Ведение кадрового делопроизводства в организации: как начать с нуля

Наталья Перевалова, эксперт в области трудового права

Грамотно выстроенное кадровое делопроизводство позволяет работодателю корректно вести кадровый учет, уверенно проходить проверки контролирующих органов и защищать права компании (ИП) в трудовых спорах с работниками. В статье расскажем, как организовать кадровое делопроизводство с нуля, дадим пошаговую инструкцию, проанализируем типичные ошибки.

Что вы узнаете

Что такое кадровое делопроизводство (КДП)

Понятие кадрового делопроизводства

Кадровое делопроизводство (КД, КДП) — это документирование, документооборот, оперативное хранение и использование документов, регламентирующих трудовую деятельность работника (подп. 1 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8‑2013).

Цели и задачи

Цель кадрового делопроизводства в организации:

  1. Наладить кадровый документооборот, работу с момента создания документа до его исполнения.
  2. Задокументировать все кадровые процессы. Среди них — прием на работу, перевод или увольнение работников, предоставление отпусков, командировок, больничных, оформление материальной ответственности работников.
  3. Обеспечить хранение кадровых документов.

Законодательная база

Основы кадрового делопроизводства любого предприятия — в следующих нормативно‑правовых актах (НПА):

НПАЧем поможет кадровику
Трудовой кодекс РФ Основной документ для кадровой работы. Поможет разобраться со всеми кадровыми процедурами, устанавливает перечень обязательных кадровых документов
Приказ Роструда от 01.02.2022 № 20 Содержит списки вопросов, своеобразные чек-листы для (само)проверки работодателей
Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ Регламентирует работу с персональными данными работника, их обработку, использование и хранение
Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 Содержит унифицированные формы первичных учетных документов. Эти типовые формы можно брать за основу при разработке собственных бланков. Или применять, если не утвердили собственные
Приказ Минтруда от 19.05.2021 № 320н Регламентирует ведение бумажных трудовых книжек. Электронные (ЭТК) ведутся по правилам из ст. 66.1 ТК РФ
Закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ Устанавливают обязанность хранить кадровые документы определенный срок
Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236
Приказ Росархива от 11.04.2018 № 44 Содержит примерную инструкцию по делопроизводству в госорганизациях. Коммерческие компании (ИП) не обязаны применять этот НПА, но могут использовать как пошаговую инструкцию и образец для создания своих локальных актов

Как организовать кадровое делопроизводство: инструкция

Шаг 1. Назначить ответственного за кадровое делопроизводство

Отвечать за кадровое делопроизводство может (на выбор работодателя):

  • отдел кадров (кадровая служба)

ИЛИ

  • единственный сотрудник — специалист по КДП, бухгалтер либо руководитель.

Обязанности ответственного сотрудника пропишите в трудовом договоре или должностной инструкции. Издайте приказ о назначении ответственного за ведение кадрового делопроизводства. Такой приказ может попросить трудовая инспекция при проверке.

Если ИП сам ведет КДП, нужен приказ о возложении на себя ответственности, ведь трудовой договор предприниматель сам с собой не заключает, и должностная инструкция на ИП также отсутствует.

Шаг 2. Регламентировать кадровое делопроизводство

Определитесь с составом и содержанием документов кадрового делопроизводства.

Обязательные ЛНА (локальные нормативные акты)Основание — норма ТК РФ
Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) Ч. 4 ст. 189
Штатное расписание Ст. 15 и 57
Положение об обработке и защите персональных данных работников П. 8 ст. 86
Табель учета рабочего времени Ч. 4 ст. 91
График отпусков Ст. 123
Положение об оплате труда и премировании (может быть частью правил трудового распорядка) Ст. 135
Расчетный листок Ст. 136
Документы по охране труда Абз. 5 ч. 3 ст. 214
В перечень обязательных документов организации войдут также документы, регулирующие вопросы воинского учета. Подробно о том, как организовать и вести воинский учет в компании, рассказали здесь.
Обязательные регистрационные книги учета и журналы для кадрового делопроизводстваОснование
Книга (журнал) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее П. 39 и 40 приказа Минтруда от 19.05.2021 № 320н
Журнал регистрации несчастных случаев на производстве Ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ, приказ Минтруда от 20.04.2022 № 223н
Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров П. 20 Приложения из приказа Минздрава от 30.05.2023 № 266н
Журнал регистрации медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены), послесменных, послерейсовых медицинских осмотров
Организации (ИП) — микропредприятия и некоммерческие организации (НКО) вправе не разрабатывать правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда и премировании при условии, что они используют типовую форму трудового договора (ст. 309.2 ТК РФ). Типовая форма утверждена постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.

Важно разработать проекты трудовых договоров. Трудовой договор — основной документ, который подтверждает трудовые отношения. Что должно быть указано в договоре с работником, прописано в ст. 57 ТК РФ.

Сразу выберите форму документооборота между работодателем и работником: электронно или в бумажном виде. Какие документы даже при электронном документообороте должны оформляться на бумаге, рассказали ниже в разделе про преимущества КЭДО.

Далее определите перечень и содержание возможных приказов, которые будете оформлять по кадрам. В частности, приказы составляют на такие кадровые события: прием на работу, перевод на другую должность, увольнение, предоставление отпусков, направление в командировку.

Дополнительные документы организации

При необходимости предусмотрите оформление таких документов:

  • договор о полной материальной ответственности;
  • график сменности;
  • положение о коммерческой тайне;
  • коллективный договор.

Можете вести следующие необязательные журналы:

  • журнал ознакомления с локальными нормативными актами;
  • журнал регистрации трудовых договоров;
  • журнал регистрации приказов по личному составу;
  • журнал учета командированных работников;
  • журнал регистрации приказов по отпускам;
  • журнал учета листков временной нетрудоспособности.

Все журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации (ИП) и печатью (при ее наличии).

Все свои наработки по КДП, с учетом специфики предприятия, целесообразно оформить в единый локальный акт — Инструкцию по кадровому делопроизводству. Можно присвоить документу другое подходящее название. Например: Положение о кадровом делопроизводстве или Правила ведения кадрового делопроизводства. Такой документ поможет передать дела новому сотруднику, ответственному за данный участок, или адаптировать к работе помощника.

Шаг 3. Назначить ответственных за конкретные кадровые документы

Закон обязывает работодателя назначить ответственного за ведение и учет трудовых книжек приказом руководителя (п. 42 Порядка, утвержденного приказом Минтруда от 19.05.2021 № 320н). Это может быть тот же сотрудник, который отвечает за кадровое делопроизводство в целом, или другой работник. В обязанности ответственного за трудовые книжки входит правильное оформление записей, регистрация книжек в специальном журнале, их хранение.

Определите сотрудников, которые будут оформлять другие кадровые документы.

Шаг 4. Создать условия для хранения документов

Организации (ИП) обязаны обеспечить сохранность кадровых документов в течение установленного срока хранения (ч. 1 ст. 17 закона от 22.10.2004 № 125‑ФЗ). Сроки установлены приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Для компаний с большими бумажными архивами необходимы отдельные помещения. Для небольших фирм достаточно закрытых шкафов в сухих и пожарозащищенных помещениях с вентиляцией.

Все документы ежегодно формируют в папки с указанием их наименования, сроков хранения. Рекомендуется хранить документы с разными сроками отдельно друг от друга. Так, например, приказы о приеме на работу (срок хранения 50 лет) размещают отдельно от приказов о предоставлении ежегодных отпусков (срок хранения 5 лет).

Особое внимание уделяют бумажным трудовым книжкам, так как они относятся к бланкам строгой отчетности (п. 41 и 42 Порядка, утвержденного приказом Минтруда от 19.05.2021 № 320н). Лучше их хранить в сейфе или закрытом шкафу.

Также работодатель обязан применять меры по защите персональных данных, исключив неправомерный доступ к такой информации, ее уничтожение, распространение (ч. 1 ст. 19 закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ).

О требованиях и сроках хранения электронных документов подробно рассказали в другой статье.

КЭДО в организации: преимущества

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) — это создание, согласование, подписание, использование и хранение кадровых документов в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (ч. 1 ст. 22.1 ТК РФ).

КЭДО можно ввести для всех документов кадрового учета, кроме следующих исключений (ч. 3 ст. 22.1 ТК РФ):

  • бумажные трудовые книжки;
  • сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем, по форме ЕФС‑1;
  • акты о несчастных случаях на производстве;
  • приказы об увольнении;
  • инструктажи по охране труда.

Что дает КЭДО

Кадровый документооборот совершается мгновенно. Документ создается, отправляется на согласование, его подписывает работодатель и отдает на ознакомление сотрудникам. Сотрудники подписывают документ электронной подписью, и заверенный документ возвращается обратно тому, кто его создал. Прием на работу сотрудников на удаленке, в филиалах происходит быстро и удобно.

При переходе на КЭДО решается проблема громоздких бумажных архивов: все документы хранятся в облачном хранилище, с настроенным доступом. Электронные документы не теряются, их нельзя порвать или испортить. История работы с документами сохраняется в программе: видно, кто вносил изменения или загружал новые редакции. С КЭДО вы экономите на бумаге, оргтехнике, доставке документов курьерами.

Если работодателя проверяет трудовая инспекция, сформировать пакет запрашиваемой информации легче, чем делать бумажные и электронные копии оригиналов.

Как перейти на КЭДО

  1. Выберите поставщика программного продукта для ведения КЭДО.
  2. Утвердите порядок ведения кадрового ЭДО локальным актом компании.
  3. Уведомите о переходе на КЭДО всех сотрудников и получите от них согласие или отказ.
  4. Выдайте работникам электронные подписи.
Подробнее о том, как перевести документы в цифру, рассказали в статье.

Поможем перевести вашу компанию на кадровый ЭДО

Предоставим шаблоны документов для перевода на КЭДО. Поможем с интеграцией и настройкой системы. Обучим вас и ваших работников.

Узнать больше

Ответственность за отсутствие кадрового делопроизводства

Базовый штраф за нарушение норм трудового права (ч. 1 ст. 5.27 КоАП):

  • для организаций — 30 000–50 000 ₽;
  • для ИП — 1 000–5 000 ₽.

За неоформление или ненадлежащее оформление трудового договора штрафы выше (ч. 4 ст. 5.27 КоАП):

  • для организаций — 50 000–100 000 ₽;
  • для ИП — 5 000–10 000 ₽.

За отсутствие документов по охране труда штрафы могут доходить до 130 000 ₽ — для организаций, до 25 000 — для ИП (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).

Самые частые ошибки при ведении кадрового делопроизводства

Ведение кадрового делопроизводства в полном объеме часто сопровождается следующими недочетами.

  1. Работодатели зря не оформляют приказ о назначении сотрудника, ответственного за КДП. Ситуация усугубляется, если обязанности такого сотрудника не прописаны ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции. В итоге в кадровых документах расписывается сотрудник, у которого формально полномочия на это отсутствуют.
  2. Специалисты по кадрам неверно указывают в кадровых документах основные реквизиты работодателя:

    • Ошибочно приводят часть наименования организации, только полное или только сокращенное, хотя в учредительных документах (уставе) организации закреплены оба наименования.
    • Неточно указывают должность руководителя. Например, по уставу компанией руководит генеральный директор, а в документах по ошибке указывают «директор».
  3. У работодателя отсутствуют обязательные ЛНА. Это грубейшая ошибка, за которую предусмотрена административная ответственность. Либо в организации (ИП) есть ЛНА, но отсутствует информация, ознакомлены ли с ними работники. Необходимо создать журнал (лист) ознакомления с локальными актами или предусмотреть в трудовом договоре запись о том, что до подписания трудового договора сотрудник ознакомлен с ЛНА.
  4. Работодатели забывают вовремя обновлять инструкцию по КДП. Возможные причины обновлений: новые законы или внутренние изменения в компании. Так, если ООО в текущем году переходит на кадровый электронный документооборот, инструкция по кадровому делопроизводству в 2024 году должна быть скорректирована: в ней обязан быть указан новый способ — КЭДО.

Кадровый электронный документооборот от СБИС

Подписывайте кадровые документы сотрудников онлайн от приема до увольнения. С офисными и удаленными, с самозанятыми и на ГПХ.

Узнать больше

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее