней обязательно указывают (ч. 4 ст. 105 44‑ФЗ):

  • наименование контрольного органа, в который подается жалоба;
  • наименование участника закупки — подателя жалобы;
  • идентификационный код закупки, если он предусмотрен;
  • наименование субъекта контроля (заказчика, ЭТП);
  • перечень обжалуемых действий или бездействий;
  • доводы заявителя и ссылки на доказательства;
  • номер реестровой записи в реестре контрактов (если контракт заключен).

Хотя закон не требует указания контактных данных заявителя, рекомендуем их включить в жалобу, чтобы проверяющие могли оперативно связаться для уточнения информации.

В конце жалобы укажите, какой результат хотите получить:

  • изменить закупочную документацию;
  • приостановить определение поставщика;
  • отменить закупку;
  • отменить протокол рассмотрения заявок;
  • привлечь заказчика или ЭТП к административной ответственности и пр.

Также рекомендуем указать в тексте жалобы ссылки на решения ФАС по аналогичным ситуациям, которые подтвердят вашу правоту.

Приложите к жалобе подтверждающие документы и материалы:

  • переписку с заказчиком, техподдержкой ЭТП;
  • запись плагина «Независимый регистратор» — специальной программы, которая фиксирует сбои в работе ЭТП;
  • списки участников закупки и пр.

Текст жалобы лучше писать, соблюдая деловой стиль, без сложных оборотов и предложений. Разделяйте смысловую структуру на абзацы — их желательно нумеровать. Такая жалоба легко читается и позволяет быстро ориентироваться в содержании.

Сервис для поиска закупок в один клик

Как подать жалобу в ФАС

В большинстве случаев жалоба на действия заказчика при осуществлении закупки подается только через личный кабинет ЕИС. В письменном виде жалуются при закрытых конкурентных способах определения поставщика и в иных закупках, при которых размещение информации в ЕИС не предусматривается (п. 1 ч. 10 ст. 105 44‑ФЗ). В таком случае не используют факс или электронную почту.

Инструкция, как подать жалобу в ФАС на заказчика в ЕИС:

Шаг 1. В левом раскрывающемся меню выберите раздел «Жалобы».

Как подать жалобу в ФАС через ЕИС

Как подать жалобу в ФАС через ЕИС

Шаг 2. Выберите «Подать жалобу».

Как подать жалобу в личном кабинете ЕИС

Как подать жалобу в личном кабинете ЕИС

Шаг 3. Заполните общую информацию по жалобе, укажите ее краткое содержание, например «отклонение заявки».

Как заполнить жалобу в ФАС с помощью ЕИС

Как заполнить жалобу в ФАС с помощью ЕИС

Шаг 4. Укажите субъект, действия которого обжалуются. Например, «комиссия по осуществлению закупок».

Как правильно указать субъекта в жалобе в ФАС

Как правильно указать субъекта в жалобе в ФАС

Шаг 5. Выберите контролирующий орган.

Как правильно указать контролирующий орган в жалобе в ФАС

Как правильно указать контролирующий орган в жалобе в ФАС

Шаг 6. Загрузите текст жалобы и подтверждающие документы.

Как загрузить текст жалобы в ФАС в ЕИС

Как загрузить текст жалобы в ФАС в ЕИС

Шаг 7. Подтвердите размещение жалобы, нажав кнопку «Продолжить».

С января 2024 года у поставщиков появилась возможность обжаловать закрытые тендеры в электронном виде с помощью ЕИС (104‑ФЗ от 16.04.2022).

Сроки рассмотрения жалобы и решение ФАС

В течение 2 рабочих дней после размещения в ЕИС контролирующий орган примет решение о принятии или отклонении жалобы (ч. 8 ст. 105 44‑ФЗ).

Жалобу отклонят:

  • если она не соответствует требованиям 44‑ФЗ;
  • документ не подписан;
  • сроки обжалования пропущены;
  • по жалобе принято решение суда или ФАС (если по этому же основанию уже было обращение).

Когда решение о рассмотрении принято, его в течение 3 часов направят заявителю и субъекту, чьи действия обжалуются. Если жалоба подана в письменном виде, решение о ее принятии или отклонении направят сторонам в течение 2 дней с момента получения (п. 3 ч. 10 ст. 105 44‑ФЗ).

Жалоба в УФАС на действия заказчика рассматривается в течение 5 рабочих дней после ее принятия (ч. 3 ст. 106 44‑ФЗ). Итоги рассмотрения размещают в едином реестре в течение 3 рабочих дней после принятия решения и направляют сторонам в течение 3 часов с момента размещения. По закрытым закупкам решение направляют без размещения в реестре в течение 3 рабочих дней.

Стороны вправе присутствовать при рассмотрении жалобы. Приоритет отдают дистанционному участию, его проводят по видеосвязи (ч. 2 ст. 106 44‑ФЗ).

Что делать, если жалобу в ФАС не приняли на рассмотрение

Если жалобу отклонили по формальным причинам, например, она не подписана или в ней не указаны все нужные данные, — исправьте недочеты и направьте ее повторно, если сроки не вышли.

Если срок пропущен, можно обратиться в суд. Учитывайте, что судебный процесс займет много времени — от одного месяца. Вместо судебного обжалования можно использовать другие механизмы воздействия. Например, обращение:

  • в центральный аппарат ФАС;
  • прокуратуру;
  • региональный союз предпринимателей.

Еще один способ наказать заказчика или ЭТП — направить не жалобу, а обращение в ФАС. Так поступают, если сроки обжалования истекли. Срок на подачу обращения не установлен, его можно подать в любой момент. Его рассмотрят в течение 30 дней (ст. 10, 12 59‑ФЗ от 05.02.2006).

Помощь экспертов на всех этапах участия в закупке

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее