Госзакупки: тренды, чего ждать в 2024 году

редактор, эксперт по торгам и закупкам

Заказчики и поставщики провели 2023 год активно. Законодатели не давали расслабиться, а текущая обстановка была не из самых простых. Малый, средний бизнес и самозанятые стали активнее включаться в госзакупки, тендеры стали проходить быстрее, но и конкуренция среди участников возросла.

Вы узнаете

Что закупали госзаказчики в 2023 году

По данным единой информационной системы (ЕИС), госучреждения и органы власти заключили в прошлом году контрактов по 44‑ФЗ на 10 168,58 млрд ₽ — чуть меньше, чем в 2022 году. При этом самих контрактов и госзакупок в целом стало больше. Похоже, что заказчики пытались найти компромисс между потребностями и экономией бюджета. Размещались больше, а тратили немного меньше прежнего.

В закупках госкомпаний по 223‑ФЗ динамика менее позитивная: в 2023 году заключено контрактов на 9 155,01 млрд ₽ против 11 617,14 млрд ₽ в 2022 году. Размещено таких закупок тоже меньше.

Статиcтика госзакупок

Статистика госзакупок по 44-ФЗ

Количество госзакупок

Количество закупок по 44-ФЗ в 2023 году

Самые популярные закупки в госсекторе: по данным СБИС (Saby), продолжает лидировать строительная сфера, медикаменты, энергетика и поставки оборудования. Набирают обороты финансовые услуги и страхование. Они берут на себя большую часть рынка из‑за высокой стоимости контрактов. Это не значит, что других заказов нет: товары, работы и услуги, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности организации, покупают всегда. Например, госучреждению не обойтись без обязательного обучения сотрудников, закупок бытовой химии, полиса страхования от ЧС и ресурсов для ведения основной деятельности. В больнице это лекарства. В центре обучения вождению — бензин, а в художественной школе — краски. Стоит учитывать, что при урезании бюджета приоритет будет у лекарств, а не у канцелярии.

Закупки без торгов и тендеры в одной программе

Как изменился рынок госзакупок, по данным Минфина

Закупки органов власти и госучреждений, которые работают по 44‑ФЗ

  • Запросов котировок стало больше — сказываются мораторные поправки. Напоминаем, что в 2023 году власти увеличили максимальную цену тендера, при которой разрешено проводить котировки, до 10 млн ₽. Раньше порог был существенно ниже: всего 3 млн ₽. Также заказчики до конца 2026 года не ограничены в лимите таких заказов. Если вы еще не участвовали в котировках, попробуйте в 2024 году. Победителя в котировках выбирают быстрее, чем в других тендерах по 44‑ФЗ, и в целом это более простая для участия процедура. Подробнее о том, как принять участие в запросе котировок, читайте в статье «Запрос котировок по 44‑ФЗ в 2024 году».
  • Закупки без торгов через электронный магазин госзаказчики проводили чаще — почти в 25 раз по сравнению с 2022, опять же, благодаря мораторным поправкам. Напоминаем, что в 2023 году максимально допустимая цена закупки «с полки» по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ составила 5 млн вместо 3 млн ₽. Заказчику разрешено закупать таким способом на сумму не более 100 млн ₽ в год. Если еще не получали заказы через электронный магазин — зарегистрируйтесь в системе и попробуйте подать заявку. Подобных заказов в 2024 будет достаточно, а получить их еще проще, чем контракт по итогам котировок. Подробнее о том, как принять участие в закупке «с полки», читайте в статье «Что такое малые закупки и как в них участвовать поставщику».
  • Электронный аукцион остается по‑прежнему самой популярной госзакупкой. Победителя тендера выбирают максимально прозрачно: торги проходят онлайн, и участники видят ставки друг друга. Стать победителем проще, чем в конкурсе: неценовых критериев в аукционе нет. Выберут того, кто предложил наименьшую цену и соответствует требованиям заказчика. Подробнее об участии в электронном аукционе читайте в статье «Электронный аукцион по 44‑ФЗ».
  • Тендеры стали чаще завершаться выбором победителя — несостоявшихся торгов стало меньше. Видимо, заказчики стали тщательнее прорабатывать извещение о закупке и сопроводительную документацию, ведь завершить тендер контрактом и в их интересах тоже. Это значит, что вероятность споров и скользких ситуаций в закупках стала меньше.
  • Заявки на участие в тендере стали подавать чаще — в среднем около 3 заявок на закупку. Да, конкуренция в госторгах стала несколько выше, но эта цифра — не тот показатель, который должен отталкивать от участия в тендере.
  • Малый, средний бизнес и самозанятые стали активнее включаться в госзакупки, что еще раз доказывает привлекательность гостендеров. Бизнес ищет стабильности, и госсектор может ее дать — заказы будут в любом случае. Важно уметь оперативно подстраиваться под текущую ситуацию.
  • Жалоб стало чуть больше — видимо, из‑за законодательных новшеств, в том числе из‑за введения структурированной заявки. По началу не всем было понятно, как ее подавать, а заказчики и некоторые торговые площадки оказались не готовы к нововведениям. Как правильно заполнить тендерную заявку, мы писали в статье «Структурированная заявка по 44‑ФЗ: как составить и подать».

Закупки госкомпаний и бюджетников, которые работают по 223‑ФЗ

  • Госкомпании стали активнее проводить тендеры, а объем закупок без торгов пошел на спад. Кто еще не участвовал в тендерах по 223‑ФЗ и довольствовался закупками малого объема — самое время научиться принимать участие в торгах. О правилах тендеров по 223‑ФЗ можно узнать из статьи «Закупки по 223‑ФЗ для новичков простыми словами».
  • Увеличилась конкуренция среди участников торгов — заявок стало больше. Чтобы выиграть торги, важно предложить низкую цену, соответствовать требованиям заказчика и правильно заполнить тендерную заявку. Безболезненно пройти все этапы участия в тендере помогутэксперты Тензора — стоимость их услуг фиксирована, и им не нужно выплачивать процент от выигранного контракта.
  • Состоявшихся тендеров стало больше — заказчики стали внимательнее подходить к подготовке тендерной документации, поэтому шансов нарваться на тендер с нереальными условиями стало меньше.
  • Расторгать договоры стали реже — заказчики и поставщики стали ответственнее относиться к заказам. Предполагаем, что свою роль сыграла возможность заключить доп. соглашение к договору.
  • Жалоб стало меньше на 28%. Это значит, что права участников тендеров нарушали меньше — самое время выходить на госторги.

Закупки по 44‑ФЗ, 223‑ФЗ и коммерческие в одной программе

Чего ждать от госзакупок в 2024 году

Несмотря на текущую ситуацию, госзаказ остается одной из самых надежных сфер бизнеса — заказы есть. Если у фирмы проблемы с продажами, возможно, стоит поменять ориентиры и вместо работы с частными клиентами и коммерческим сектором принять участие в гостендере. Рассказываем, чего ждать от сферы госзакупок в 2024 году.

  1. Курс на цифровизацию госзакупок продолжает набирать обороты. С 1 сентября при подписании документов сотрудниками поставщика понадобится машиночитаемая доверенность (МЧД).
  2. Антикризисные меры продолжают работать. Например, власти по‑прежнему допускают изменение цены и объема заказа в контрактах на лекарства по ч. 65.2 ст. 112 44‑ФЗ. Некоторые меры приостановлены. Например, заказчики в 2024 году перестают закупать без торгов по решению региональных властей, но у них будет право покупать у ед. источника по решению правительства.
  3. Появятся особые условия закупок в сфере высоких технологий по поручению президента по итогам Восточного экономического форума (утв. президентом РФ 11.11.2023 № Пр‑2246, п. 1л) — ждем уточнений от правительства.
  4. Упрощение правил нацрежима по 44-ФЗ— его хотят унифицировать: перенести в Постановление Правительства от 30.04.2020 № 617 об ограничениях допуска импортных промтоваров радиоэлектронику из ПП № 878 и медизделия из ПП № 102.
  5. Продолжается цифровизация услуг по перевозке пассажиров — замена автопарка, в том числе закупка электромобилей.
  6. Экологичность закупок остается приоритетной. Заказчики начнут отдавать предпочтение газу вместо бензина и дизеля в пассажирских перевозках.
  7. Сохраняется курс на приближение правил закупок госкорпораций по 223-ФЗ к 44-ФЗ.
    • Казначейство планирует введение электронного актирования по 223‑ФЗ в заказах для малого и среднего бизнеса. Напоминаем, актирование — это закрытие договора с помощью ЕИС, при котором поставщик отправляет заказчику документы на оплату в электронном виде. Подробнее об актировании читайте в статье «Электронное актирование в ЕИС по 44‑ФЗ».
    • Власти предлагают установить в 223‑ФЗ четкий срок оплаты по договору по аналогии с 44‑ФЗ — не более 7 дней. Пока заказчики могут оплачивать иначе, если это прописано в положении о закупке.
    • Еще в прошлом году власти предлагали приблизить правила нацрежима по 223‑ФЗ к 44‑ФЗ — доработанный проект закона направлен в правительство Минфином в конце января этого года.

Подробнее обо всех изменениях правил закупок по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в текущем году читайте в статье «Что изменится в 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2024 году».

Чек‑лист для поставщиков в 2024 году

Подробнее обо всех рисках для поставщика в госзакупках читайте в статье «Риски для поставщика: как избежать новичку».

Сервис для поиска закупок в один клик

Видеоматериалы по теме

Смотрите также