Новая концепция развития ЭДО от ФНС: к чему готовиться
Электронный документооборот шагает по стране, но не теми темпами, какими бы хотелось налоговой. ФНС стремится, чтобы еще больше организаций отказывались от бумаги и всем участникам процесса было удобно обмениваться юридически значимыми документами. Какие мероприятия готовит госорган, чтобы вывести обмен электронными документами в России на качественно новый уровень? Расскажем в этой статье.
Что вы узнаете
Задачи ФНС в сфере ЭДО
ФНС России давно и успешно находится на передовых развития ЭДО: еще в 2012 году в Налоговом кодексе появились нормы, закрепляющие обязательность электронных счетов-фактур по форматам ФНС. Но при этом их доля сегодня составляет всего около 9%, получается, что проникновение электронных документов идет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы бизнесу.
Для создания условий по развитию ЭДО ФНС в своей структуре создала Управление электронного документооборота, которым руководит Федор Вадимович Новиков. В первую очередь Управление утвердило концепцию электронного документооборота в хозяйственной деятельности. Она устанавливает единые правила и требования к электронной подписи, формату документов, архивному хранению и обеспечению юридической значимости электронного документооборота.
К чему готовиться бизнесу
Список мероприятий будет расширяться, так как выработка стратегии повышения эффективности, безопасности и прозрачности хозяйственной деятельности является приоритетной задачей государства, а Управление ЭДО ФНС, как ведущий методолог гражданского ЭДО, нацелено решать современные и востребованные задачи.
Универсальные форматы электронных документов
Планируется разработать унифицированную структуру для всех электронных документов, чтобы налогоплательщики могли быстрее (автоматизировано) и проще переносить и обрабатывать информацию.
Электронные документы с шаблонами визуализации внутри
Сейчас файл может быть создан в формате, который читает только определенная система или ПО. Из-за этого появляются сложности с предоставлением электронных документов, например, в суд. Планируется разработать такие требования, чтобы документы можно было открывать в любой системе и без проблем визуализировать содержимое в понятном виде. В частности, рассматривается вариант использования формата PDF/A3.
Закрепление новых форматов электронных документов
ФНС выделила список документов, которые в первую очередь требуют разработки форматов:
- договор с контрагентом, оферта, акцепт,
- акт сверки,
- транспортная накладная,
- счет,
- документ, оформляемый при возврате товара,
- претензия,
- КС-2,
- КС-3.
Динамичное развитие ЭДО между хозяйственными субъектами
Рассматривается возможность введения обязательности ЭДО для определенных типов документов: счетов-фактур, товарных накладных, путевых листов и др. Внедрение будет постепенным, в несколько этапов с учетом категории бизнеса и особенностей обмена конкретного документа.
Создание и упрощение правил обмена электронными документами
Планируется разрешить обмениваться электронными документами не только через оператора ЭДО, а и любыми другими каналами связи (e-mail, флешка, файловый обменник и т.д.), с условием обязательной регистрации документа в системе оператора электронного документооборота. Каждый зарегистрированный документ в автоматическом режиме будет передаваться в контролирующий государственный орган.
Совершенствование технологии предоставления документов в суд и органы исполнительной власти
Единый формат позволит предоставлять электронные документы в исходном виде, без печати на бумаге и заверения.
Также планируется реализовать принцип «однократности» предоставления требуемых документов. Необходимые сведения органы исполнительной власти будут запрашивать не у налогоплательщиков, а в государственных информационных системах или у операторов ЭДО. Например, в отношении счетов-фактур по товарам, подлежащим прослеживаемости, данные будут запрашиваться ФНС у оператора ЭДО.
Развитие международного ЭДО
Управление ЭДО также принимает активное участие в выработке стратегии и тактики международного обмена. Так, при создании единого формата документов будет учитываться международный формат, будет создан международный каталог национальных решений в области регулирования электронного документооборота.
Расширение сферы использования электронной подписи
Будет реализована возможность хранения закрытого ключа электронной подписи удаленно, а также планируется введение нового вида электронной подписи — обезличенной — для автоматического подписания ряда документов (например, квитанций о приеме документа).
Как СБИС примет нововведения
Работа ФНС по развитию ЭДО проходит при плотном взаимодействии с операторами электронного документооборота и бизнесом. СБИС активно участвует в рабочих группах и пилотах. Как только утверждаются новые требования, они сразу появляются в программе.