Сеть деловых коммуникаций

Отходы ресторана: как избежать штрафов

23 июля'20

Ксения Корчагина, юрист

Многие думают, что за нарушение природоохранного законодательства штрафуют только заводы. Это не так. Рестораны, кафе, офисные фирмы Росприроднадзор тоже проверяет и наказывает.

20 тысяч рублей заплатил директор за отсутствие паспортов отходов на старые картриджи и компьютеры. На 100 тысяч рублей оштрафовали офис в Московской области за отсутствие договора на вывоз мусора.

Чтобы исключить претензии, проверьте, все ли документы у вас есть. При необходимости оформите их по нашей инструкции.

Документы о классе отхода и паспорт

Что такое класс отхода

Согласно закону, отходы образуются в каждой организации и у каждого ИП, даже у работающих на дому.

Все отходы делятся на классы опасности, их пять. Чрезвычайно опасный — первый, практически неопасный — пятый.

Классы разбиты на коды по федеральному классификационному каталогу (ФККО).

В ресторане может быть и 15 кодов отхода. Основные — в таблице. Последняя цифра в коде обозначает класс опасности.

Класс отхода
Код отхода по ФККО
I
Класс отхода — I
Код отхода по ФККО
4 71 101 01 52

1

лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства
IV
Класс отхода — IV
Код отхода по ФККО
7 33 100 01 72

4

мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), ТКО
Класс отхода — IV
Код отхода по ФККО
7 36 111 11 32

4

отходы фритюра на основе растительного масла
Класс отхода — IV
Код отхода по ФККО
7 36 101 01 39

4

отходы жиров при разгрузке жироуловителей
V
Класс отхода — V
Код отхода по ФККО
7 36 100 01 30

5

пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные

Пищевые отходы и 
Твердые коммунальные отходы
ТКО
 у предприятий общепита есть всегда. А вот отходы жироуловителя и ртутных ламп часто скрывают, заявляя об их отсутствии.

Как оформить документы

По твердым коммунальным отходам (ТКО), ртутным лампам все можно собрать самостоятельно. По пищевым и отходам жироуловителя обычно нужен анализ состава, его делают аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Например, ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО. По нашим сведениям, исследование за один код отхода стоит от 5 тысяч рублей, весь комплект — от 11 тысяч. Срок изготовления примерно 2 недели.

Услуги по оформлению документации на отход часто предлагают фирмы-перевозчики мусора и неофициально — сотрудники Росприроднадзора.

Чтобы не оформлять документы:

  • Продайте отход.
    Например, продают отходы от фритюра;
  • Передайте ответственность за отход Арендодателю.
    Пример формулировки договора аренды.

Порядок действий

  1. Определите, какие коды отхода есть у вас.
    Основные указаны в таблице выше, полный перечень — в федеральном классификаторе (ФККО).
    Если отхода нет в ФККО, тогда действия по п.2-5 будут другие. Но у ресторанов так бывает редко, поэтому не пишем об этом.
  2. Подберите на каждый код отхода документ, обосновывающий его компонентный состав.
    Процент содержания картофельных очистков, яичной скорлупы или бумаги от офисного мусора.

    Такими документами являются:

    • Технологический регламент, технические условия, стандарт, проектная документация, профильный справочник, энциклопедия.
      Найти их можно самостоятельно. На этом сайте по коду отхода подберите названия регламентов. Скачайте скан-копии нужного документа из интернета.
      Например: по отработанным люминесцентным лампам — письмо от производителя или Методика расчета МРО-6-99, по твердым коммунальным отходам (ТКО) — Справочник «Санитарная очистка и уборка населенных мест», по отходам из жироуловителя — паспорт жироуловителя.
    • Либо Протокол результатов количественного химического анализа (КХА).
      Заказываем его в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), если на отход нет или не может быть техрегламента или ТУ.
      Лаборатория должна выдать: протокол КХА, заверенные копии акта отбора проб и аттестата аккредитации лаборатории.
  3. Заполните на каждый код исходные сведения об отходе.
    Потребуется указать происхождение отхода, условия образования, агрегатное состояние, форму. Состав с процентами перепишите из техрегламента или протокола КХА.
    Образец сведений для пищевых отходов.
  4. Составьте паспорт отходов по типовой форме.
    Он нужен только для I-IV классов. На V класс не требуется.
    Образец заполнения паспорта ТБО.
  5. Сдайте паспорт I-IV класса в территориальное управление Росприроднадзора вашего региона (РПН).
    • Электронно.
      В личном кабинете на сайте РПН заполните раздел «получить паспорт отхода». Потребуется приложить сканы документов из п.2,3. Нужна электронная подпись. Как оформить ЭП.
      Паспорт с отметкой РПН о получении распечатайте из личного кабинета и сохраните.
    • На бумаге.
      Заявление в 2 экземплярах с документами из п.2,3,4 сдайте лично или отправьте заказным письмом с описью. Образец заявления для Ярославской области, взят с сайта РПН. Паспорт с отметкой РПН о получении сохраните.

    Многие регионы до сих пор требуют подавать документы и на бумаге и электронно, уточняйте это.

Договоры на вывоз, утилизацию и размещение отходов

Заключите договор с подрядчиком, имеющим лицензию на работу с данным кодом отхода. Она не нужна только для отходов V класса (пищевые). Договор с подрядчиком без лицензии равносилен отсутствию договора.

Учитывайте, что место размещения контейнера влияет на размер платы за ТКО. Пример расчета для ресторана в Ярославской области.

Храните договоры, акты к ним, справку регионального оператора об объеме ТКО за прошедший год. Они потребуются для отчетности и при проверках РПН, Роспотребнадзора.

Подробно об особенностях работы с основными отходами ресторана мы рассказывали в статье «Как открыть ресторан».

Ежегодные отчеты

За отходы нужно отчитываться в территориальный орган Росприроднадзора по вашему месту размещения.

Отчет по форме 2-ТП

Отчет обязаны сдавать все ИП и юридические лица по всем имеющимся у них классам отходов.

Исключение: фирмы и ИП, субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых есть только отходы ТКО весом до 100 кг в год, а ТКО по договору вывозит региональный оператор. Например, офисное помещение в 10-12 кв. м. или ИП без работников.

Узнать вес вашего ТКО можно из справки регионального оператора, которую он выдает всем в конце года. Или рассчитать по нормативу для вашей области. Ищите в поиске «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории ВАШ РЕГИОН». Например, приказ по Ярославской области.

Срок сдачи отчета — ежегодно до 1 февраля за предыдущий год.

Бланк формы 2-ТП. Как заполнить.

Способы подачи:

До 20 тысяч рублей штраф

 за непредоставление отчетности. Привлечь могут органы Росстата и только должностных лиц, не организацию. Через 2 месяца (то есть после 1 апреля) штраф уже не назначат, истечет срок давности.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Большинство ресторанов сдавать ее не должны. Декларацию обязаны сдавать владельцы опасных объектов 1-3 категории, оказывающие негативное воздействие на среду. Например, газовой котельной мощностью более 2 Гкал/час. Такой объект подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

Декларацию сдают ежегодно до 10 марта за предыдущий год.

Бланк декларации. Как заполнить.

Способы подачи:

  • Электронно.
    В новом личном кабинете на сайте РПН. Потребуется электронная подпись.
  • На бумаге.
    Возможно, только если в прошлом году размер платы был меньше 25 тысяч рублей. Потребуется приложить на флешке выгрузку декларации из личного кабинета.

От 20 тысяч рублей  штрафы 

за несвоевременную подачу декларации.

Сроки оплаты по декларации: раз в год до 1 марта (для субъектов МСП) или ежеквартально в порядке, установленном законом. За ТКО отчитывается и платит региональный оператор.

Автоматизация ресторана, кафе

Подробнее

Последние новости

Читайте также