Открытый электронный конкурс по 44‑ФЗ: порядок и этапы проведения

Александра Задорожнева, специалист по закупкам

Конкурс в электронном виде по 44‑ФЗ проводят для размещения сложных заказов. Например, при закупке высокотехнологичных товаров или реставрации. Рассказываем, как проходит конкурс по 44‑ФЗ и что нужно помнить участникам.

Вы узнаете

Что такое открытый электронный конкурс

Открытый конкурс в электронной форме 44‑ФЗ — это конкурентная процедура определения поставщика, в которой заказчик сравнивает не только цену, но и другие характеристики. Например, квалификацию участника и цену предложения.

Информация об открытом конкурсе размещается в Единой информационной системе (ЕИС) и на торговой площадке (ЭТП) — извещение об открытой процедуре конкурса по 44‑ФЗ может посмотреть неограниченный круг лиц.

Помимо открытого конкурса, заказчики проводят закрытые конкурсы — как в электронной форме, так и на бумаге. Сведения о закрытой процедуре рассылают только определенным поставщикам и не публикуют в общедоступной части ЕИС. Провести закрытую процедуру можно только в особых случаях. Например, для закупок страховых услуг или услуг по транспортировке и охране ценностей Госфонда. Кроме того, закрытый конкурс проводят для тендеров с гостайной (ч. 13 ст. 24 44‑ФЗ).

Подробнее о закрытых закупках читайте в статье «Закрытые закупки по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ: как стать участником».

Сервис для поиска закупок на всех торговых площадках России

В чем плюсы и минусы конкурса в электронной форме

В конкурсах победителя определяют не только по цене, но и по другим критериям — опыту, квалификации, наличию средств для исполнения контракта. Для опытных поставщиков это плюс, а для новичков — скорее недостаток.

Главный плюс конкурса — отсутствие ограничений по начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК).

Главный минус — короткого конкурса по 44‑ФЗ не бывает, а сама процедура закупки гораздо сложнее других способов определения поставщика. Комиссии требуется время, чтобы рассмотреть и оценить заявки с учетом заданных критериев.

В каких случаях нельзя проводить конкурс в электронном виде по 44‑ФЗ

Открытый электронный конкурс не проводят:

Если в предмете закупки есть и товары из аукционных перечней, и товары, которых в таких перечнях нет, все равно проводится электронный аукцион по 44‑ФЗ (Письмо ФАС от 13.03.2019 № ИА/19176/19).

Для закупок с небольшим объемом или срочных тендеров конкурс в электронном виде по 44‑ФЗ обычно не выбирают. Такие заказы проводят более простыми способами — через аукцион, запрос котировок или у единственного поставщика.

Как проходит открытый конкурс по 44‑ФЗ

Шаг 1. Публикация извещения об электронном конкурсе

Заказчик начинает организацию конкурса по 44‑ФЗ с публикации извещения в ЕИС. Его размещают не менее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок (п. 1 ч. 3 ст. 42 44‑ФЗ). Конкурсная документация не обязательна, но заказчик может ее опубликовать, чтобы предоставить участникам больше информации о тендере.

Извещение состоит из 2 частей (ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 48 44‑ФЗ):

  1. «Структурированной» информации — ее заполняют с помощью функционала ЕИС. Это сведения о заказчике и самом заказе. В извещении обязательно указывают информационный код закупки (ИКЗ), торговую площадку, НМЦК, условия обеспечения заявки, контракта, гарантийных обязательств, сроки подачи и рассмотрения заявок. Кроме того, заказчик расписывает критерии оценки заявок на конкурс и их значимость, преимущества по тендеру и условия применения национального режима по ст. 14 44‑ФЗ. Здесь же устанавливают требования к участникам — единые по ч. 1 ст. 31 44‑ФЗ, дополнительные по ч. 2, 2.1 ст. 31 44‑ФЗ, об отсутствии в РНП по ч. 1.1 ст. 31 44‑ФЗ. Подробности — в статье «Требования к участникам закупки по 44‑ФЗ».
  2. Сведений и документов, которые приложены к извещению. Например, техническое задание, смета на строительство, дефектовочная ведомость для проведения работ. В приложениях к извещению содержатся подробности по заказу: описание объекта закупки, объемы товаров, работ, услуг, требуемые характеристики, плановые сроки поставки, условия по гарантии и др.

Критерии оценки в электронном конкурсе

Критерии оценки заявок заказчик прописывает в извещении, а порядок рассмотрения и оценки заявок — в отдельном файле, который прикладывает к извещению. По правилам должно быть минимум 2 критерия оценки, один из которых — это цена госконтракта (ч. 4 ст. 32 44‑ФЗ).

Всего есть 4 критерия оценки заявок (ч. 1 ст. 32 44‑ФЗ, подп. «а» п. 7 Положения из ПП от 31.12.2021 № 2604):

  • цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (расходы);
  • квалификация участников;
  • характеристики объекта закупки.

Для некоторых из них заказчик может установить показатели оценки — чтобы в рамках одного критерия оценить несколько характеристик по объекту заказа или участнику закупки.

Для каждого критерия оценки заказчик определяет значимость. Сумма величин значимости всех критериев — 100% (ч. 5 ст. 32 44‑ФЗ). Кроме того, заказчик прописывает и значимость показателя оценки (если они есть). Сумма величин значимости применяемых показателей оценки также должна быть 100%. А если есть детализирующие показатели, значимость устанавливают и для них.

Если заказчик использовал непредусмотренные критерии оценки или показатели их значимости, участник может подать иск, и закупку признают недействительной (ч. 9 ст. 32 44‑ФЗ).

Помощь экспертов на любом этапе участия в закупке

Шаг 2. Разъяснение условий извещения

Если участнику непонятны условия извещения или какие‑то его положения кажутся некорректными, не стоит сразу жаловаться в ФАС. Сначала можно подать запрос на разъяснение извещения и документов тендера через электронную площадку, где проводится закупка (ч. 5 ст. 42 44‑ФЗ). При подаче запроса учитывайте ограничения:

  • в одном тендере можно подать не больше 3 запросов;
  • предельный срок отправки запроса — не позднее 3 дней до окончания срока подачи заявок.

Запрос от поставщика заказчику направит оператор электронной площадки. Заказчик должен подготовить разъяснение в течение 2 дней со следующего дня после получения запроса. Ответ поставщику формируют и размещают через ЕИС, подписав электронной подписью заказчика.

Заказчику нельзя указывать в разъяснениях участника, от которого поступил запрос. В ответе описывают предмет запроса и поясняют спорные моменты. Такие разъяснения не должны менять суть извещения.

Шаг 3. Подача заявок на участие в конкурсе

Чтобы поучаствовать в открытом конкурсе, поставщику необходимо составить заявку в соответствии с требованиями извещения и направить ее оператору ЭТП (п. 1 ч. 6 ст. 43, ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ).

Требования к заявке на участие в электронном конкурсе по 44‑ФЗ прописаны в ч. 1, 2 ст. 43, ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ. Если заказчик предъявляет другие требования, он нарушает закон о закупках. В таком случае участник может подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ч. 3 ст. 43, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 105 44‑ФЗ).

Заявка на конкурс в электронной форме состоит из 3 частей, которые подают одновременно (ч. 1, 2 ст. 43, ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ). Срок подачи всех 3 частей заявок указан в извещении на конкурс в электронном виде по 44‑ФЗ. Там же прописана дата и время окончания подачи предложений от поставщиков. Подать заявку на конкурс могут только поставщики, зарегистрированные в ЕИС.

Все части заявки на конкурс в электронной форме нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и направить оператору торговой площадки. Если в извещении есть требование об обеспечении заявки, нужно внести деньги на спецсчет или оформить независимую гарантию. Способ обеспечения выбирает сам участник (п. 1 ст. 44 44‑ФЗ). После этого оператор отправит поставщику уведомление о том, что его заявке присвоили идентификационный номер или же ее вернули за нарушения. Причины отклонения заявки также укажут в сообщении (пп. 5, 8 ч. 6 ст. 43 44‑ФЗ).

Подробнее о подаче заявки на ЭТП читайте в статье «Структурированная заявка по 44‑ФЗ: как составить и подать».

Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде по 44‑ФЗ

В первую часть заявки включают (ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ):

  1. Предложение по критериям, которые указаны в извещении (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 32 44‑ФЗ). Здесь участник описывает качественные, функциональные и экологические характеристики предлагаемых товаров, работ, услуг. Но если в заявке такого предложения нет, отказать ее не могут: участника должны допустить к тендеру, но он получит минимальное количество баллов (подп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 43 44‑ФЗ).
  2. Для товаров (в. т. ч. тех, что нужны для выполнения работ, услуг): название страны‑изготовителя по ОКСМ, количество поставляемого товара, указание на его товарный знак. Кроме того, если есть необходимость, участник может включить в заявку фотографию, чертеж товара и другие сведения и документы (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 43 44‑ФЗ).

Если заказчик не устанавливал критерии оценки заявок для конкурса в электронном виде по 44‑ФЗ или же включил в описание объекта закупки проектную документацию или смету на капремонт, первую часть заявки не формируют (п. 1 ч. 19 ст. 48 44‑ФЗ). А название страны‑изготовителя товаров для поставки указывают во второй части заявки.

Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде по 44‑ФЗ

Во вторую часть заявки включают (ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ):

  1. Решение о согласии на совершение или об одобрении крупной сделки, если этого требуют уставные документы. Подробности — в статье «Решение об одобрении крупной сделки: зачем нужно и как оформить».
  2. Декларацию о соответствии участника установленным требованиям.
  3. Реквизиты счета, куда будет поступать оплата за исполненный контракт или его этапы.
  4. Документы с подтверждением квалификации участника — если заказчик установил такой критерий оценки заявки. Но отсутствие таких документов — не основание для отклонения заявки.
  5. Документы с подтверждением соответствия товаров, работ, услуг различным законодательным требованиям — если заказчик установил такое требование.
  6. Документы с подтверждением соответствия нацрежиму — если заказчик установил такое требование. Если участник не предоставит нужные сведения, будет считаться, что он предлагает иностранные товары, работы, услуги.
  7. Разрешения, лицензии и другие документы, которые подтверждают право заниматься деятельностью, связанной с объектом закупки, — если заказчик установил такое требование.

Если участник не сформировал первую часть из‑за отсутствия критериев оценки, его заявка должна состоять из второй и третьей частей. В таком случае во вторую часть заявки на конкурс в электронной форме дополнительно включают (п. 1 ч. 19 ст. 48 44‑ФЗ):

  • Название страны — изготовителя товара по ОКСМ.
  • Характеристики товара, его товарный знак. Но если в описании объекта закупки есть проектная документация или смета, эту информацию указывать не надо.

Некоторые сведения в заявке автоматически формирует оператор ЭТП: регистрационные данные, информацию о преимуществах для участника. Устав, приказы о назначении директора, декларации о принадлежности участника к СМП и СОНКО, организации инвалидов или предприятия УИС прикладывать к заявке на конкурс не нужно.

Третья часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде по 44‑ФЗ

Третья часть заявки — это предложение о цене контракта. А если заказчик проводит конкурс в электронной форме — предложение о сумме цен единиц товара, работы или услуги (ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ).

Пока идет процедура конкурса по 44-ФЗ и время на подачу заявок не истекло, участник может улучшить свое предложение из третьей части. Новое предложение не должно быть нулевым и не должно совпадать или превышать предыдущее предложение. Если же предложенная цена будет ниже 0, тогда ее посчитают платой за заключение контракта (ч. 8 ст. 48 44-ФЗ).

Если поставщик передумал участвовать в конкурсе, он может отозвать свою заявку (ч. 9 ст. 43 44‑ФЗ). Это можно сделать в любой момент до окончания срока подачи заявок. Отозвать заявку разрешают и после подведения итогов конкурса в электронном виде по 44‑ФЗ, но только при условии, что предложение не вошло в тройку лучших и его не отклонили в ходе торгов. Заявки отзывают через электронную площадку: нужно сформировать отзыв на ЭТП и подписать его УКЭП.

Сервис для поиска закупок в один клик

Шаг 4. Рассмотрение первых частей заявок

Заказчик определяет участников торгов путем рассмотрения заявок по конкурсу 44‑ФЗ. Комиссия заказчика рассматривает первые части заявок в течение 2 рабочих дней после окончания подачи:

  1. Члены комиссии рассматривают первые части, затем признают их соответствующими извещению или отклоняют.
  2. Допущенные заявки — их первые части — оценивают по критериям «Расходы» и «Характеристики объекта закупки» (если их устанавливали).
  3. Заказчик формирует на площадке протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок. В таком протоколе указывают дату рассмотрения, номера заявок, информацию об их соответствии/несоответствии, присвоенные значения по каждому критерию оценки и другие сведения (ч. 6 ст. 48 44‑ФЗ). Протокол подписывают УКЭП всех членов комиссии и заказчика. Отменить или изменить этот протокол нельзя (письмо Минфина от 09.06.2022 № 24‑07‑07/54924).

Шаг 5. Рассмотрение вторых частей заявок

После первого этапа конкурса по 44‑ФЗ оператор передает заказчику вторые части заявок, информацию и документы по пп. 2, 3 ч. 6 ст. 43 44‑ФЗ. В течение 2 рабочих дней после их получения комиссия (ч. 11 ст. 48 44‑ФЗ):

  1. Рассматривает вторые части заявок и документы.
  2. Признает их соответствующими требованиям извещения или отклоняет.
  3. Оценивает вторые части заявки по критерию «Квалификация», если его установили.
  4. Формирует протокол по вторым частям заявок. В нем указывает дату рассмотрения и оценки заявок по конкурсу 44‑ФЗ, информацию о допуске или отклонении заявки, присвоенные значения по критерию «Квалификация» и другие сведения (ч. 13 ст. 48 44‑ФЗ). Если конкурс признали несостоявшимся, об этом также пишет в протоколе (п. 2, 4 ч. 1 ст. 52 44‑ФЗ).
  5. Подписывает протокол УКЭП — это должны сделать все члены комиссии и сам заказчик. Подписанный протокол направляет оператору ЭТП. Этот документ также нельзя отменить или скорректировать.

Заявку участника на конкурс в электронном виде по 44‑ФЗ могут отклонить строго в определенных случаях (ч. 12 ст. 48 44‑ФЗ). К примеру, если она не соответствует требованиям извещения, участник не предоставил нужную информацию или подал искаженные сведения. За неправомерное отклонение заявки поставщик может подать жалобу в ФАС.

Закупки без торгов и тендеры в одной программе

Шаг 6. Подача ценовых предложений о снижении цены контракта

Если после рассмотрения первых частей заявку заказчика допустили к конкурсу, он может подать одно ценовое предложение о снижении цены контракта. Оператор уведомляет участников о лучшем ценовом предложении на текущий момент, поэтому если поставщик посчитает целесообразным, он может снизить цену еще больше.

Ценовые предложения от участников принимают только в течение 1 часа. Точную дату и время подачи предложений можно посмотреть в извещении (п. 23 ч. 1 ст. 42, п. 4 ч. 7 ст. 48 44‑ФЗ).

Предложения участника должно быть ниже цены, указанной в третьей части заявки, и не может равняться 0. Если поставщик не направил предложение о цене, окончательным посчитают цену из третьей части заявки (ч. 8, 9 ст. 48 44‑ФЗ).

Если заказчик не установил критерии оценки или в описании объекта закупки есть проектная документация или смета, ценовые предложения не подают (ч. 19 ст. 18 44‑ФЗ).

Шаг 7. Подведение итогов конкурса

Заказчик подводит итоги конкурса на следующий день после получения предложений о снижении цены от участников и протокола подачи таких предложений. На подведение итогов отводят только 1 рабочий день (ч. 15 ст. 48 44-ФЗ).

Победителем открытого конкурса в электронной форме по 44‑ФЗ становится участник, который набрал больше баллов, а его заявке присвоили первый номер.

Если в нескольких заявках на конкурс в электронном виде по 44‑ФЗ содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присвоят той, которая поступила раньше.

Рассмотрев все предложения, заказчик формирует протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме по 44‑ФЗ. В протоколе указывают, кто из участников соответствует условиям тендера, какие значения и порядковые номера комиссия присвоила по критериям оценки заявок и кто победил в конкурсе (ч. 17 ст. 48 44‑ФЗ).

Протокол подписывают УКЭП как члены комиссии, так и сам заказчик. Затем итоговый протокол публикуют в ЕИС.

Сервис для поиска закупок на всех ЭТП и электронных магазинах

Шаг 8. Запрос на разъяснение результатов конкурса

Если после размещения итогового протокола участник не согласен с результатами конкурса, он может направить запрос о даче разъяснений по своей заявке через ЭТП. Запрос надо отправить не позднее даты заключения контракта.

Заказчик обязан разъяснить информацию из протокола в течение 2 рабочих дней после поступления запроса от поставщика. Ответ формируют через оператора торговой площадки (ч. 18 ст. 48 44‑ФЗ).

Шаг 9. Заключение контракта с победителем

Контракт с победителем заключают не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола по конкурсу в электронном виде по 44‑ФЗ (ч. 1 ст. 51 44‑ФЗ). Стандартная процедура заключения контракта по результатам конкурса по 44‑ФЗ такова:

  1. Заказчик присылает участнику проект контракта на электронную площадку — в течение 2 рабочих дней с даты публикации протокола.
  2. Участник проверяет проект. Если все правильно, поставщик загружает на торговую площадку документ с подтверждением того, что внес обеспечение исполнения контракта (если заказчик требует обеспечить обязательства).
  3. Поставщик подписывает контракт своей УКЭП и публикует вместе с подтверждением обеспечения — на электронной площадке и в ЕИС. Так он фактически отправит контракт заказчику. На это у победителя есть 5 рабочих дней со следующего дня после получения проекта от заказчика.
  4. Заказчик еще раз проверяет и подписывает контракт.
  5. Как только заказчик подпишет контракт и разместит в ЕИС и на площадке, поставщику придет уведомление от оператора ЭТП. С этого дня контракт считается заключенным.

Оператор может брать оплату с победителя открытого конкурса в электронной форме по 44‑ФЗ (ч. 4 ст. 24.1 44‑ФЗ). Причем плату могут взимать даже с участника, который уклонился от госконтракта. У каждой площадки свои правила и тарифы.

Подробнее о заключении цифрового контракта читайте в статье «Структурированный контракт по 44‑ФЗ: что это и как с ним работать».

Госзакупки и коммерческие тендеры в одной программе

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт sbis.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее