Профессиональное выгорание сотрудников: как распознать и предотвратить
В последнее время про выгорание говорят везде. Термин появляется в сети так часто, что некоторые заподозрили в этом моду: мы, мол, раньше работали и ни о каком выгорании не слышали. Тем не менее, психологи называют выгорание предвестником депрессии и других серьезных проблем со здоровьем. Сегодня разбираемся в том, что такое выгорание — и что делать, чтобы оно не подкосило ваших сотрудников.
Что вы узнаете
Что такое выгорание
Под эмоциональным выгоранием понимают состояние психического и физического истощения, связанное с длящимся стрессом на работе. Профессиональное, или эмоциональное выгорание не является болезнью, но ВОЗ уже включила его в Международную классификацию болезней как отдельный синдром. Если коротко, то профессиональное выгорание сотрудников проявляется как постоянная усталость, потеря интереса к работе, раздражительность. Если на выгорание не обратить внимание вовремя, оно может привести к более тяжелым состояниям, таким как тревожное расстройство и депрессия.
Кто подвержен выгоранию
Еще недавно термин «профессиональное выгорание» применяли только по отношению к людям так называемых «помогающих профессий»: медикам, психологам, учителям, социальным работникам.
В связи с этим одним из главных признаков выгорания считалась деперсонализация: ежедневно работая с людьми, попавшими в сложные жизненные ситуации, сотрудники социальной сферы постепенно теряют чуткость, в их общении с клиентами появляется отстраненность и цинизм. Вместе с этим возникает чувство, что твоих знаний и умений недостаточно, чтобы помочь (редукция профессиональных достижений), заканчиваются силы и энтузиазм (эмоциональное истощение). Чтобы этого не происходило, у социальных работников должны быть свои супервизоры (наставники), которые следят за их состоянием и оказывают психологическую поддержку.
В последнее время термин все чаще используют шире: сейчас принято считать, что выгорают буквально все, даже удаленщики, работающие у себя дома в одиночестве. Мы расскажем о выгорании с точки зрения этого подхода.
Признаки эмоционального выгорания
Чтобы диагностировать эмоциональное выгорание, у человека должны проявляться все три признака:
- Эмоциональная и физическая истощенность. Чувство постоянной апатии, высокая утомляемость, слабость, тревога, общее снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний.
- Ухудшение отношения к работе. Человеку становится неинтересна или неприятна своя работа. Коллеги и клиенты раздражают, задачи кажутся бессмысленными.
- Снижение работоспособности. Выражается в падении эффективности и обесценивании результатов своего труда. Человек начинает чувствовать себя никчемным, не способным справиться с работой.
Причины выгорания сотрудников
Внутренние. Эмоциональное выгорание нередко случается с людьми, которые полностью отдали себя работе, не оставив энергии, сил и времени для других областей жизни. В этом случае энтузиазм, с которым человек брался за дело в самом начале, будет пропорционален степени эмоционального выгорания в конце. Сотрудник ложился поздно, работал в выходные, как попало питался, проводил мало времени с близкими — в итоге выдохся, «сгорел». Ресурсы организма закончились — их не осталось даже для поддержания стандартного уровня работоспособности.
Среди причин выгорания можно назвать еще множество индивидуальных факторов: выносливость, самооценка, уровень тревожности, даже пол. Например, по статистике, женщины чаще чувствуют эмоциональное истощение, а мужчины — деперсонализацию.
Внешние. Зачастую перегрузка на работе не является выбором самого работника. Если количество срочных задач никогда не заканчивается, рабочий день длится дольше положенного, а к этому добавляется еще и токсичная атмосфера в коллективе, выгорания избежит только сильнейший. В зону риска попадают сотрудники, которые работают с людьми и принимают ответственные решения.
Как предотвратить эмоциональное выгорание сотрудников
Важный момент: самому человеку трудно понять, что он выгорает. Например, у трудоголиков может быть нарушена нормальная связь с эмоциями и ощущениями тела. Это связано со структурой личности, которая сформировалась еще в детском возрасте. Поэтому за такими сотрудниками нужно внимательно следить. Не спешите радоваться, что ваш лучший специалист работает без выходных и праздников, принося фирме двойную прибыль — в конечном итоге это может обернуться катастрофой. Возможно, стоит выдать ему внеочередную премию и проследить за тем, чтобы она была потрачена на отпуск или психотерапевта. В то же время не все трудоголики выгорают.
Наблюдайте за настроениями сотрудников. Регулярно проводите опросы, анкетирования: спрашивайте, как сотрудники себя чувствуют, счастливы ли они сегодня, комфортно ли им на рабочем месте. Обратную связь легко и удобно собирать в СБИС. В системе уже есть готовые формы — вам нужно только добавить текст и выбрать оформление. Вы сами решаете, кто получит анкету: все сотрудники компании, конкретный отдел или определенные люди. Отвечая, сотрудники могут остаться анонимными.
Правильно рассчитывайте нагрузку сотрудников. Не поощряйте переработки! Случаются авралы, иногда приходится задержаться на работе подольше — но не позволяйте этому превратиться в привычный порядок вещей. Постоянная перегруженность ведет к эмоциональному истощению и прочим проблемам со здоровьем.
СБИС поможет рассчитать нагрузку на персонал в зависимости от планируемого объема работ, а потом на основании полученных результатов распределить смены или скорректировать их количество.
Отрегулируйте бизнес-процессы в компании. Сотрудникам должно быть понятно, за что они отвечают, кому сдают результаты работы, какие сроки у задач. Если рабочий процесс выстроен хаотично, работники всегда будут испытывать стресс.
В СБИС легко настроить любой бизнес-процесс: согласования документов, работу над проектами, поручения. Добавьте нужные этапы, укажите ответственных и сроки выполнения, прикрепите шаблоны документов. Задача шаг за шагом пройдет по цепочке исполнителей. Все комментарии исполнителей и работа по проекту сохранятся в ленте задачи. Ничего не потеряется.
Хвалите и поощряйте своих сотрудников. Люди, которые не получают признания на рабочем месте, быстро теряют мотивацию. Они начинают чувствовать себя ненужными, а свой труд бесполезным. Потеря смысла влечет за собой профессиональное выгорание. Поэтому так важно разговаривать и получать обратную связь. Если у вас есть удаленные работники, хотя бы раз в неделю устраивайте видеосовещания. Так сотрудник не будет чувствовать себя заброшенным, а вы сможете вовремя понять, если с ним что-то не так.
В СБИС удобно не только быть на связи, но и выражать благодарность за хорошую работу. Каждый может подарить коллеге «спасибо», а руководитель — выдать виртуальный бейдж. Награды поднимают настроение и повышают самооценку сотрудника. Они навсегда остаются в его карточке и видны каждому пользователю системы.
Как работать с выгоревшими сотрудниками
Идеально, если в штате есть психолог, который может оценить состояние человека и начать с ним работать. Если психолога нет, за состоянием сотрудника должен следить его наставник. Признаки выгорания: потеря мотивации, постоянное плохое настроение, падающая эффективность.
Поговорите с человеком, попытайтесь понять, что с ним происходит. Может быть, ему нужен внеплановый отдых или лечение. Иногда помогает смена графика: например, возможность часть работы выполнять из дома. В некоторых случаях сотрудников переводят в другой отдел или дают попробовать себя в новой должности. Смена обстановки помогает разрушить рутину и увидеть новые возможности.
Как помочь себе в случае выгорания
Приучите себя слышать и понимать свое тело. В течение дня спрашивайте себя: «Что я чувствую?» Это поможет наладить связь со своими эмоциями и ощущениями. Полезно вести дневник эмоций и записывать туда свои состояния — хотя бы парой слов. Так вам проще будет понять общую картину, увидеть закономерности: есть ли события, которые вызывают тревогу, грусть, чувство беспомощности? Как часто вы бываете довольны и счастливы? От чего это зависит?
Если вы понимаете, что большую часть времени подавлены, что у вас закончились силы, что сама мысль о работе приносит боль — не тяните с походом к врачу. Возможно, вам будет достаточно восполнить баланс витаминов. Или потребуется освоить техники регулирования эмоций, научиться отстаивать личные границы, пройти терапию. Вам помогут, от вас нужен только первый шаг.
Итог
Профессиональное выгорание сотрудников происходит не за один день, поэтому так важно быть внимательным к людям, особенно к тем, кто берет на себя слишком много. Разговаривайте. Это простой инструмент, который помогает решить много проблем. И постарайтесь создать в своей компании среду, где сотрудники не боятся сказать о проблемах, обсудить планы и попросить о помощи.